Противоречивое взаимодействие: к чему пришли Россия и США спустя почти семь лет войны в Сирии

Противоречивое взаимодействие: к чему пришли Россия и США спустя почти семь лет войны в Сирии


На днях президент России Владимир Путин, выступая на итоговой пресс-конференции во Вьетнаме, сообщил, что «боевая работа по ликвидации террористического очага в Сирии» близится к завершению. Это означает, что с террористической организацией ИГ в сирийских городах покончено. Но что мы имеем в сухом остатке, оглянувшись почти на семь лет ожесточенных боевых действий с террористами? Полмиллиона погибших как среди алавитов, так и суннитов. Несколько миллионов беженцев, масштабные разрушения населенных пунктов, на восстановление которых понадобится более 80 миллиардов долларов и неизвестно сколько времени. Многие памятники Всемирного наследия ЮНЕСКО утрачены навсегда. Таков результат «инвестиций» западных стран и суннитских монархий. Такова цена за «свободу и перемены», которую пришлось выплатить, чтобы воспрепятствовать очередному «проекту Запада».

Операция по уничтожению запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» находится на завершающем этапе. Во многом этому способствовали последние успешные действия правительственных войск, их союзников на востоке и юго-востоке Сирии. Освобожденные Меядин, Дейр-эз-Зор, Абу-Кемаль лишили радикальных исламистов власти в последних сирийских поселениях и окончательно похоронили надежды Абу Бакр аль-Багдади на строительство самопровозглашенного халифата.

Однако, несмотря на всю храбрость и мужество, проявленное в боях сирийскими военными, вряд ли сегодня уместно говорить о полном прекращении боевых действий. В Сирии еще действуют отряды НВФ. Впрочем, борьба с остатками бандформирований является делом времени, а тот факт, что в арабской республике не осталось населенных пунктов, где главенствуют игиловцы, очевиден.

В тоже время, на полях саммита АТЭС во Вьетнаме состоялся мимолетный диалог между главами России и Соединенных Штатов. Беседу Владимира Путина и Дональда Трампа, которая хоть и прошла, «на ногах», ведущие информагентства уже оценили как очень важную. Предполагается, что краткосрочная встреча двух лидеров демонстрирует готовность к взаимодействию двух держав в борьбе с международным терроризмом и вселяет надежду на совместные усилия в политическом урегулировании сирийского кризиса.

Одобрив совместное заявление во Вьетнаме, российский и американский лидеры, пришли к выводу, что конфликт в Сирии не имеет военного разрешения. «Окончательное политическое урегулирование конфликта должно быть найдено в рамках Женевского процесса в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 2254», - говорится в совместном документе.

При этом остается открытым вопрос, насколько американская сторона добросовестно подойдет к выполнению соглашений, достигнутых на Азиатско-Тихоокеанском экономическом форуме во Вьетнаме. Ведь во многом именно усилия, приложенные западными союзниками, заложили фундамент для обострения внутриполитического кризиса и его превращения в полноценный вооруженный конфликт.

Весь масштаб сирийской трагедии еще только предстоит оценить, но даже сейчас, оглядываясь почти на семь лет назад, становится понятно, что борьба с «плохими» и «хорошими» для США террористами далась сирийцам очень нелегко.

Согласно статистическим данным, предоставленным сегодня ведущими информационными агентствами, за годы вооруженного конфликта в Сирии погибло 470 тысяч человек, 117 тысяч – считаются без вести пропавшими. Численность населения Сирии сократилась на 15 процентов и, к сожалению, продолжает уменьшаться.

В докладе Сирийского центра политических исследований, опубликованном еще в начале прошлого года, говорится о почти двух миллионах людей, получивших ранения, примерно 14 миллионах несчастных, лишенных источников доходов. Во время боевых действий практически половина сирийцев (45%) оказались беженцами, вынужденными покинуть жилища из-за угрозы жизни своих близких. Цифру в 470 тысяч погибших в конфликте Сирийский центр приводил еще год назад.

По данным российских СМИ, Сирия лишилась огромного количества государственных и общеобразовательных учреждений: трех тысяч школ, порядка 400 больниц. Количество квалифицированных врачей уменьшилось на 7 тысяч человек, а распространение тяжелых заболеваний, таких как холера, детский паралиа, напротив, увеличилось.

Этого ли хотели противники действующего режима, когда в марте 2011 года выходили на антиправительственные митинги с требованиями кардинальных реформ по всей стране и отставки Башара Асада? Хочется надеяться, что нет.

Что касается внешних «доброжелателей», здесь все очевидно. Поддержка антиправительственной оппозиции с одной стороны правительствами Турции, Израиля, суннитскими монархиями, и с другой – западными странами, такими как США, Франция, Великобритания, вне всяких сомнений сыграло решающую роль. Стремление последних любой ценой избавиться от неугодного Асада привело к полномасштабному вооруженному конфликту, финансированию на постоянной основе вооруженной оппозиции, а в дальнейшем подготовке боевиков якобы для борьбы с террористами, но по факту с правительственными войсками.

В результате, количество НВФ не уменьшилось даже с присутствием на территории Сирии военных контингентов зарубежных стран и в ходе действий международной коалиции во главе с американцами. Их число составляло несколько десятков, но противоречия между боевиками не ослабили натиска против Дамаска. К тому же, возросло давление Запада, и борьба с терроризмом международной коалиции в одночасье превратилась в открытое противостояние с легитимной властью.

В то время как зарубежные таблоиды выступали с обвинением в адрес Дамаска относительно наличия и применения химического оружия, правительственные войска контролировали не более пятой части от всей территории Сирии, большая часть населения, изнемогая в ходе страшной войны, лишалась крова и своих близких.

Смысл вооруженного конфликта в Сирии изначально заключался в том, что он представляет собой клубок самых разных интересов, начиная от конкурирующих группировок НВФ, и заканчивая зарубежными союзниками, между которыми зачастую возникали, мягко говоря, недопонимания. Договориться в этих условиях крайне сложно.

И все же, попытки преодолеть несогласия повторяются снова и снова.


Кто знает, возможно, российско-американское заявление на бумаге положит начало практическим действиям и поможет «закрепить режим прекращения огня и создать условия для начала политического процесса» на деле.

Александр Викторов
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Германия совсем потеряла страх! Мерц таки решил участвовать в ударах по российской территории
Россия передала всего лишь два бешенных ракетных комплекса, а Израиль и США уже теряют сознание
Российские истребители внезапно вторглись на территорию НАТО. Пощечина получилась увесистой
Зеленский среди лидеров НАТО был как отверженный вшивый! Неожиданное фиаско Зеленского на саммите НАТО
Куда зарыли иностранных наёмников на Украине. Почему Белоусов приказал иностранных наёмников в плен не брать
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин