
Писать об Украине неприятно, больно даже, если ты хоть чуть-чуть любишь эту замечательную страну. И вместе с тем промолчать нельзя, ибо происходящее там поражает. Глупостью, жестокостью, наглостью.
Две новости прошли в сцепке – Валентин Наливайченко уволен с поста главы СБУ; найдены убийцы Олеся Бузины. Связь между этими событиями плотнее, значительнее, чем кажется на первый взгляд. Потому из них можно – и нужно – сделать важные, системообразующие выводы.
То, как подал новость о нахождении убийц Бузины министр внутренних дел Арсен Аваков, заставляет прощаться с надеждой на суд настоящих убийц-заказчиков. На роль «козлов отпущения», «жертв во заклание» избраны националисты, совершившие убийство на почве «личной неприязни». Заявление Авакова об этом безапелляционно, обжалованию не подлежит.
Оно свидетельствует: на роль «плохих парней» в Украине окончательно избраны националисты. Ведь чуть раньше был суд над Витой Заверухой и её бандой, продолжаются расправы над карательными батальонами. Всё это, как сказал бы Илья Кормильцев, связанность одной цепью. На ней ходит, бродит недовольство тех, кто выступил против назначения Арсена Авакова главой МВД.
Националисты, ультрапатриоты, радикалы кандидатуру его изначально отвергли, и с каждым днём раздражение их росло. Арест двух подозреваемых только спровоцировал новую волну агрессии. Жутко, что при этом среди обширного списка претензий к МВД есть и такая: уничтожение Олеся Бузины, врага и предателя украинского народа, правильно, обосновано с точки зрения строительства нации, а потому оправдано. «Убийство нечистого» – иначе не скажешь.
Сам же Аваков гневится в ответ, возмущаясь подобным «воем псевдопатриотизма». И ряды, казавшиеся столь плотными зимой 2013-2014 годов, становятся всё жиже и жиже. Забавно, но Арсен Аваков, маркированный российским агитпропом как бандеровец и националист, отчасти превращается – не из альтруистических побуждений, конечно – в заградительный щит против радикалов.
К коим, выхолощенным, правда, кабинетной службой, относят и экс-главу СБУ Валентина Наливайченко. О его тесном контакте с Дмитрием Ярошем и националистическими организациями сказано на год вперёд. И вот – его оттесняют.
Причём обустраивают это так, словно проводят мощнейшую диверсионную операцию. Порошенко договаривается с депутатами: кого убеждает, кого подкупает – но в результате избавляется от неугодного. Не только как от главы СБУ, но и как от конкурента в политике. Опять же с акцентированной радикальной позицией. Игорь Коломойский, к слову, записан туда же. Националисты, радикалы всё больше укрепляются в статусе главных врагов Украины.
Это, конечно, не значит, что агрессивное зло вытесняется из круга влияния. Нет, просто оно становится более упорядоченным, стройным, из него во избежание ошибочных действий изымается импульсивный, лихорадочный элемент. Потому будет лишь хуже. Ведь зло организованное, чёткое куда опаснее. И беспощаднее. Особенно, если на него напирает другое – бурлящее, хаотическое.
Украина, разобранная на части во время Евромайдана, продолжает дробиться. Новой власти будет выгодно делать вид, словно её пытаются собрать вновь. Разрушать и разрушать опять – безумная украинская традиция. И в данном контексте заявление Михаила Саакашвили о том, что Украине предстоит догнать экономические показатели времён Виктора Януковича, уже не кажется просто оговоркой; ну, разве что, если только по Фрейду.
Разобрали – собрать не могут. И не хотят. Потому разбирают дальше. Ведь мелкие детали легче рассовать по карманам.
Платон Беседин , писатель и публицист