Отступающие иракцы поджигали нефтяные скважины. Это, вкупе с дымом подбитой техники и песчаной бурей, делало видимость минимальной.
Разгром иракской дивизии
Один из иракских Т-72, уничтоженных в ходе битвы за "73 Истинг" днем ранее
26 февраля 1991 года практически завершилось уничтожение иракской танковой дивизии «Тавакална». Под одновременным натиском 1-й, 3-й танковой дивизии, первой пехотной и 2-го танкового кавалерийского полка, одно из самых подготовленных соединений иракской армии потерпело поражение. Но для американских сил это не было легкой прогулкой. И бой на, так называемой, «Фазовой линии», продемонстрировал, что без должной поддержки американские танки могут быть опасными не столько для врага, сколько для своих сил.
Место встречи отряда "Альфа" с силами 9-й танковой бригады
Первый контакт с иракскими подразделениями, представленными соединениями Республиканской гвардии, случился в тот же день неподалеку от Вида Аль-Батина. В сражении, известном как «Битва за 73 Истинг», иракцы потеряли значительные силы двух бронетанковых бригад. Но и после этого столкновения с противником не прекратились: теперь танки 3-й бронетанковой дивизии США столкнулись с бригадой танковой дивизии «Тавакална».
На вооружении танковой дивизии "Тавакална" были различные модификации советских Т-72 (экспортные модификации, стоит отметить). Некоторые машины производились по советской лицензии под названием "Asad Babil" (Вавилонский Лев).
Разведка боем
Американские БМП M2 Bradley были вооружены 25-мм автоматической пушкой "Бушмастер" и пусковыми установками ПТУР TOW
Как водится, впереди основных сил шел дозор. В том бою за разведку отвечал отряд «Альфа» на БМП M2 Bradley из 7-го
кавалерийского полка. Их путь пролегал по южным границам – между районами под контролем танков 2-го кавалерийского полка и 3-й бронетанковой дивизии. За ними двигались две оперативные группы (4-34 и 4-32) в составе которых уже были танки M1A1 Abrams.
Бронирование "Брэдли" в самых защищенных участках, теоретически, обеспечивало защиту от бронебойных 14,5-мм пуль
Описанные силы держали курс на восток. Движение происходило в условиях видимости, которую ограничивал дым горящей нефти и обильная песчаная буря. В этих условиях тепловизоры несколько улучшали обзор поля боя и идентификацию целей.
Танки M1A1 Abrams, которые должны были поддерживать разведчиков, подбили больше своих БМП, чем враг
Для понимания дальнейших событий, думаю, стоит кратко остановиться на характеристиках американской БМП. Итак, создание M2 Bradley было «вдохновлено» советским опытом применения БМП-1 и БМП-2 в Афганистане, которые в некоторых моментах поражались даже 7,62-мм бронебойными пулями. Бронирование «Брэдли» во лбу позволяло выдерживать обстрел 25-мм подкалиберным снарядом с отделяющимся поддоном. А бортовая проекция выдерживала советскую бронебойную пулю, выпущенную из 14,5-мм пулемета КПВТ. Причем, тестовые обстрелы велись с расстояния в 300 метров. Ответить M2 Bradley мог той же 25-мм пушкой M242, а на случай встречи с танком была пусковая установка ПТУР BGM-71E с ракетами TOW-2A, которые уверенно поражали бронеплиту толщиной до 900 миллиметров. То есть, для иракских танков их было более чем достаточно.
Бой
Помимо Т-72, на вооружении иракцев было до 18 БМП-1. Доподлинно неизвестно, применяли ли иракцы ПТУР "Малютка". Хотя и 73-мм орудия этой машины было бы достаточно для поражения американской БМП
В три часа дня отряд «Альфа» получил обнадеживающую информацию от штаба 3-й бронетанковой дивизии, что между ними и границей Кувейта не осталось иракских подразделений. Но это было ошибкой. Вскоре передовой отряд наткнулся на линию иракских БТР прямо перед собой. Ввиду плохой видимости, противники опознали друг друга лишь на расстоянии в 300 метров. Перед американскими «Брэдли» были силы (естественно, речь идет не о всей бригаде) 9-й танковой бригады – из той самой дивизии «Тавакална».
Несмотря на наличие тепловизоров, американцы идентифицировали врага лишь приблизившись на расстояние в 300 метров
Внезапно непроглядная пустыня озарилась трассерами крупнокалиберных пулеметов и пусками противотанковых ракет.
Изначально американцы решили, что имеют дело с пехотинцами, поддерживаемыми легкой бронетехникой. Но разрыв снаряда, выпущенного из танкового орудия, развеял заблуждение. M2 Bradley произвели пуски ракет TOW и продолжили вести огонь из 25-мм пушек.
Бей своих
Заряжающий "Абрамса" демонстрирует 120-мм снаряд с "пожеланием". Злая ирония в том, что подобными снарядами было уничтожено три американских БМП

