Киргизия — государство в Средней Азии, расположенное между Казахстаном и Узбекистаном на севере и Таджикистаном и Китаем на юге. По размерам территории и населения Киргизия похожа на Белоруссию.
Не обладая внушительным военно-политическим потенциалом, Киргизия находится под влиянием трёх крупных сил в регионе: России, Китая, Турции. Нельзя также забывать и о западных странах, которые щедро финансируют киргизские НПО, правозащитников и «независимые СМИ».
Политическая история Киргизии начинается с развала СССР. В Вашингтоне и Лэнгли внезапно узнали о существовании Кирг.ССР, которая, вопреки волеизъявлению населения (94,6 процента на всесоюзном референдуме высказались за сохранение Союза), стала независимым государством. Киргизия попала на геостратегическую карту США в связи с территориальной близостью к тогдашним противникам в соседних регионах: Ирану, Ираку, Афганистану и Китаю.
Первый президент Кыргызской Республики и большой друг Б. Ельцина Аскар Акаев сделал Киргизию свободной в рыночном смысле, то есть со слабым государством и открытой экономикой. Промышленность пришла в упадок, рабочая сила ринулась на заработки за рубеж («Почти каждая семья в Кыргызстане имеет своего представителя в России или родных и друзей». — Акаев), расцвёл криминал и идеологический плюрализм. Сложилась наиболее благоприятная атмосфера не только для иностранного капитала, но и для иностранных разведсетей.
Корпус мира, АКСЕЛС (American Councils for International Education), ЮСИА, USAID, фонд «Сорос-Кыргызстан» пустили щупальца в киргизское общество. Многие киргизы ездили в США по обмену, а по возвращении поддерживали связь с посольством США: школьники, выпускники программы «Молодые лидеры», «фулбрайтовцы», преподаватели, инженеры, журналисты, управленцы. В Киргизии был построен Американский университет в Центральной Азии (Университет свободных искусств в Бишкеке), в котором студенты обучались на английском языке и дополнительно получали диплом колледжа Барр в Нью-Йорке.
Отдельно можно отметить сеть престижных лицеев, созданных американским агентом Гюленом (его произведения включены в Федеральный список экстремистских материалов). Их называют «турецкие лицеи», в них учатся дети политиков, предпринимателей и деятелей культуры. Образование в таких лицеях даёт шанс на стипендию для продолжения учёбы в западных университетах. В гюленовских школах была воспитана новая волна политиков и правящего класса Киргизии. После смерти Гюлена сеть лицеев под давлением Турции перешла под контроль турецкого государственного фонда.
По данным Госдепа, объем только официальной помощи Киргизии (гранты, льготные кредиты, товары гуманитарной направленности), оказанной правительством Соединённых Штатов, за 1992–2017 годы составил свыше 1 млрд долларов, из них 191 млн — на «поддержку демократических преобразований», включая финансирование НПО и СМИ. США в 1990-е годы подписали более 20 соглашений с новым государством. В 1998 году США способствовали принятию Киргизии (первой из СНГ и из государств Центральной Азии) в ВТО. В 2000 году американские конгрессмены вывели Киргизию из-под действия поправки Джексона — Вэника.
Западные и прозападные СМИ в 1990-е и 2000-е годы создали образ Киргизии как единственной демократии европейского типа в Центральной Азии. Не слышали «Киргизия — центральноазиатская Швейцария»?
Стоит ли удивляться, что в 2001 году аэропорт Бишкека превратился в американскую военную базу?
Масштабное влияние США дополняется хитрым влиянием Турции, которая, кстати, первой признала независимость Кыргызской Республики. Как только не стало советской власти, заполнять идеологический вакуум в Киргизию потянулись тысячи исламских проповедников, зачастую радикальных. Киргизская глубинка в 1990-е и 2000-е быстро исламизировалась. Турция щедро оплачивала строительство мечетей и медресе. Как и Америка, предлагала стажировки студентам. Культурное и политическое влияние Турции через религию сильно в киргизской провинции. Там же происходит вербовка боевиков в исламистские организации Ближнего Востока.
Китай сделал большую ставку на Киргизию в рамках проекта «Один пояс, один путь». В 2010-е годы КНР вложила в экономику Киргизии почти 5 млрд долларов (для сравнения: Россия — около 11 млрд).
Киргизы — нация, сформировавшаяся под огромным влиянием русской культуры и политики советской власти. В 1989 году в Кирг.ССР самих киргизов была только половина от населения, 21 процент — русских, 13 процентов — узбеков.
Бывший первый секретарь ЦК Компартии Киргизии и депутат парламента (1993–2005) Усубалиев в 1998 году писал:
«Если бы не было советской власти и если бы Кыргызстан не входил все 70 лет в состав СССР, может быть, сегодня не было бы и предмета разговора. Субъективно кыргызский народ чувствовал себя достаточно устойчиво в содружестве республик. Развивались наши культура, экономика, государственность. В конце нынешнего века о кыргызах как высокоразвитом древнем народе уже стали говорить во всем мире.
Еще неизвестно, как бы сложилась судьба кыргызов, не войди мы в свое время в состав СССР. Можно было, конечно, испытывать чувство гордости от объективной независимости, стоя в полном одиночестве под геополитическими ветрами, которые продувают Среднюю Азию со всех сторон. Но, как политик, утверждаю, что надолго нас в то время не хватило бы. Да и в какие времена государство может себе позволить жить в чистой изоляции? Союзы, сотрудничество в той или иной форме неизбежны. 70 лет Кыргызстан развивался под флагом СССР. Для нас это был удачный вариант».
Первый президент Кыргызской Республики Акаев (свергнутый в 2005 году и работающий сегодня в МГУ) совершенно верно говорит:
«Я всегда считал, что приход России в Центральную Азию в XIX веке был прогрессивным явлением. Россия нигде не осуществляла колонизацию народов в ее классической форме, которую практиковали страны Западной Европы — Великобритания, Франция, Испания, Португалия, Голландия и др. Последние нещадно эксплуатировали и угнетали народы своих колоний, а также хищнически грабили их и выкачивали оттуда несметные богатства для обогащения созданных ими колониальных империй.
Напротив, Россия принесла мир в Центральную Азию, покончив с постоянными конфликтами и войнами, возникавшими между местными народами. Россия вырвала регион из средневекового дикого феодализма, заложила зачатки капиталистического хозяйствования и способствовала появлению рабочего класса и интеллигенции в регионе, создав очаги светского образования. Что же касается советской эпохи и особенно ее послевоенного периода, то это была эпоха ренессанса национальной культуры, образования и науки. Именно в советскую эпоху в республиках Центральной Азии были созданы все атрибуты государственности, которые позволили после распада СССР в 1991 г. успешно развивать республики региона как самостоятельные независимые государства. При этом новая демократическая Россия только способствовала становлению новых независимых государств».
И: «Я считаю, что Советский Союз, советский строй, советский период оставили Кыргызстану замечательное наследие, потому что мы стали за эти 70 лет промышленно-аграрной страной…».
Отсутствие самостоятельного опыта государственного строительства, тем более несоветского типа, отъезд из Киргизии в 1990-е годы квалифицированных русскоговорящих кадров (и немцев в ФРГ), огульный либерализм привели к неустойчивости институтов власти и клановому характеру бюрократии. В 1989 году в Кирг.ССР проживал почти миллион русских (21 процент населения), а в 2009 году остались 400 тысяч (восемь процентов населения).
В период так называемого национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии киргизы относились к наиболее отсталым народам, которые к XX веку ещё не полностью перешли даже к оседлому образу жизни. Становление и динамичное развитие Киргизской ССР было прямо связано с насыщением республики кадрами из России. За счёт в том числе этого киргизы при советской власти совершили невиданный скачок в культурном развитии. После же развала Союза это привело к ряду социально-политических особенностей Киргизии.
Во-первых, в киргизском обществе плохо приживается антисоветизм и национализм. Киргизы, несмотря на всю пропаганду либеральных НПО, в целом положительно относятся к советскому прошлому, к России, русским, русской культуре и языку. В силу этой особенности Кыргызскую Республику нельзя считать государством антисоветским, скорее постсоветским. В учебниках истории СССР не поливается грязью.
Во-вторых, в политической жизни Киргизии решающую роль играет не идеологическая или национальная компонента, а клановая. Что является признаком незрелости государства как института власти.
В-третьих, поскольку власть в Киргизии опирается на кланы, она подвержена внешнему влиянию. Подкуп и давление извне с одной стороны, хитрость и продажность с другой вызывают частую смену внешнеполитического вектора.
В-четвёртых, власть в Киргизии легко свергается.
Все президенты: Акаев (1990–2005), Бакиев (2005–2010), Отунбаева (2010–2011), Атамбаев (2011–2017), Жээнбеков (2017–2020) и Жапаров (2021) — виляли от прозападного курса к пророссийскому, прокитайскому и назад. По сути, кто давал деньги (кредиты, инвестиции, дотации, взятки), тому и отдавались предпочтения. Все президенты осуществляли примерно одинаковую экономическую политику, лишь в разное время отдавая предпочтение то американскому, то российскому, то турецкому, то китайскому капиталу в качестве инвестиционного и кредитного донора. Киргизия — бедная страна, до трети ВВП Кыргызской Республики составляют поступления от трудовых мигрантов из РФ.
Политическая нестабильность представлена прежде всего частой сменой власти. Акаева свергли в 2005 году, Бакиева — в 2010 году. В 2020 году Атамбаев арестован, а Жээнбеков свергнут. Киргизские майданы происходили из-за местных разборок и реального недовольства людей, но активно использовались внешними силами. США активно поддерживали свержение Акаева, но не поддержали свержение Бакиева, которое было выгодно скорее РФ. США также не поддерживали свержение Жээнбекова.
Турция, имея низовое влияние на юге Киргизии, конвертировать его политически пока не способна. В том числе потому, что каждая новая власть опасается политики Анкары, исламизма и пантюркизма.
Жапаров — более прокитайски ориентированный президент, и последний год он активно укрепляет свою власть. Он наконец-то вернул государству золотой рудник Кумтор, который даёт около 10 процентов ВВП страны. Сейчас в Киргизии нет американского военного присутствия, но есть российское (база «Кант»), страна вступила в ЕАЭС, ОДКБ, ШОС, скоро станет частью БРИКС.
Касательно СВО Киргизия сохраняет нейтралитет, как пишут в прессе, благожелательный. Отчёт о разговоре Путина и Жапарова 26 февраля 2022 года:
«Садыр Жапаров, отметив ответственность Киева за срыв Минских договорённостей, выразил поддержку решительным действиям российской стороны по защите мирного населения Донбасса. Владимир Путин поблагодарил Президента Киргизии за принципиальную солидарную позицию».
То есть на текущий момент у Киргизии преобладает дружественный РФ курс. Остаётся надеяться, что он обусловлен не финансовыми вливаниями, а общественными настроениями.
Уважение киргизов к советскому прошлому имеет прочные исторические основания. Верно говорит Акаев:
«Послевоенные 40 лет были для Кыргызстана эпохой культурного ренессанса — взлета национальной культуры, образования и науки. Эта культурная революция, безусловно, произошла под непосредственным влиянием великой русской культуры. В эту эпоху появились всемирно известный писатель Чингиз Айтматов, дирижер Асанкан Джумахматов, музыканты-композиторы Калый Молдобасанов и Насыр Давлесов, знаменитая балерина Бюбюсара Бейшеналиева, оперный певец Булат Минжылкыев, которого пригласил к себе Валерий Абисалович Гергиев. Кстати, Чингиз Айтматов большинство своих произведений написал на русском языке, и они впервые увидели свет в Москве, именно с этого началась его мировая слава».
Советский период стал эпохой беспрецедентного прогресса для киргизов. До революции территория Киргизии была отсталой аграрной окраиной с почти полной неграмотностью и кочевым укладом жизни киргизов. За 70 лет СССР превратил Киргизию в современную республику с развитой экономикой, наукой и культурой.
В 1913 году население территории Киргизии составляло 864 тысячи человек, из них городского — только 12 процентов. В 1959 году было уже 2 млн человек, и треть жила в городах. В 1990 году — 4,3 млн человек и почти сорок процентов горожан (в 2010 году доля горожан в Киргизии вновь снизилась до 34 процентов).
До революции в Киргизии не было ни одной крупной электростанции. К 1989 году мощность электростанций Киргизской ССР достигла 3,6 млн кВт, включая Токтогульскую ГЭС (1,3 млн кВт). В 1987 году в Кирг.ССР насчитывалось 476 промышленных предприятий, в том числе 13 в электроэнергетике, 9 топливных, 91 машиностроительное.
Основу киргизской индустриализации составили эвакуированные в годы войны предприятия.
Объём промышленного производства с 1940 года к концу 1980-х годов вырос в пятьдесят раз, сельского хозяйства — в четыре с половиной раза. Производство электроэнергии увеличилось в 53 раза, производство лёгкой промышленности — в 13 раз, пищевой — в шесть раз, добыча угля возросла в 2,7 раза, нефти — в 63 раза.
При советской власти возникли такие крупные предприятия, как Фрунзенский станкостроительный завод имени В. И. Ленина, завод сельскохозяйственного машиностроения им. М. В. Фрунзе, Фрунзенский завод тяжёлого электромашиностроения «Тяжэлектромаш», Фрунзенский завод электронных вычислительных машин им. 50-летия СССР, Фрунзенский опытный завод электровакуумного машиностроения. Все они сгинули в рыночной экономике из-за развала СССР, разрушения единого всесоюзного хозяйства.
До революции на территории Киргизии не было ни одного высшего учебного заведения. В советской Киргизии было построено 10 вузов, в которых обучались 60 тысяч студентов.
Советский Союз сформировал киргизов как нацию, дал им государственность, индустрию, инфраструктуру, создал условия для расцвета культуры. Развал Союза стал трагедией для киргизского народа.
Анатолий Широкобородов