Курдистану быть! Блеф или новая реальность?

Курдистану быть! Блеф или новая реальность?


В последнее время израильские политики разного уровня все громче заявляют о необходимости признать права курдов на создание собственного государства — Курдистана, и начать процедуру оформления и признания его государственного статуса. Об этом в разное время заявляли министр юстиции Аейлет Шакед, бывшая глава МИД Израиля Ципи Ливни и настоящий глава — Авигдор Либерман, а также сам премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху. Что это: блеф, тайная игра Израиля или новые политические реалии Ближнего Востока?


Курдистан — завещание Османской империи

В период распада Османской империи правительство под давлением иностранных держав подписало Севрский мирный договор о разделе своих владений, в котором также говорилось о создании независимого Курдистана. Однако затем новое турецкое правительство во главе с Кемалем Ататюрком начали войну за независимость. Они отказались ратифицировать условия Севрского договора, признавать Курдистан и выступили против Греции и Англии. Результатом борьбы стало подписание Великим национальным собранием Турции в 1923 году Лозаннского мирного договора, в котором о Курдистане уже не было ни слова. С тех пор курды чувствуют себя обманутыми и с середины 1960-х годов ведут активную политическую и вооруженную борьбу за создание Курдистана, которая затрагивает жизнь 4-х стран: Турции, Сирии, Ирака и Ирана.

По версии Израиля центром Курдистана должен стать Иракский Курдистан на севере страны, который обладает самым широким правом автономии среди всех курдских поселений на Востоке. И если в Сирии курды могут получить автономию в рамках переформатирования государства, а также за самую активную борьбу против ИГИЛ, то в Турции и Иране курдам пока что ничего не светит, кроме постоянных репрессий от действующих властей.


Турция и Израиль. Нерв напряженности

С момента прихода к власти лидера партии Справедливости и развития Реджепа Эрдогана Турция пошла по пути исламизации, что, в свою очередь, вызвало рост турецкого антисемитизма, и отношения с Израилем начали заходить в тупик. В рамках исламской идеи проблема Сектора Газа и Палестины стала насущной для турецкой власти — отсюда еще большая конфронтация с Израилем. В ухудшении отношений сыграли роль операция «Литой свинец» в Секторе Газа и захват Израилем турецкого судна «Мави Мармама», стремившегося прорвать морскую блокаду Газы в ночь с 30 на 31 мая 2010 года. Последний случай стал знаковым для отношений между странами.

В этот же период началась подталкиваемая США «Арабская весна», которая обернулась распространением идей радикального ислама по всему Ближнему Востоку («Аль-Каида» изначально поддержала эти события, уверенная в нужных ей итогах «Арабской весны»). В результате роста исламского фундаментализма Израиль стал все более четко и громко артикулировать мысль о необходимости признания и оформления государства курдов, в том числе и на юго-востоке Турции, где сейчас Эрдоган проводит откровенный геноцид турецких курдов, называя их террористами.

Также турецкие исламские националисты выступили резко против плана Эрдогана предоставить компании Израиля в аренду земли на границе с Сирией в обмен на разминирование этих территорий (согласно Оттавскому договору до 2014 года). Это также негативно сыграло на турецко-израильских отношениях. Побочным эффектом охлаждения отношений стало сближение Израиля с Грецией и Кипром, часть территории которого Турция удерживает в нарушение всех международных норм.


«Флотилия свободы». Знаменатель турецко-израильских отношений

В ночь с 30 на 31 мая 2010 года в нейтральных водах на подступе к Сектору Газа армия Израиля остановила 3 судна с активистами, сопровождающими 3 судна с гуманитарной помощью палестинцам. В результате произошел конфликт, жертвами которого стали как пассажиры «Флотилии», так и израильские военные.

Одним из организаторов поставок стал Стамбульский Фонд за права человека, свободы и гуманитарную помощь — IHH (Insani Yardim Vakfi). Многие полагают, что этот фонд давно связан с терроризмом и является проводником мирового джихадизма. При этом сами руководители фонда не скрывают тесных связей с ХАМАС — палестинской организации, использующей террористические методы борьбы против Израиля. Фонд платит пенсии семьям террористов-смертников через организацию Union of Good. Информационный центр по вопросам разведки и терроризма полагает, что эта организация включает в себя около 50 фондов, которые дают деньги ХАМАС в Газе.

