Неделю назад, комментируя неудачную попытку Зеленского взять под контроль антикоррупционные структуры, мы отмечали, что «часто неудачная атака означает не просто откат на исходные позиции, но и значительное ухудшение положения, вплоть до катастрофы».
И если на войне неудачный штурм означает, как правило, сугубо материальные потери, которые могут оказать ощутимое влияние на общую обстановку, а могут и нет, то в политике после неудачных «накатов» вернуться на «исходные позиции» практически всегда крайне сложно.
Как для партнеров, так и для оппонентов (в политике их различить и разделить часто очень трудно) это становится демонстрацией слабости «неудачника», дающей возможность поступать с ним гораздо смелее. «Акела промахнулся!» — этот постулат действует практически всегда.
На минувшей неделе вслед за Зеленским на пороге подобной ситуации оказался и главный претендент на статус глобального альфа-самца Дональд Трамп. Речь, понятно, идёт об его «ультиматуме» России, который он, видимо, испытав «головокружение от успехов» после позорной капитуляции ЕС, даже сократил до 10–12 дней, а позднее установил окончательный дедлайн — 8 августа.
Согласно некоторым инсайдам, ужесточение позиции по России было одним из условий, выдвинутых ЕС при заключении сделки, ведь сообщил о новом ультиматуме Трамп в Великобритании сразу после переговоров с ЕС.
А поскольку все «прямые» санкции (кроме тех, которые сильно бьют по самим США) давно введены, главной «фишкой» предполагаемого нового пакета, как известно, стали вторичные санкции, т. е. направленные против стран, которые сотрудничают с Россией, в первую очередь закупая у неё энергоносители. В законопроекте сенатора Линдси Грэма (признан в РФ экстремистом и террористом) речь шла о 500-процентных пошлинах на все ввозимые из них в США товары, но Трамп «милостиво» сократил их на немногим менее «запретительные» 100 процентов.
Но российскую нефть и сейчас покупают в основном страны, обладающие политической субъектностью, достаточной, чтобы противостоять давлению не только США, но и всего коллективного Запада. В лидерах (по 30 с лишним процентов от общего объема российского экспорта) — Индия и Китай (по месяцам цифры могут колебаться). Замыкает тройку крупнейших импортеров Турция. Среди крупных покупателей — Бразилия, Египет и даже Саудовская Аравия (тут в большей степени речь идет о нефтепродуктах).
Введение 100-процентных пошлин против всей этой группы стран означает полный коллапс мировой торговли и жесточайший экономический кризис в самих США. Поэтому все эти дни американцы лихорадочно вели с ними закрытые переговоры, пытаясь убедить (известными трамповскими методами) отказаться от закупок российской нефти, не дожидаясь официального объявления вторичных санкций.
Но получился полный облом. Отказ Китая выполнять американские требования озвучен официальными лицами КНР и признан американскими чиновниками, а об ответе Индии и Бразилии лучше всего говорит истерическая реакция Трампа (его нынешнее психоэмоциональное состояние — отдельная тема, главное — вызываемые им тяжелые ошибки).
Первым делом он заявил о введении 25-процентных тарифов на импорт из Индии как наказании за тесные экономические связи с Россией: «Индия десятилетиями закупает оружие у России и входит в число крупнейших покупателей российской нефти наряду с Китаем, притом что все требуют от Москвы прекратить бойню в Украине. Это недопустимо!»
А далее ещё «жестче» (кавычки уместны): «Мне все равно, что Индия делает с Россией. Они могут вместе погубить свои мертвые экономики, мне нет дела до этого. Мы очень мало торгуем с Индией, их тарифы слишком высоки, одни из самых высоких в мире. Точно так же Россия и США почти не торгуют друг с другом». В общем, классическое «не сильно и хотелось», когда получен отказ.
Против Бразилии и вовсе были введены 50-процентные пошлины, и сразу же бразильские нефтяные гиганты, включая Petrobras, Shell, TotalEnergies, ExxonMobil и Equinor, приостановили экспорт нефти в США, хотя энергоносители формально не попали под ограничения. Президент Бразилии Лула да Силва заявил, что страна не зависит от американского рынка и легко найдёт новых покупателей.
