Не скрою, политобозревателю всегда приятно, когда его прогнозы сбываются, но, честно говоря, не нужно быть Нострадамусом, чтобы сделать наш прогноз недельной давности, сразу после встречи Владимира Путина и Дональда Трампа на Аляске:
«Киев и его союзники открыто не отвергнут предложения Трампа, более того, публично они уже “приветствовали” его усилия, но однозначно прибегнут к тактике затяжек, выражения несогласия по тем или иным пунктам выдвижения дополнительных условий и т. п.
…Зеленский будет пытаться уйти от принятия согласованных Путиным и Трампом позиций, оставить ключевые вопросы открытыми до очной встречи лидеров, на что, понятно, российский президент не согласится, но, как рассчитывают в Киеве, именно его сочтет виновником Трамп и “сменит гнев на милость” по отношению к Киеву».
Ведь, по словам самого Трампа, ещё до приема европейско-украинской делегации «мы эти вопросы обсуждали и в основном, если говорить честно, между собой согласовали». Причем Трамп заранее озвучил принятие одного из требований России: никаких перемирий, прекращение огня только после заключения «окончательного» мирного договора.
Все это сопровождалось откровенным давлением Трампа не только по дипломатическим каналам, но и через его публикации в соцсети:
«Украина должна быть готова уступить часть территории России. Чем дольше будет продолжаться война, тем больше земель она потеряет!»
«Президент Украины Зеленский может прекратить войну с Россией практически немедленно, если захочет, или может продолжать воевать. Вспомните, с чего все началось. Возврата к ситуации с Обамой и Крымом быть не может (12 лет назад, без единого выстрела!), и НЕТ ВСТУПЛЕНИЮ УКРАИНЫ В НАТО. Некоторые вещи никогда не меняются!!!!»
Не обошлось и без чувствительных для Зеленского колкостей на пороге Белого дома: «Вы говорите, что во время войны выборы невозможны. Позвольте мне просто сказать, что через три с половиной года, то есть, если мы случайно окажемся в состоянии войны с кем-то, выборы больше не будут проводиться»?
Тем не менее, как показали дальнейшие события и заявления политиков, додавить украинского президента Трампу не удалось, в чём важную роль сыграли европейцы: лидеры всех ведущих стран ЕС и самого Евросоюза направились вместе с Владимиром Зеленским в американскую столицу в качестве группы поддержки.
Судя по всему, гости уже отлично поняли, как нужно вести дела с самовлюбленным и достаточно хорошо внушаемым президентом Соединенных Штатов: открыто ему не перечить, безудержно льстить, поддакивать (подсчитали, что за четыре с половиной минуты Зеленский сказал Трампу «спасибо» 11 раз), обещать, но уклоняться от всего, что противоречит их позиции.
По имеющейся информации, при подготовке к беседе с Трампом европейцы уделили особое внимание тактике ведения переговоров с конкретным визави, в частности, заранее распределили между собой роли: по ходу беседы политики включались по очереди и каждый говорил на свою тему, касающуюся различных аспектов российско-украинского конфликта.
А Зеленский согласился на исполнение идеи-фикс Трампа — на двухстороннюю встречу с Путиным, за которой должна последовать трехсторонняя — уже с самим Трампом. На этом же мероприятии, по словам Зеленского в Вашингтоне, и должен обсуждаться «территориальный вопрос», причём глава украинского режима сразу отметил, «что это сложный процесс, нужно переселить миллионы людей и обойти конституционные запреты».
Правда, потом появились инсайды, что в целом Зеленский согласился с вариантом «обмена», о котором договорились Путин и Трамп (на что намекало и опубликованное Белым домом фото двух президентов у карты Украины с текущей ЛБС), а официальное оформление просто перенесено на встречу Зеленского и Путина, дабы это выглядело как «решение самой Украины».
Но теперь уже очевидно, что это была тактическая уловка, позволившая Зеленскому и его союзникам на переговорах в Вашингтоне вывести в центр дискуссии вопрос о гарантиях безопасности Украине.
В качестве «платы за территории» они затребовали сохранения мощной и многочисленной украинской армии, насыщения её самыми современными вооружениями, дипломатической конструкции «фактического НАТО» без формального участия Украины в альянсе, а также размещения на украинской территории Украины воинских контингентов западных стран.
Дабы лишний раз потрафить неисправимому торгашескому менталитету Трампа, Зеленский предложил потратить 100 млрд долл. на закупку вооружений в основном у США (ведь Трамп и его приближенные неоднократно заявляли, что Америка больше не будет тратить на Украину, а будет только на ней зарабатывать).
Очевидно, что расчет был на то, что Путин на такие условия мира не согласится, а значит, именно он станет в глазах Трампа виновником срыва мирного процесса и их нынешний «роман» закончится, что Зеленскому и Кº и нужно.
Причем, чтобы поставить Трампа в какой-то мере перед «перед свершившимся фактом», параметры таких гарантий начали активно обсуждаться в СМИ, в заявлениях политиков и т. д.
По всему, Трамп, так до конца и не понявший глубинные причины нынешнего конфликта и считающий, что за территориальные уступки Россия может пойти на многие другие, в целом согласился с претензиями Зеленского и Кº, хотя весьма вероятно и то, что ему просто не хотелось, чтобы беспрецедентные вашингтонские «посиделки» закончились громким скандалом (о причинах этого ниже). В общем, «ну давайте попробуем, может, получится ещё чего-то добиться от России» — такова, видимо, была его логика.
В Москве выдержали паузу в несколько дней, а затем через заявления официальных лиц высокого уровня все эти притязания отвергли, затем же и Зеленский заявил, что фактически все обсуждавшиеся варианты компромисса для него неприемлемы.
