Лет восемь назад мой друг вернулся из очередного рейса. Их судно в том рейсе играло роль своеобразного африканского морского такси, т. к. они курсировали между портами Западной Африки с двухдневными, а порой и суточными переходами. И вот спустя месяц после его возвращения домой мы как-то встретились. На губах друга периодически бродила какая-то ироничная ухмылка. Заинтригованный, я спросил, что его так веселит.
Оказалось, что в последнем рейсе в состав экипажа вошли два курсанта, для которых этот рейс был первым. После первого захода в африканский порт ребята, одолеваемые гормональной бурей, сделали для себя открытие: в некоторых странах Африки специфические интимные услуги стоили чуть дороже полноценного ужина в местных закусочных. Ни предупреждения, ни крылатая фраза «руссо туристо, облико морале» не возымели успеха.
Кончилось всё невесело. Спустя неделю после возвращения в Россию у ребят, как бы это корректнее объяснить, протекла канализационная система. Посещение врача только добавило трагикомических красок всей истории. Доктор, осмотрев пациентов, с иронично-хитрой улыбкой спросил:
— Ну, сознавайтесь, пацаны, где были?
Ребята назвали ряд западноафриканских стран. Врач пожал плечами и ответил:
— Что же, вот туда и возвращайтесь, потому что я понятия не имею, что за гадость вы с собой привезли…
В итоге парни вернулись в Африку и в самом деле вылечились. Правда, им пришлось не только потратить заработанные деньги, но и влезть в долги. И это показательно. За сотни лет более чем странного общения Африки с другими континентами почти ни на одном уровне какой-либо конвергенции не получилось. Десятки лет «сотрудничества», объявленного странами Запада в постколониальный период, привели лишь к тому, что женщины продаются за обед. Африка, словно другая планета, с которой вывозят ресурсы или превращают в полигон для соперничества более развитых стран.

И это заметно во всём. Эфиопия, Руанда и Конго производят один из лучших кофе в мире. Но местное население, работающее на плантациях, даже не могут позволить себе чашечку этого кофе. Не по карману. Они пьют жижу из той кофейной крошки, которая остается после обработки зёрен. Точно такая же история и с чаем из Кении и всё той же Руанды.
Африка — регион злых парадоксов. Одна из беднейших стран мира — Бенин — обладает почти 40 месторождениями золота. Нищее государство экспортирует на внешние рынки золото! А ещё фосфориты, мрамор и отличный лес. Без не менее нищего Нигера США и Франция лишились бы существенной части атомной генерации электричества, т. к. в Нигере крупнейшие залежи урана. А закредитованная донельзя Евросоюзом Ангола — третий на континенте производитель алмазов и крупный добытчик нефти. И отказываться от такого пирога никто не собирается, особенно янки.
«Кого надо, того и убили…»
Когда заходит речь о российском Африканском корпусе, то доморощенные «либералы» закатывают глаза и начинают презрительно плодить страшные байки о деятельности этого формирования нашего Минобороны, хотя корпус осуществляет свою деятельность по согласованию с местными властями. А вот о деятельности африканского командования в Африке AFRICOM эти ребята помалкивают. И не всегда это было следствием двойных стандартов. Просто янки в Африке действуют настолько немногословно, что даже их политическое начальство не в курсе деятельности своей колониальной армии.
К примеру, многие американские политики даже не знали о наличии своего военного контингента в Нигере, пока их спецназовцы не погибли в бою, который получил название «засада в Тонго-Тонго» в 2017 году. Да и строительство американской военной базы в Нигере под названием «Нигер 201» сопровождалось тайнами, коррупцией и скандалами. Изначально конгресс одобрил выделение 50 млн долларов на постройку военной базы, но итоговая смета почти перевалила за 100 млн! И кстати, Минобороны даже не удосужилось поставить в известность об этом конгресс, что в принципе является нарушением. Куда пошли деньги? Как знать.