В 1996 году ЦРУ определила «Стамбульский Фонд» как радикальную организацию, которая поддерживает исламские движения в Алжире и Иране, а Датский институт международных исследований в 2006 году пришел к выводу, что фонд в 1990-е годы был активно связан с «Аль-Каидой». Об этом говорят и другие эксперты, например, Даниэль Пайпс. Кроме того, добровольцы фонда закупали оружие для чеченских сепаратистов, но были вовремя обезврежены.

Международная комиссия ООН пришла к выводу, что в инциденте с флотилией «Стамбульского фонда» виноваты обе стороны. Однако отношения между странами были окончательно испорчены. Чем сильнее Турция стремилась к Сектору Газа и Западному берегу реки Иордан с гуманитарной помощью, тем громче Израиль начал утверждать о необходимости создания Курдистана. Эти речи стали еще более отчетливыми после самопровозглашения на территории Ирака и Сирии «Исламского Государства». Глава Общества солидарности и сотрудничества с курдским народом Юрий Набиев отметил:

«Курды — это может быть единственная исламская нация на Ближнем Востоке, которая не грешит антисемитизмом. Между курдами и Израилем всегда исторически были неплохие отношения и тому очень много примеров».


Экономика и геополитика в рождении Курдистана

Последние годы Израиль активно сотрудничает с иракскими курдами, обладающими самыми широкими правами среди всех курдов в регионе. С 2014 года Израиль начал получать от них нефть из севера Ирака через турецкий порт Джейхан. К лету 2015 года 75% всей нефти страна получает от курдов. Однако с падением цены на углеводороды нефтяной вопрос явно потерял в цене. Экономическое обоснование создания Курдистана уступило место геополитическому обоснованию.

После инцидента с «Флотилией свободы» турецкие и израильские политики провели ряд встреч при посредничестве США, последняя из которых прошла в декабре 2015 года в Швейцарии. Израиль извинился за слишком жесткое применение сил спецназа при попытке турок прорвать морскую блокаду Газы и даже согласился выплатить компенсации, но вот снять морскую блокаду и допустить поставки гуманитарных грузов — нет. Чтобы охладить пыл турецких политиков, израильские политики начали говорить о необходимости создания Курдистана. Как только турки нажимают на больное место Израиля — Палестину, израильские политики в ответ бьют по самому больному месту Турции — будущему Курдистану на юге-востоке страны.

Помимо больного места Турции, курды также могут разыграть свою карту и в Иране, что намного больше волнует Израиль. Иран — давний и самый принципиальный противник Израиля в регионе. В свое время иранский президент Махмуд Ахмадинеджад заявлял о необходимости уничтожить Израиль. Кроме того, Иран поддерживает военизированную и политическую шиитскую организацию «Хезболла» на юге Ливана, которая угрожает ракетными обстрелами северу Израиля. Лидер «Хезболлы» Хасан Насралла также яростно и жестко заявляет о необходимости стереть Израиль с лица земли. В этих условиях Иран продолжает оставаться главным оппонентом Израиля в регионе.

Особенно «иранский вопрос» остро встал после того, как Израиль не смог противостоят снятию санкций с Ирана. В результате иранской ядерной сделки Израиль начал переживать за развитие взаимных ирано-американских отношений, поэтому готов пойти на любые меры. Ракетные учения Ирана в декабре 2015 года и разработка собственной ракетной программы также очень встревожила израильских политиков.

Как ни странно, но в отношении Ирана Израиль может быть самым близким и понимающим партнером стран Персидского залива — Катара и Саудовской Аравии, которые продвигают идеи суннитского радикального джихада в регионе. Но здесь приходится делать выбор: или суннитский джихад Персидского залива, или шиитский Иран вместе с «Хезболлой» и аналогичной «ХАМАС» в Палестине. Собственно, хрен редьки не слаще…. Однако все более очевидно, что Иран становится главной проблемой Израиля, тогда как суннитский джихад может и подождать.


источник
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
1 комментарий
  1. Vivaldi
    Курдистан становится ключиком к Ближнему Востоку, и эту карту будут стараться разыграть все. Главное курдам не ошибиться в выборе союзников.
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Германия совсем потеряла страх! Мерц таки решил участвовать в ударах по российской территории
Россия передала всего лишь два бешенных ракетных комплекса, а Израиль и США уже теряют сознание
Российские истребители внезапно вторглись на территорию НАТО. Пощечина получилась увесистой
Зеленский среди лидеров НАТО был как отверженный вшивый! Неожиданное фиаско Зеленского на саммите НАТО
Куда зарыли иностранных наёмников на Украине. Почему Белоусов приказал иностранных наёмников в плен не брать
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин