Продолжает подтверждаться информация о подготовке Генштабом ВСУ проведения масштабной наступательной операции на Чаплинском и Нижнесерогозском направлениях с форсированием пересохшего Каховского водохранилища и русла Днепра на 250-километровом отрезке Огромное — Осокоровка — Никополь.
В первую очередь, это внезапно объявленная 14 сентября главой украинской ВГА Херсонской области Александром Прокудиным обязательная эвакуция семей с детьми из 31 прибрежного населённого пункта, включая Херсон, Берислав, Козацкое, Мыловое, Золотая Балка и т. д. Администрация режима противника аргументирует срочную эвакуацию якобы непрерывным огневым воздействием ствольной и реактивной артиллерии РВиА в составе 205-й отдельной мотострелковой бригады СВ России по жилой застройке данных населённых пунктов. Тем не менее, данная информация едва ли соответствует реальному положению дел.
Применяя преимущественно управляемые артиллерийские снаряды «Краснополь/-М» и «Китолов-2М», а также 240-мм мины «Смельчак», расчёты «Гиацинтов-Б/С», Д-30 и самоходных минотётов «Тюльпан» работают с круговым вероятным отклонением не более 1 м по различным фортификационным сооружениям, боекомплектам и ПВД ВСУ на правом берегу Днепра, включая «Бериславский машиностроительный завод», подступы правобережной части Антоновского моста и т. д. Аналогичные снаряды применяются и в контрбатаерных «дуэлях» с развёрнутыми САУ и миномётными расчётами ВСУ у побережья Днепра. Штатные же снаряды применяются преимущественно по временным плацдармам десантных подразделений противника на островах близ устья Днепра. По этим же объектам ведут огневое воздействие с закрытых позиции и экипажи ОБТ Т-72Б3, Т-90М и Т-62МВ, рассредоточенные на левом берегу под Алёшками. Городская же застройка вышеуказанных населённых пунктов лишь в крайних случаях может оказаться под огнём нашей артиллерии.
Стало быть, противник намеревается убрать население из прибрежной полосы Днепра, чтобы избежать передачи важной оперативно-тактической информации в ходе грядущего масштабного выдвижения взводно- и ротно-тактических подразделений ВСУ, сокрыв часть логистических лазеек насыщения наступательных «костяков» силами и средствами от «лишних глаз» (ведь интенсивность полётов БПЛА оптико-электронной разведки ВС РФ на Херсонском фронте ещё не настолько велика, чтобы обеспечить подразделения РВиА России исчерпывающей информацией о действиях противника).
Вторым фактором, указывающим на подготовку противника к наступательным действиям, является резкая интенсификация работы ствольной и реактивной артиллерии 406-й и 48-й артиллерийских бригад ВСУ по нашим логистическим узлам и опорным пунктами в Новой Каховке и окрестностях, что наблюдается с утра 15 сентября — вскоре после объявления эвакуации. При этом противник продолжает использовать высокие баллистические возможности своих дальнобойных 155-мм САУ Krab, AS-90, PzH-2000 и т. д. с длиной орудий 52 калибра, обеспечивающих кассетным снарядам M864 и активно-реактивным снарядам HE ER FB BB радиус действия 40 — 50 км. Наши же артиллеристы по неизвестным причинам не располагают УАС «Краснополь-Д» с ИНС и модулями GPS-коррекции, обеспечивающими дальность действия 43 км.
Предельная дальность действия активно-реактивными снарядами «Баклан» из гаубиц «Гиацинт-Б» и их самоходных версий не превышает 33 км, штатными ОФС ЗОФ 59 — 30,5 км. В итоге, подразделениям 205-й мсд по-прежнему приходится делать ставку на расчёты «Ланцетов-3М», РСЗО «Смерч» и высокоточных РСЗО «Торнадо-С», способных «дотянуться» до тыловых огневых позиций 155-мм артиллерии ВСУ.
Ещё одним фактором, свидетельствующим о подготовке ГШ ВСУ к операции на левом берегу Днепра, является попытка поэтапной расбалансировки позиционных районов ПВО-ПРО ВКС РФ над Республикой Крым с целью «оголения» ключевых логистических узлов и складов БК, которые задействованы в насыщении боекомплектами, средствами оптико-электронной разведки и связи, а также провиантом укрепрайонов ВС РФ на левом берегу Днепра.