Самолёт ВВС США C-17 Globemaster III взлетает с базы «Нигер 201» в 2021 году
При этом «Нигер 201» — это не просто склад ГСМ, пара бронетранспортёров и сотня-другая солдат а-ля «упал — отжался». База изначально была предназначена для размещения дронов MQ-9 Reaper и крупнотоннажных самолетов типа Boeing C-17 Globemaster III. Напомню, что США регулярно используют аппараты MQ-9 Reaper для ликвидации военных и политических оппонентов. Так, в 2020 году с помощью MQ-9 Reaper был убит генерал-лейтенант КСИР Касем Сулеймани.
Если учесть тот факт, что крупная часть Африки вообще не покрыта действиями радаров, то не нужно долго гадать об оперативном назначении базы. Как автор указывал в части первой, в 2024 году правительство Нигера указало янки на дверь. Формально янки в Нигере совместно с французским военным контингентом и нигерской армией боролись с джихадистами. Однако власти Нигера официально обвинили американских «партнёров» в эксплуатации офицеров местных ВС как поставщиков разведывательной информации, а собственными данными американцы и не думали делиться с «союзниками». Также нигерцы подозревали, что Вашингтон за спиной легитимных властей наводит мосты с племенными вождями, чтобы в случае необходимости смещения правительства или вовсе раздробления страны уже был «нужный» актив. Были, разумеется, и подозрения в совершении тайных ликвидаций и прямого вмешательства во внутриполитические дела.
На самом деле такая практика использования военных баз в Африке самый настоящий modus operandi AFRICOM, а их у янки на континенте почти 30 штук в более чем дюжине стран! Кстати, американские войска, вынужденные покинуть Нигер, отнюдь не торопятся к родным пенатам «Оклахомщины». Никто не желает оставлять Африку. Сейчас вашингтонские чиновники ищут для них «уютный» уголок в Джибути или в республике Чад. Ведь десятки стран Африки связаны с США договорами, предусматривающими размещение временного военного контингента на инфраструктуре африканских стран.
Да и денег США на содержание AFRICOM не жалеет. Так, операционный бюджет одной только штаб-квартиры AFRICOM составляет почти 400 млн долларов ежегодно! Более того, по объёмам ротации кадров африканский театр боевых действий уступает разве что старой доброй «песочнице» США — Ближнему Востоку.

Шевроны формирований США в Африке. Любят янки пафос
При этом не стоит рассматривать AFRICOM только как военную дубину или разведывательную структуру. Контора на постоянной основе привлекает к своей деятельности американских политиков и дипломатов и даже «независимых» журналистов, которые по свистку янки начинают раскачивать различные неудобные и «авторитарные» режимы. Принимают самое активное участие ребята из AFRICOM в тренировке и обучении туземных армий. Конечно, как боевые единицы «ученики» США звёзд с неба не хватают, но их регулярное участие в свержении легитимных властей давно не секрет.
Конечно, сведущий читатель обязательно укажет, что ещё в мае сего года Дональд Трамп выразил сомнение в необходимости содержания AFRICOM, а представители конторы заговорили о возможном расформировании. Но эта риторика играла роль обольстительной помощницы фокусника, которая отвлекает внимание зрителя. Прошло уже более четырёх месяцев, но даже намёка на возможные реформы организации нет. Наоборот, активно строятся планы на 2026 год.
«Да что этот негритос себе позволяет…»
Политика России в формате «разворота на Восток и глобальный Юг» была ознаменована в том числе появлением Африканского корпуса в составе Министерства обороны. И корпус ежегодно расширяет географию своего присутствия. Но главное, что Кремль предлагает уникальный для Африки равноправный формат отношений. Это реальная помощь в борьбе с неоколониализмом. Сейчас наши бойцы оказывают помощь в Ливии, Нигере, Буркина-Фасо, Экваториальной Гвинее, ЦАР и т. д. И это только общеизвестные факты сотрудничества.
Естественно, Африканский корпус мигом встал костью в горле старых колониальных стран. Как говорится, ну нормально же сидели — что началось-то?
Поэтому Вашингтон и страны ЕС обрушились с критикой русских бойцов и с политических трибун, и посредством прикормленных СМИ. Кроме того, были подключены и «вассалы» на местах. Ещё в 2023 году Камала Харрис анонсировала передачу Гане «помощи» в размере 139 млн долларов и заявила о расширении военного «сотрудничества». Этим и объясняется яростный демарш действовавшего в то время президента Ганы Нана Акуфо-Аддо. Акуфо-Аддо буквально обвинил власти соседней Буркина-Фасо… в приглашении в страну российской ЧВК «Вагнер» (позже ребята вольются в корпус)!

В Мали от засилья западных колониалистов уже устали, а потому российские флаги в руках митингующих не редкость
Власти Буркина-Фасо в ответ отозвали главу своей дипмиссии в Гане и дали понять, что не «ганское» это дело, кого и по каким причинам официальный Уагадугу приглашает в страну. Это далось Буркина-Фасо не без проблем, т. к. на страну оказывают тяжёлое давление ЕС и США. К тому же Буркина-Фасо на свою беду входит в число стран зоны франка КФА BCEAO (западноафриканский колониальный франк), который привязан к французскому франку. Пикантности всей этой истории придаёт тот факт, что население Ганы, вопреки политике официальных властей, регулярно проводит митинги с требованиями янки убраться из Африки навсегда.
И это не просто разовый случай, это стратегия США и её «союзников» по контролю над Африкой. Так, в июле 2025 года в ходе слушаний по выдвижению кандидатур в комитет сената по вооруженным силам генерал-лейтенант ВВС Дагвин Р. М. Андерсон, которого в США в тот момент рассматривали как кандидата на пост главы Африканского командования, произнёс программную речь:
«Китай расширяет свой подход, переходя от акцента на экономическом влиянии к более активным военным и информационным операциям. Действия России зачастую дестабилизируют обстановку и противоречат интересам США. Террористические сети продолжают использовать неконтролируемые пространства, представляя прямую угрозу нашей безопасности».
Кстати, должность командира AFRICOM Андерсон в итоге получил. Да и как не получить, если выдвинут он был самим президентом Трампом и министром войны Питом Хегсетом, что само по себе говорит об уровне внимания к региону. К тому же не стоит забывать, что американские силовые структуры зачастую государство в государстве. И какие-то там размышления хоть самого Трампа можно пропускать мимо ушей. В конце концов, если Министерство войны и AFRICOM, в частности, могут послать в пешее эротическое путешествие целый конгресс, то уж с рыжим любителем кока-колы они справятся.
Одновременно с этим AFRICOM инициировало настоящую травлю русского Африканского корпуса в «свободных и независимых» СМИ. Так, ещё в 2022 году агентство Bloomberg выпустило клеветнический материал под названием «Российские наемники ищут золото и сеют хаос в Центральной Африке». И весь материал был основан на свидетельствах безымянных местных жителей, как водится.

Африканцы требуют от Трампа вывести американские базы с континента
Это только один из компонентов информационной войны против России в Африке. AFRICOM последовательно уверяют общественность и собственных политиков в том, что эффективность Африканского корпуса нулевая, что африканские страны буквально скопом ждут не дождутся «современную» армию США, что все успехи на фронте борьбы с исламскими радикалами — это исключительно заслуга янки и их разведки. Когда же дело доходило до конкретики и закономерного вопроса, почему во время теснейшего «сотрудничества» стран Африки с США джихадисты только наступали, то тут чаще всего следует обвинение в работе «на Кремль».
Изо всех сил представители Вашингтона и AFRICOM пытаются окучивать и правительства стран, которые не так давно выбрали путь разрыва отношений с Западом. Так, по некоторым данным, представитель основателя печально известного ЧВК Blackwater (ныне Constellis Holdings) Эрика Принса, отметившегося массовыми военными преступлениями, прискакал в Буркина-Фасо для встречи с молодым военным лидером страны Ибрагимом Траоре. Но Траоре, лично знакомый с Путиным и боеспособностью Африканского корпуса, низвёл встречу до беспредметной обывательской беседы, как ни убеждал его посланец вернуться к треку «сотрудничества» с Западом.
В 2025 в столицу Мали Бамако примчался ни много ни мало Рудольф Аталлах, бывший полковник Военно-воздушных сил США, который входит в команду Трампа и занимал ряд должностей ещё в первой администрации Донни. Правда, встретиться с фактическим главой страны Ассими Гоита ему было не суждено, т. к. янки принял министр иностранных дел Абдулая Диоп. По официальным данным, Аталлах предложил новые планы по «сотрудничеству» в области безопасности, однако по факту это была рекогносцировка с целью выяснить возможность усилить позиции в Западной Африке, а быть может, и разместить в стране собственную военную базу и, соответственно, потеснить Африканский корпус.
И напомню, народ Мали выступает категорически против присутствия стран Запада и одновременно выступает за самые тесные отношения с Москвой, вплоть до предоставления права устройства военной базы. К тому же Мали входит в уже упомянутую «зону колониального франка» и является третьей страной Африки по добыче золота, хоть и остаётся одной из беднейших стран мира.
При этом иллюзорные пряники, которые возят посланцы США в Африку, стабильно сопровождаются экономическим и политическим кнутом. Так, под давлением США Африканский союз (международная межправительственная организация, объединяющая государства Африки) вышвырнул из своего состава Мали, Буркина-Фасо, Нигер и ряд других государств после изменения курса их политики. И это было ещё в 2022 году! А уже в 2023 году пресловутый Всемирный банк приостановил выделение средств примерно тому же списку государств.
Затем на сцену вышли и сами США, ещё при Байдене, сначала сократив обещанную и оговорённую документально поддержку ряда «неугодных» стран Африки, а уже при Трампе в апреле сего года финансирование свернули полностью. Глава Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) Том Флетчер после такого фокуса янки заявил: «Темпы и масштабы сокращения финансирования, с которыми мы столкнулись, безусловно, являются сейсмическим шоком для сектора гуманитарной помощи».
Короче говоря, пока одни американцы сулили африканским странам очередную «перезагрузку» отношений, другие едва не орали в стиле «кафр, к ноге».
Драка за будущее только начинается
На данный момент число преступлений AFRICOM на континенте не поддаётся подсчёту. И нарушение суверенного воздушного пространства в этом разрезе — просто мелкое хулиганство. Так, контора радостно рапортовала, как с помощью ударных дронов удачно боролась с боевиками запрещённой в России группировки «Харакат Аш-Шабаб» в районе Сомали, хотя местные власти утверждают, что под удары чаще всего попадали феллахи, т. е. простые крестьяне. Впрочем, с тем же успехом американцы применяли дроны против террористов Афганистана, Пакистана, Йемена и т. д.
Нельзя не упомянуть вклад AFRICOM в продолжающуюся резню в Ливии. Даже после падения власти Каддафи и наступления «демократии» боевики AFRICOM совершенно безнаказанно вторгались в Ливию, нарушали воздушное пространство и применяли ударный потенциал своих БПЛА без какого-либо контроля. Сколько мирняка убили в тот период янки — также загадка.
За время своего существования колониальная армия AFRICOM провела сотни, если не тысячи операций. Кстати, в одной из таких операций «Несокрушимая свобода — Транссахара» принимал участие молодой буркинийский офицер Ибрагим Траоре. Верно, насмотревшись на такое «сотрудничество», Траоре и решил сменить курс, пока кровавые мальчики по ночам навещать не начали.

