В Киргизии вновь бурлят политические страсти: страна накануне запланированного на 8 мая подписания договора о присоединении к Евразийскому союзу оказалась без правительства — в отставку подал премьер Джоомарт Оторбаев, за которым в соответствии с нормами конституции РК последует весь состав правительства. Глава республики Алмазбек Атамбаев отставку Оторбаева принял. Вместе с ним постов лишатся и министры, которые до формирования нового правительства будут работать с приставкой «и.о.» — исполняющие обязанности.
Как распалось правительство
Ранее свои посты покинули министр финансов Ольга Лаврова, давно желавшая уйти в коммерцию, и покинувший страну по состоянию здоровья министр транспорта и коммуникаций Калыкбек Султанов. Главу Фонда управления государственным имуществом Дуйшена Ирсалиева уволили из-за превышения должностных полномочий, нарушения субординации и препятствовании премьеру в смене менеджмента Centerra Gold Inc. — собственника золотого месторождения Кумтор, заодно снят с занимаемой должности руководитель ОАО «Кыргызалтын» Токон Мамытов.
Намерение Оторбаева уйти в отставку, несмотря на свою логичность, стало неожиданным, главными причинами её стали:
1. Неспособность правительства решить проблему с золотоносным рудником Кумтор, который разрабатывается канадской компанией Centerra Gold и уже стал притчей во языцех. За два года своего премьерства Оторбаев так и не смог принудить канадцев работать без финансовых ухищрений и занижения запасов золота, в то время как депутаты из «Ата Мекен» требуют национализации рудника, ставшего первым плательщиком налогов в республиканский бюджет.
2. Недостаточный, а главное, медленный уровень подготовки правительства к присоединению Киргизии к Евразийскому союзу.
3. Проваленная информационно-разъяснительная кампания по членству КР в ЕАЭС.
4. Отсутствие успехов в экономическом развитии республики.
Впрочем, есть мнения, что Джоомарт Каипович покинул свой пост не добровольно, а был вынужден уйти по причине конфликта с канадцами из Centerra или же в силу политических факторов, в частности желания заработать на продаже должностей в правительстве.
Вероятно, причина отставки в наложении друг на друга множества факторов.
Рейдерство и скандал с привкусом президентской администрации
Вслед за Оторбаевым заявление об отставке написал первый замруководителя аппарата президента КР Икрамжан Алмиянов. В тексте прошения об отставке Алмиянов написал о давно возникшем желании оставить свой пост и намерении решить в судебном порядке с журналистами, обвинявшими его в рейдерстве. Речь идёт об обвинении чиновника, которого называли «серым кардиналом», без которого не назначался ни один чиновник, в попытке захвата через суды медиа-холдинга «Вечерний Бишкек». Сам же холдинг проверяется Госкомитетом национальной безопасности Киргизии на предмет «наличия публичных призывов к насильственному изменению конституционного строя». Дело в том, что промежуточным итогом неразрешённого корпоративного спора стало заявление руководства «Вечернего Бишкека» с призывом к гражданам республики объединиться, дабы «защитить страну от кучки лиц из окружения президента». Примечательно, что владелец ИД «Вечерний Бишкек» Александр Ким тесно связан с беглым семейством второго президента КР Курманбека Бакиева и обвиняется помимо давления на журналистский коллектив «Вечёрки» ещё и в тесной дружбе с Вашингтоном.
Когда бардак подобен смерти
На пост нового премьера пророчат министра экономики Темира Сариева, которого называют наиболее приемлемым для России кандидатом. Впрочем, это лишь один из вероятных кандидатов — никаких официальных заявлений никто из представителей политических партий республики по поводу приемлемых кандидатов не делал.
Примечательно, что речи о распаде правящей коалиции не идёт — парламент продолжает работать в привычном режиме, равно как и, по словам лидера коалиции Феликса Кулова, не стоит ожидать приостановки, а тем более остановки процесса вступления Киргизии в Евразийский союз, благо подпись под документом найдётся кому поставить. Впрочем, Минэкономики республики (руководит министерством Темир Сариев) уже 24 апреля заявило о том, что сроки вступления республики в ЕАЭС могут быть передвинуты.