Глупость этих демаршей Трампа в том, что сделаны они на фоне его недавних «антибриксовских» заявлений, в которых, нужно признать, он достаточно чётко обозначил угрозу, которое это объединение несет США и доллару, основе американской, я бы сказал, «остаточной» гегемонии.
Тут бы, наоборот, быть предельно «деликатными» и предупредительными с Бразилией и Индией как ключевыми державами БРИКС, занимающими наиболее лояльную к США и всему коллективному Западу позицию.
Особенно это касается Индии, руководство которой активно ведёт «многовекторную» политику, очевидным образом старается укрепить отношения с Западом, тем более на фоне её непростых отношений с Китаем. Многие даже видели в Индии «троянского коня» Запада в БРИКС.
И вот откровенно оскорбительные выпады в адрес крупнейшей страны и третьей экономики мира (Индия давно превзошла Китай по численности населения) с весьма амбициозным, самолюбивым и патриотическим руководством в лице Нарендры Моди.
Так посодействовать консолидации стран БРИКС на антиамериканских позициях нужно хорошо постараться, но у Трампа получилось. Между тем все более очевидный провал затеи с вторичными санкциями, показавший, что «гегемон» явно сдает позиции, может оказаться и удобным моментом для начала более решительного наступления на них со стороны того же БРИКС.
Предположу, что и перепалка с Дмитрием Медведевым в соцсетях затеяна для того, чтобы напомнить о статусе США как ядерной сверхдержавы в ситуации, когда прочие рычаги влияния явно «барахлят». Впрочем, она вполне может быть следствием эмоционального срыва (похоже, в этом состоянии Трамп ныне пребывает перманентно), но ведь в любом эмоциональном срыве наличествует определенная логика, только ошибочная.
И эта логика подсказывает Трампу, а особенно здравомыслящей части его команды, что нужно искать позволяющий сохранить лицо выход из сложившейся ситуации. Поэтому он сначала называет «позором» (чьим?) отсутствие реакции России на его ультиматум, а затем направляет в Москву своего спецпосланника Стива Уиткоффа (когда предъявивший ультиматум сам направляет посланника к его адресату, это действительно противоречит любой политической и дипломатической логике).
Так что Уиткофф едет не угрожать, а наоборот, искать и предлагать варианты, способные как-то спасти Трампа от крупного конфуза. «В странах Восточной Европы усиливаются опасения, что Трамп, несмотря на недавнее ужесточение тона в отношении Путина, предложит ему огромные уступки и “колоссальные экономические сделки” для прекращения войны в Украине» – пишет влиятельное американское издание Politico.
Вероятно, будут обсуждаться и некие «промежуточные» шаги по деэскалации конфликта (так, витает идея взаимного отказа от ударов в глубь территорий сторон), которые позволили бы Трампу заявить о достигнутом прогрессе, который позволил-де ему отложить введение новых санкций.
На этом фоне Москва, выдержав паузу, дала косвенный ответ на американский ультиматум в заявлениях Владимира Путина на Валааме, в которых ключевой постулат: «Условия урегулирования на Украине, сформулированные в июне 2024 года, остаются в силе».
Напомню, они сводятся к тому, что украинские войска должны быть полностью выведены из Луганской и Донецкой республик, Херсонской и Запорожской областей. «Причем обращаю внимание — именно со всей территории этих регионов в пределах их административных границ, которые существовали на момент их вхождения в Украину», — заявил тогда российский лидер.
«Как только в Киеве заявят, что готовы к такому решению и начнут реальный вывод войск из этих регионов, а также официально уведомят об отказе от вступления в НАТО, с нашей стороны незамедлительно, в ту же минуту последует приказ прекратить огонь и начать переговоры», — сказал президент России.
