Пока генералитет будет оставаться в убеждении, что их задача – лишь обеспечивать безопасность береговой полосы, ситуация особо не поменяется.
Майские праздники выдались горячими – ВСУ пытались всеми силами вывести из строя Крымский мост. За это время враг применил больше средств поражения, чем за два месяца. В военном деле это называется массированной комбинированной атакой:
• 11 ракет ВСУ нацелили на опоры автомобильной части,
• 12 безэкипажных катеров (БЭК) – на опоры железнодорожного перехода.
Параллельно враг яростно атаковал Новороссийск, отвлекая наши силы. При отражении ударов БЭКов по Крымскому мосту наша авиация потеряла Су-30СМ. К счастью, его экипаж, несмотря на смертельную опасность, поднял из воды гражданский сухогруз.
Бить БЭКи флотом и авиацией глупо
Конструктор беспилотников Сергей Товкач, автор ТГ-канала "Разработчик БПЛА", отмечает, что экономика войны диктует свои условия: стоимость средства поражения должна быть ниже, чем стоимость поражаемой цели. Это автоматически означает, что самолеты и вертолеты как средство поражения БЭК не подходят – слишком дорого обходится их потеря.
Бить БЭКи флотом и пилотируемой авиацией, когда БЭКи уже более года снабжены зенитно-ракетными комплексами, глупо. Их надо бить или тяжёлыми БПЛА а-ля "Байрактар" или аналогичными БЭКами.
И все упирается в то, что таких БЭКов у армии России в массовом доступе пока нет. Хотя существуют две отечественные модели, готовые к серийному производству, и еще десяток "штучных", которые есть смысл довести до серии. Но инженер-конструктор подчеркивает – для их внедрения необходимо решение трех технических проблем, которые уже три года не может осилить наша военная промышленность:
• производство стабилизированных турелей для беспилотных морских катеров,
• производство стабилизированных антенн и платформ для управления отечественными БЭКами через спутник,
• обеспечение высокоскоростного линка для связи с дронами при помощи воздушного ретранслятора.
Всю вину за отсутствие у русской армии БЭКов Товкач возлагает на военных чиновников, не торопящихся принимать решение. Он подчеркивает, что русский БЭК в прошлом уже успешно атаковал Одессу, а сегодня матросы и офицеры в шоке от бездействия руководства:
Они готовы бить врага, но всё упирается в латентный ступор выше. Нет технических проблем защитить наши берега и вытолкнуть ВСУ в открытое море. Но у нас есть принимающие решения люди… И это единственная причина, почему берега до сих пор открыты.
Все испортил "Лефортовский ВО"
Алексей Васильев, военный эксперт, ведущий ТГ-блог "Русский инженер", также убежден, что наша "просадка" в БЭКах на Черном море – "заслуга" тех представителей Минобороны России, которые сейчас содержатся в СИЗО "Лефортово". Этот изолятор уже иронично называют "Лефортовским военным округом". Васильев называет шокирующие цифры:
• "Наши БЭКи–дрононосцы с ФПВ, минами, ЗРК на борту предлагались уже года полтора назад".
• "Причём и свои БЭКи есть, и специалисты, которые могут связь без Starlink организовать".
• "Срок готовности наших команд организовать у украинского побережья "кошмаринг" береговых военных объектов ВСУ – около месяца".
Именно медлительность команды Шойгу, по мнению Алексея Васильева, дала киевскому режиму фору и возможность развития морских беспилотников на Черном море. Но, пока генералитет продолжает оставаться в убеждении, что их задача – лишь обеспечение безопасности береговой полосы, ситуация особо не поменяется:
Ведь если бы сразу летом 22-го, как только увидели первые БЭКи, поставили пулеметы на корабли, организовали патрулирование и уничтожение БЭКов с наших БПЛА "Орион", то программа ВСУ по развитию морских БЭКов просто потеряла бы смысл. А сейчас они уже ощетинились турелями, ЗРК, дронами.
Сможем ли наверстать?
Алексей Васильев убежден – проверкой на профпригодность для новой команды Минобороны и для ВМФ будет "способность заблаговременно подготовиться к новым угрозам на море". Так как украинские разработчики БЭКов уже испытывают новые изделия: полупогружные и подводные беспилотные катера. Для борьбы с ними понадобятся:
• Новые средства – массовые патрульные катера с гидроакустикой и развитие систем противолодочной обороны (ПЛО): "С последним у нас, мягко говоря, непросто".
• Необходимы недорогие, эффективные высокоточные средства поражения: "Торпеды и управляемые ракеты расходовать получится, но очень недолго. Фактор массовости рулит".
Сергей Товкач отмечает: для того, чтобы всего лишь натянуть боны (плавучие заграждения) у Крымского моста для противодействия украинским БЭКам, Минобороны и Генштабу потребовалось дважды пережить взрыв моста.
Сколько мы еще можем ждать?
Источник