И тут следует указать, что большинство из этих мероприятий не разовые операции, а своеобразные стратегические программы, рассчитанные на десятки лет. К примеру, вышеуказанная «Несокрушимая свобода — Транссахара» взяла старт в 2007 году (автор ещё в институте учился) и не окончена до сих пор! И результаты этих программ порой скрываются даже от вашингтонских политиков — по традиции, наверное.
К примеру, серия скандалов сопровождала программу 127echo. Эта программа объединяла пару десятков отдельных операций, которые порой выходили за пределы Африки, позволяя вторгаться в суверенные страны, не связанные договорами со Штатами. Более того, программа не подчинялась надзору даже со стороны органов США. Если перефразировать, то это звучит как «вали мирняк, мы здесь проездом».
Но, главное, издание The Intercept в ряде материалов утверждало, что программа позволяла использовать американскому командованию иностранные «партнёрские» подразделения. По факту янки вооружали, финансировали и снабжали разведданными этнические и религиозные группировки по всей Африке. Никаких органов контроля, мандатов ООН, а сожжённые деревни за спиной «партнёров» — это к ним и вопросы. Не подпадает ли это под обвинение в финансировании терроризма, учитывая практику ведения боевых действий такими формированиями?
И тут возникает закономерный вопрос. США выстреливают в африканские операции миллиарды долларов, а AFRICOM готов, мягко говоря, осложнять отношения даже с конгрессом, если не сказать идти на правонарушение. Где же постулируемая система безопасности? Неужели янки настолько криворукие, что не могут умиротворить если не всю Африку, то хотя бы Сахель или страны Африканского Рога, где, кстати, расположены крупные американские военные базы?
А кто, кроме политических популистов, в принципе утверждал реальные цели США в Африке? AFRICOM же утверждает, что продвигает «интересы» США. Тут они более-менее правдивы. А интересы США с их практикой «управляемого хаоса» и выращивания своих марионеток, никак не связанных ни с государственностью своей формальной родины, ни со своим народом, в чём состоят?
И тут судьба, уготованная Вашингтоном Африке, как на ладони. Ослабленные порой искусственной междоусобицей африканские власти будут не в силах противостоять давлению США и пойдут на почти бесконтрольный вывоз ресурсов, лишь бы продолжить «дружбу» и получить хоть немного вооружения. В плане же максимум — рассадить по странам Африки своих прямых вассалов, чтобы контролировать не только ресурсы, но и портовую инфраструктуру, перемещение через континент и проливы.
Есть и план минимум. А именно создание на континенте столь напряжённого и конфликтного положения, что и стратегические конкуренты США в виде России и Китая не смогут получить дополнительный импульс развития через взаимовыгодные отношения. Так сказать, по классике: «сам не гам, и другим не дам». Ведь ещё не хватало, чтобы оппонент получил конкурентоспособные преимущества.
И на этой ниве у янки есть успехи. К примеру, в 2017 году из-за внешнего давления был разорван договор между правительством ЮАР и корпорацией «Росатом» на постройку АЭС с бюджетом в 76 млрд долларов. И вот уже пять лет подряд тормозятся проекты по продаже и монтажу на африканских реках русских мини-ГЭС от того же «Росатома».

Какой бы план, максимум или минимум, ни получилось реализовать США и их «партнёрам», для африканцев всё едино: война, нищета, компрадорские режимы во власти и секс за тарелку похлёбки из протёртых бобов, бутылку чистой воды или курса лекарств. Кстати, секс в обмен на лекарства практиковали и сотрудники ВОЗ в Африке, и пресловутые «Врачи без границ». Единственная альтернатива этому локализованному аду состоит в усилении позиций Москвы и Пекина на континенте…
Сергей Монастырёв