Для этого противник весьма эффективно использует данные радиотехнической разведки, получаемые самолётами RC-135W ВВС Великобритании и т. д. Именно это и продемонстрировал недавний удар по позициям С-400 в районе Евпатории с применением низковысотных КР Storm Shadow / SCALP-EG, а также, возможно, ПКР Р-360 «Нептун». Что продемонстрировал этот удар?
Во-первых, — операторы комплексов радиотехнической разведки AEELS, установленных на самолётах RC-135W ВВС Великобритании успешно идентифицируют радары подсвета ЗРК ВКС России в Крыму и определяют низковысотные «слепые зоны» их обзора, через которые выполняется построение маршрутов полёта ракет Storm Shadow и «Нептун» (для этого применяется корреляция координат обнаруженных РЛС с топографическими картами полуострова); позднее эти маршруты загружаются в ИНС вышеуказанных ракет на подвесках Су-24МР и Су-27 ВВСУ;
Во-вторых, наши позиционные районы ПВО-ПРО по-прежнему не располагают необходимым количеством вышек низковысотного обнаружения 40В6МД для радаров подсвета 92Н6 комплексов С-400, обеспечивающих увеличение радиогоризонта при работе с низковысотными целями с малой ЭОП;
В-третьих, — необходима срочная интеграция в БК комплексов С-400 зенитных ракет 9М96ДМ с активными радиолокационными ГСН, которые могут перехватывать скрывающиеся за элементами рельефа местности крылатые ракеты противника по целеуказанию от развернутых на возвышенностях РЛС S -и X-диапазонов; также целесообразно применение ЗРК С-350 «Витязь» и «Бук-М3» (их ЗУР 9М96ДМ и 9М317МА оснащены активными РГСН и могут работать по ЦУ сторонних радиолокационных комплексов);
В-четвёртых, — «мёртвые зоны» комплексов С-400 должны прикрываться как минимум одной батареей ЗРПК «Панцирь-С1» на каждый дивизион С-400 (к сожалению, в ходе ударов по дивизиону С-400 наблюдалась лишь хаотичная работа зенитно-артиллерийских средств, не возымевшая какого-либо результата).
В случае сохранения подобного расклада уже через несколько месяцев противник вполне способен создать оперативно-стартегическую ситуацию, способствующую продвижению механизированных подразделений на левом берегу Днепра.
На Запорожском фронте и Великоновосёлковском операционном направлении ситуация не претерпела существенных изменений. Подразделения СВ и ВДВ и морской пехоты ВМФ России смогли купировать продвижение противника на северных подступах к Новопрокоповке, западных подступах к Вербовому, а на северных окраинах Новомайорского в ходе последних бросков уничтожены несколько десятков тяжёлой и лёгкой бронетехники и прифронтовых БК.
Аналогичная ситуация наблюдается на южном и северном флангах Артёмовска, где подразделения 57-й, 72-й и 4-й мотострелковых бригад СВ России, при непосредственной огневой поддержке армейской и штурмовой авиацией ВКС, отразили несколько наступательных рывков 3-й отдельной штурмовой бригады ВСУ (ранее «Азов»*) под Клещеевкой и Андреевкой и 56-й мотострелковой бригады ВСУ под Орехово-Васильевкой. Огромную лепту в разгром колонн бронетехники противника в данном случае вносят артиллерийские подразделения 106-й и 98-й бригад ВДВ, активно применяющие УАС «Краснополь» и ПТРК «Корнет» на базе высокомобильных квадроциклов и иных платформ повышенной проходимости.
Не стоит на месте и линия соприкосновения на Купянском операционном направлении. После развёртывания под Лиманом первым мостотрелковых подразделений 25-й бригады СВ России в дополнение к 138-й мотострелковой бригаде и 1-й танковой армии, продолжилось продвижение на северо-западном фланге Синьковки, где под контроль российской армии перешел ряд крупных укрепрайонов 101-й бригады ТрО, а также 14-й механизированной бригады ВСУ. Улучшение позиций в этом секторе продолжается.
Евгений Даманцев