В частности, не удалось согласовать позиции по:
1. Товарам, которые будут ввозиться в республику для реализации инфраструктурных проектов из Китая. Это фактически может стать «дырой» в таможенной ограде Союза, через которую привыкшие к реэкспортной модели «экономики» предприниматели будут ввозить в ЕАЭС китайские товары с целью последующей реализации в других странах объединения.
2. Вопросу аудита киргизской системы ветеринарного контроля. Позиция киргизского бизнеса понятна — есть желание сходу проникнуть на пищевой рынок Союза. Впрочем, состояние систем ветеринарного и фитосанитарного контроля в республике, где ещё два года назад директор Центра экспертизы зерна при Минсельхозе заявлял об опасности хлебобулочных изделий, не вселяет уверенности в необходимости снятия аудита.
Собственно, куда выведет Киргизию извилистая дорога кадровых перестановок — пока неизвестно, однако ряд выводов можно сделать. Во-первых, отставка премьера произошла явно не вовремя и на пользу имиджу Бишкека не пойдёт, равно как и не улучшит и без того отвратительную управляемость. Во-вторых, речи о срыве процесса евразийской интеграции Киргизии пока не идёт — позиции чиновников явно диссонируют, однако решения об отказе от евразийской интеграции не принято. В-третьих, видимых признаков подготовки к очередной цветной революции нет: правящая коалиция не распалась, а вопрос кадрового состава нового правительства рассматривается фракциями Жогорку Кенеш как рабочий. В-четвёртых, процесс принятия законодательных актов, которые позволят снизить риск нежданных «сюрпризов» на запланированных в ноябре сего года парламентских выборах, идёт по плану.
Потому с большей долей вероятности можно утверждать о том, что масштабные отставки носят плановый характер и совпали с всплывшими на поверхность нелицеприятными фактами о деятельности чиновников, и являются попыткой Алмазбека Атамбаева оживить бюрократический класс Киргизии, принудив его к сколь-либо эффективной работе.
И, тем не менее, в день оглашения премьером Джоомартом Оторбаевым своего намерения уйти в отставку глава республики Алмазбек Шаршенович заслушал доклад главы Госкомитета по нацбезопасности об оперативной обстановке в стране и предпринимаемых мерах по борьбе с религиозным экстремизмом.
Впрочем, выйдет ли гальванизировать киргизскую бюрократию, которая не блещет управленческими качествами, — покажет время. Однако кадровые пертурбации накануне вступления КР в Евразийский союз и приближающихся парламентских выборов явно не к добру и могут довести страну до чего угодно, вплоть до распада.
***
Однако не стоит исключать вероятности того, что ситуацией попытается воспользоваться Вашингтон, чьи эмиссары явно оживились и совершают турне по странам Средней Азии, где проводят консультации по «афганскому вопросу».
Неизвестно, что привезли в Киргизию под видом дипломатической почты весом в 152 тонны американцы. Как утверждают власти КР в лице главы МИД Эрлана Абдылдаева, практика доставки столь крупных партий грузов является нормальной, а дипломат божится, что США заверили Бишкек в том, что в грузе нет ничего запрещённого, а сама дипломатическая почта предназначается для обустройства строящегося посольства США. Естественно, власти республики не в состоянии проверить содержимое самолётов — не позволяет Венская конвенция о дипломатических сношениях.
Однако вскоре США доставят в Бишкек ещё 20 тонн дипломатической почты. В общем, ясности по вопросу скромных американских дипломатических бандеролей нет никакой, а потому к загадке, что же за 152 тонны дипломатической почты доставили самолёты США в бишкекский аэропорт Манас и кому от этой дипломатической почты должно стать плохо, вскоре прибавится новый 20-тонный ребус.
Остаётся лишь надеяться на то, что киргизские чиновники смогут оперативно решить все ребусы и головоломки, и Москве, Астане и Минску с Ереваном не придётся вскоре решать вместо Бишкека.
источник