Несмотря на хорошее бронирование - как для БМП - от танковых снарядов "Брэдли" защиты не имела
Как вы помните, в тылу отряда «Альфа» шли танки групп 4-32 и 4-34. Последняя смогла достичь дальности эффективного огня, и оказать поддержку разведчикам. Огнем 120-мм орудий «Абрамсов» был уничтожен один Т-72 и несколько бронетранспортеров. Но наибольший успех в том бою танкисты продемонстрировали в уничтожении своих машин. Были зафиксированы попадания в три «Брэдли» под номерами A-22, A-24 и A-31. Первой была подбита БМП с тактическим номером А-24. Она находилась на левом фланге и двигалась в северо-восточном направлении. Там ее и поразил БОПС из 120-мм орудия «Абрамса». Снаряд вошел в левый борт, прошив машину насквозь на уровне подбашенной линии, и убив наводчика. В тоже время, БМП А-33 осталась без радиосвязи: радиостанция пострадала от 12,7-мм пуль пулемета НСВТ. Таким же образом была выведена из строя трансмиссия «Брэдли» А-36 – советский пулемет пробил нижний бронелист американской машины. Командир А-31 осознал всю опасность, перед которой предстала обездвиженная и «пристрелянная» машина. Эвакуировав экипаж, БМП А-31 взяла курс на юго-запад, где и получила два попадания из подкалиберного снаряда «Абрамса» группы 4-34. Такая же участь ждала и «Брэдли» A-22 под командованием сержанта Майерса. Прикрывая машину, которая отправилась оценить ситуацию с ранее подбитой «Брэдли», A-22 сама оказалась подбита. Снова «Абрамсом» и снова в башню.

Одна из M2 Bradley, уничтоженных огнем "Абрамсов"
Итоги
Бой продолжался два часа, пока остатки отряда «Альфа», недобитые огнем своих и иракских машин, не отступили. M2 Bradley с тактическими номерами A-22, A-36 и A-24 были брошены на поле боя ввиду невозможности их эвакуации. В тоже время, сильно поврежденная, но не потерявшая подвижности A-31 смогла отойти своим ходом, но была признана не поддающейся восстановлению. Потери отряда «Альфа» составили два человека убитыми, и все это было следствием «дружественного огня».

Страница из материалов расследования эпизодов "дружественного огня" 26 февраля
До следующего утра американцам так и не удалось нащупать брешь в северных рубежах иракской обороны. Как позже выяснилось, в том бою иракцы располагали 18 БМП-1 и шестью танками Т-72. Лишь на следующий день станет ясно, что огнем американских танков был уничтожен лишь один Т-72 и некоторое количество БМП. Но на позициях были брошены все танки. Несмотря на явное преимущество в приборах наблюдения, американские танкисты в том бою уничтожили больше своих боевых единиц.
Импровизированный мемориал, посвященный жертвам боя у "Phase Line Bullet"
Примечательна фраза, сказанная командующим отряда «Альфа» Джеральдом Дэйви об этом бое:
«Мы были в десять раз ближе к врагу, чем хотели бы быть».
Брошенная иракцами БМП-1 (вероятно, подбитая)
Естественно, всем хочется побеждать и оставаться живыми, и осудить командира, жалующегося на условия – глупо. Но в этой фразе заключена истина, применимая к любой армии мира: победа не обеспечивается идеальным орудием, а складывается из множества, порой незаметных, факторов.

Один из шести Т-72, оставленных иракскими танкистами.
Издательство "шестеренка"
источник