
Нарастающая нестабильность на границе и в зоне ответственности организации Договора о коллективной безопасности ставит новые вызовы перед руководством стран в нее входящих. Сможет ли ОДКБ реализовать свой потенциал и способствовать продлению существующих в регионе конфликтов? Эксперты расходятся во мнениях. Очевидно лишь то, что от этого зависит судьба Организации: станет ли она очередным нежизнеспособным фантомом, вроде СНГ или ГУАМ, либо институализируется и окрепнет, став реальным противовесом НАТО в Восточной Европе.
В первую очередь это конечно зависит от способности Организации, а точнее ее генерального секретаря Николая Бордюжи, соглосовать позиции стран ОДКБ по региональным конфликтам (Нагорный Карабах, Украина) и непризнанным республикам (Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье). Неэффективность Организации в этом плане уже привела к выходу из состава участников Азербайджана и Узбекистана, что значительно ослабило ОДКБ.
В этом смысле показательно НАТО, куда входит 28 стран с разными культурами и интересами, а когда дело касается вопросов безопасности, государства Североатлантического альянса проводят консультации и вырабатывают общую позицию организации по тому или иному вопросу. И это нелегкий процесс. За каждую уступку та или иная страна требует дополнительных привилегий. Так, за возвращение Франции в военную структуру НАТО Николя Саркози потребовал назначить нескольких французских генералов на ряд ключевых постов в альянсе.
С другой стороны, судьба ОДКБ в значительной степени зависит от способности сформировать свой боевой потенциал, а также организовать внутренние процессы в организации, чтобы максимально сократить интервал времени от принятия решения на политическом уровне (Совет коллективной безопасности) до практической его реализации. Здесь опять же нельзя не вспомнить силы быстрого реагирования НАТО и их «супербыстрый» аналог, о создании которого страны альянса договорились в прошлом году.
Кроме того, нельзя не отметить самую слабую сторону ОДКБ – информационную. Согласитесь, НАТО – это бренд, узнаваемый и хорошо продаваемый. Специалистам альянса, несмотря на агрессивную политику и действия, проводимые НАТО в реальности, удалось создать позитивный образ, который привлекает новый членов. Иногда кажется, что даже папуасы в Новой Гвинее знают, что присутствие войск НАТО «несет стабильность и безопасность» в регионе.
ОДКБ – наоборот больше похожа на партизана. С одной стороны все знают, что эта Организация существует, но многие предпочитают ее не замечать. С другой стороны, информации о деятельности ОДКБ настолько мало, что непонятно есть ли она вообще. И если есть, то какой характер она носит? Неудивительно, что подавляющее большинство населения стран, входящих в ОДКБ, едва ли сможет объяснить, что это за Организация и зачем она нужна.
К слову, в сторону ОДКБ уже давно сыпятся упреки в аморфности. О ней говорил и Александр Лукашенко на последней встрече с Николаем Бордюжей 13 апреля в Минске. И неспроста генсек Организации недавно опровергал заявления СМИ и мнения экспертов, что ОДКБ не хватает практической стороны.
Учитывая выше сказанное, можно с уверенностью сказать, что для того чтобы выжить, ОДКБ нужен новый импульс. По мнению ряда российских аналитиков, придать такой импульс, вероятно, сможет только новое руководство. На мысль о возможной смене руководства Организации наталкивает тот факт, что нынешний генеральный секретарь Николай Бордюжа, возглавляющий ОДКБ вот уже почти 12 лет, отпраздновал в прошлом году свое 65-летие. Кроме того, в конце текущего года заканчивается срок его полномочий и на сессии Совета коллективной безопасности будет выбран новый глава. Похоже не зря Николай Бордюжа зачастил в Минск.
Эксперты утверждают, что следующим генсеком ОДКБ будет выходец из Беларуси. Во-первых, руководство Беларуси, как страны-основательности, всегда выступало за поступательное развитие Организации, наращивание ее потенциала и эффективности, а 2011 год, когда в ОДКБ председательствовал официальный Минск, признан одним из самых прорывных.
Во-вторых, такая ротация позволит укрепить доверие к Организации, в которой ключевые посты занимали всегда россияне, со стороны стран ОДКБ, пошатнувшейся благодаря ситуации в Украине.
В-третьих, представитель Беларуси на посту генсека ОДКБ позволит значительно повысить доверие к Организации со стороны западных стран, используя имидж миротворца своей страны, заработанного за время украинского конфликта. Это позволит активнее способствовать установлению мира на востоке Украины, а также снизить влияние ЕС и США на официальный Киев.
В-четвертых, Беларусь ближайший союзник России, который пользуется ее доверием.
Однако, учитывая все плюсы от назначения этнического белоруса на должность генсека ОДКБ, нужно задуматься, а есть ли среди белорусского политического бомонда достойная замена Николаю Бордюже? Ведь кроме всего прочего, нынешний генсек имеет звание генерал-полковника (профессиональный военный), опыт руководства Советом безопасности России, а также дипломатический опыт.
Очевидно. Что такие кандидатуры есть. Например, Леонид Мальцев, Юрий Жадобин, Виктор Шейман.
Председатель белорусского Государственного пограничного комитета генерал-полковник Леонид Мальцев – личность весьма известная и заслуженная. В свое время он также возглавлял Министерство обороны и Государственный секретариат Совбеза, а также координировал военное сотрудничество стран СНГ. Однако против него играет его возраст: в августе текущего года ему исполнится 66 лет.
Экс-министр обороны генерал-лейтенант Юрий Жадобин – еще один возможный претендент на пост генсека ОДКБ. Он руководил внутренними войсками МВД и службой безопасности Президента, был Председателем КГБ, а также возглавлял Госсекретариат Совбеза. Юрий Викторович родился в Украине, что может быть использовано для развития отношений с официальным Киевом.
Виктор Шейман – фигура в белорусской политике также весьма видная, а главное, много лет пользующаяся доверием Александра Лукашенко. В то же время последние несколько лет Виктор Владимирович находится в политической тени, занимая должность Управляющего делами Президента. Шейман коренной белорус, всего на год моложе нынешнего генсека НАТО Йенса Столтенберга. Он также генерал-полковник и также руководил Госсекретариатом Совбеза.
Конечно, это не полный список претендентов, способных возглавить секретариат ОДКД и вывести Организацию на новый уровень. А ведь от этого зависит судьба не только и не столько ОДКБ, сколько целого ряда интеграционных проектов России, находящихся в зоне жизненно важных интересов Москвы. Это, с одной стороны, обуславливает важность предстоящего выбора, а с другой, ясно дает понять, что последнее слово, все-таки, остается за Кремлем.
Так кого же из белорусов может предпочесть Москва?
источник