Ну а персонально Дональду Трампу явно адресовался постулат о том, что «все разочарования возникают от избыточных ожиданий». Впрочем, по всему, по отношению к американскому президенту в Москве на конфронтацию не настроены, а стараются вести себя с ним как с капризным ребёнком, которого нужно успокоить и даже погладить по головке.
В тот же день Сергей Лавров также сделал несколько показательных заявлений:
«Проходящее с начала года предметное обсуждение украинской тематики между Москвой и Вашингтоном весьма полезно и дает результаты»;
«Благодаря настойчивости Трампа киевский режим согласился на предложение РФ возобновить стамбульские переговоры»;
«Администрация США осознает сложившиеся реалии, стремится учитывать первопричины украинского кризиса»;
«США следует дать объективную оценку нарушению прав человека на Украине, в том числе русскоязычных»;
«Россия согласна с США, что нельзя допустить прямой военной конфронтации между двумя странами»;
«РФ обнадеживает открытость США к тому, чтобы продолжать честный взаимоуважительный разговор».
Думаю, признание желания Трампа прекратить украинский конфликт (и получить лавры миротворца с Нобелевской премией в придачу) со стороны Сергея Лаврова большее, чем дипломатическая фигура речи. Но для достижения мира нужно согласие обеих сторон.
И полагаю, Трампу не столь важно, какой из сторон придется идти на бо́льшие уступки. Когда же «додавить» их не получается: расхождение позиций слишком велико — возникает вариант с «заменой» одной из них, точнее её лидера, на более сговорчивого.
По всему, в последние месяцы «миротворчество» Трампа шло сразу по двум направлениям: попытка жесткого давления на Россию и одновременно подготовка к возможному устранению Зеленского, для которого любой мир категорически неприемлем, что стало основным, когда «пункт 1» катастрофически провалился.
О том, что такое решение было принято на встрече в Швейцарии представителей спецслужб Великобритании и США с Ермаком, Залужным и Будановым (признан в РФ экстремистом и террористом), сообщила Служба внешней разведки России. Уже достоверно известно, что атака Зеленского на НАБУ и САП была, по сути, контратакой в ответ на то, что «антикоррупционеры» начали плотно копать под ближайшее окружение Зеленского — его «кошельки».
Но «контратака» Зеленского из-за жесткой позиции Запада полностью провалилась, сделав и его промахнувшимся Акелой. И экстренная отмена новых законов ситуацию для него не исправила.
По-прежнему идут крайне неприятные для него публикации в топовых западных СМИ. Так, рупор англосаксонской правящей элиты Financial Times в редакционной статье (а это уже совсем другой уровень, чем «авторская колонка». — Авт.) пишет, что попытка Зеленского лишить антикоррупционные органы полномочий «подорвала доверие к нему внутри страны и за её пределами».
Несмотря на то что Зеленский «быстро осознал масштаб своей ошибки и отступил, многие украинцы воспринимают этот эпизод как символ авторитарных наклонностей власти». Издание вновь повторяет, что истинной причиной атаки против НАБУ «стали антикоррупционные расследования в отношении фигур, близких к президенту».
Из внутриукраинских же событий я бы обратил внимание на первую массовую акцию против действий ТЦК в Виннице. Сразу скажу, я не верю, что родственники нескольких десятков незнакомых между собой людей независимо друг от друга пришли поздним вечером к располаге ТЦК на стадионе и там уже сорганизовались для массовых беспорядков и штурма строения.
В этом контексте вполне можно верить винницким «правоохранителям», что к беспорядкам (и их онлайн-трансляции) приложила руку некая «общественная организация». И как не вспомнить, что Винница — давняя вотчина Петра Порошенко, одного из самых непримиримых противников Зеленского из системных украинских политиков.
Но и он навряд ли покусился бы на святое (ТЦК) без отмашки с Запада. А ТЦК, отношение граждан к этой структуре, — настоящая «ахиллесова пята» Зеленского с огромным потенциалом для организации действительно массовых протестов.
Так что «качают» Зеленского или принуждают к полной покорности (одно другому не противоречит) всерьез.
Александр Фидель