Ситуацию прокомментировал Сергей Лавров в интервью телеканалу NBC:
«Путин готов встретиться с Зеленским, когда будет готова повестка дня саммита. И этой повестки пока вовсе нет. Президент Трамп после встречи в Анкоридже предложил несколько пунктов, которые мы разделяем. По некоторым из них мы согласились проявить определённую гибкость.
Когда президент Трамп поднял эти вопросы на встрече в Вашингтоне, где присутствовал Зеленский вместе со своими европейскими спонсорами, он ясно дал понять — всем было абсолютно очевидно, — что есть несколько принципов, которые, по мнению Вашингтона, должны быть приняты. Среди них — отказ Украины от вступления в НАТО, а также обсуждение территориальных вопросов.
И Зеленский всё отверг. Он даже сказал “нет” на предложение, как я уже упоминал, отменить закон, запрещающий русский язык. Как мы можем встретиться с человеком, который лишь делает вид, что он лидер?»
В общем, говоря дипломатическим языком, «сближения позиций сторон не произошло». Отмечу, что, вопреки многим трактовкам в СМИ, как следует из прямой цитаты, Сергей Викторович не заявлял, что Зеленский отверг предложения Трампа «в глаза», в Вашингтоне. Очевидно, что этот комментарий главы российского МИД — ответ на заявление Зеленского в четверг.
Ранее Сергей Лавров указал, что «Москва также подтверждает приверженность договоренностям о гарантиях безопасности, достигнутым в Стамбуле в 2022 году, а всё остальное — “бесперспективные затеи”».
Сам же «главный миротворец» дал сторонам две недели, а далее…
Дональд Трамп: «Да, думаю, я узнаю отношение России и, откровенно говоря, Украины. Тут нужны двое».
Журналист: «Каковы два варианта, к которым можно прийти через две недели?»
Дональд Трамп: «Ну, тогда я приму решение о том, что мы будем делать. И это будет очень важное решение. Либо это будут масштабные санкции, либо масштабные тарифы, либо и то и другое. («Шо, опять?!!!» — так и хочется воскликнуть вслед за Волком из культового мультика по украинской сказке. — Авт.) Или мы ничего не делаем и говорим: это ваша борьба».
То есть пока в Вашингтоне решили занять выжидательную позицию, а мы обратим внимание, что он в публичном заявлении «поставил на одну доску» Россию и Украину, и это, учитывая господствующий на Западе дискурс, против которого сложно открыто идти даже Трампу, показывает, что «давить» он будет прежде всего на Киев (а то, что в отношении России это бесполезно, надеюсь он уже понял).
Об этом говорят и инсайды, накануне «программного» выступления Трампа опубликованные Politico (а это влиятельное и авторитетное издание, откровенные фейки в нем маловероятны, такие инсайды, как правило, являются контролируемым вбросом информации, которую не с руки озвучивать официальным лицам).
Издание со ссылкой на высокопоставленного чиновника администрации США сообщает: Трамп считает, что Украине придётся принять сделку, основанную в основном на условиях России.
Как отмечает Politico, президент США также уверен, что переговоры по Украине продолжаются, несмотря на мнение, что они «превратились в руину», но выявили сложность и неопределённость, связанные с будущими оборонными обязательствами перед Украиной.
«Трамп давно считал, что Россия имеет преимущество в самой войне и её нужно склонить к мирным переговорам», — сказал один из сотрудников администрации.
«Украина же, с другой стороны, сильно зависит от США в плане поставок оружия и разведданных. Поэтому есть больше возможностей для давления, чтобы заставить её согласиться на сделку», — говорится в материале.
Именно такой смысл, по мнению источников, подразумевал пост Трампа, в котором он утверждал: «Очень трудно, если не невозможно, выиграть войну, не нападая на страну-захватчика… Шансов на победу нет!»
По словам высокопоставленного представителя администрации, Трамп не предупреждал Путина о том, что он рассмотрит возможность серьёзной поставки вооружений Украине, если мирные переговоры провалятся, а просто пытался объяснить отсутствие у Украины рычагов влияния на переговорах действиями своего предшественника.
В общем, здравая позиция, но выскажу свою версию, почему предполагаемая пауза в усилиях Трампа запланирована продолжительностью около двух недель и почему американский президент пока не умоет попросту руки, как мы ему советовали неделю назад, а только рассматривает это как один из вариантов.
Ведь уже совершенно очевидно, что едва ли не главная цель лидера сверхдержавы в настоящий момент — получить Нобелевскую премию мира, объявление лауреатов которой происходит в первой декаде октября.
Этим «дедлайном» и обусловлена его активность последнего времени. Ведь Трамп, по его собственным словам, «остановил шесть войн за шесть месяцев» (с понедельника до пятницы их число увеличилось до семи), и, если получится добиться результата в прекращении «русско-украинской войны», Нобелевка, считай, в кармане.
Двухнедельная относительная пауза вполне укладывается в этот график в условиях очевидного тупика и «руины» в переговорном процессе. По её окончании снова будет всплеск бешеной активности Трампа, которая даже если не даст искомый результат, то по крайней мере продемонстрирует достойные поощрения его «трудов великих» по достижению мира в украинском конфликте.
Возможно, усилия на этом этапе будут сосредоточены на том, чтобы все-таки свести Владимира Путина и Зеленского в одном помещении, а также чтобы от них прозвучали слова о некоем прогрессе. Вкупе с «остановкой семи войн» и использованием «административного ресурса» в отношении норвежского Нобелевского комитета это вполне может дать искомый результат.
А вот если уже сейчас заявить о своем выходе из миротворческого процесса ввиду его полной бесперспективности да ещё возложить большую часть вины за его срыв на Киев, который Норвегия весьма активно поддерживает, тогда шансы на самую престижную в мире (пока) премию упадут кардинально.
Александр Фидель