Загнивание западной культуры. Часть I


Долгие годы советская пропаганда настойчиво рассказывала о загнивающем Западе. Так неумело, бесталанно и топорно, что это возымело скорее обратный эффект, и её увещевания превратились, как бы сейчас сказали, в мемы. В быту выражение «загнивающий Запад» использовалось скорее в ироничном ключе.

После развала СССР мы некоторое время сами себя убеждали не только в том, что «Запад поможет», но и в том, что западные ценности, западный образ жизни, мысли и западная культура — это высшие достижения мировой цивилизации, которые необходимо перенимать. А если они у нас не приживаются, значит надо насаждать силком, с непременным сетованием, что народец у нас убогий, совковый, с рабским менталитетом. Презирать всё наше, от истории и национального характера до любых достижений, — вот чему нас учил Запад и чем услужливо гипнотизировала народ значительная часть интеллигенции. Даже в быту, если что-то назначалось хорошим и правильным, значит к нему добавляли ссылку на Запад: «евроремонт», «европейский город», «сшито по итальянским лекалам», «немецкое качество», «голливудская улыбка», «импортные технологии», «как в Америке». Бывшие советские инженеры, рабочие и служащие бежали вприпрыжку в банки со словами «на Западе все живут в кредит».

Однако со временем миллионы фактов и фактиков о реальной жизни на Западе, о реальном поведении западных стран, о реальном культурном уровне западных обществ начали протаптывать густые заросли нашего низкопоклонства. По крайней мере часть населения уяснила, что демократия западного образца не такая уж и образцовая, что западные свободы дурно попахивают, а «общечеловеческие ценности» всё больше похожи на фарс. А про историографию западного формата и говорить нечего, её насаждение у нас никогда не находило поддержки, кроме как в среде самых заядлых либералов-западников.

Вместе с тем сильно менялась обстановка в стране и мире. РФ с каждым годом всё больше становилась заложником элементарного стремления к суверенитету. Оказалось, что в западной цивилизации не должно быть самостоятельных государств, кроме одного — США. Внезапно даже Владимир Владимирович отошёл от стандартных реверансов либеральной демократии и Западу, заговорив о неоимпериализме. С 2014 по 2022 год — небольшой по историческим меркам промежуток — российское общество нехотя, рывками приоткрывало глаза на то, как реально устроен мир, в котором после развала СССР доминировали США.

В феврале 2022 года РФ наконец вмешалась в гражданскую войну на Украине, потому что тянуть дальше было нельзя. Бандеровщина на службе НАТО — это не «лесные братья» из Прибалтики, стратегический и военно-политический потенциал Украины как враждебного государства на границах России к 2022 году уже стал серьёзным фактором противостояния США — РФ. Путин несколько сглаживал углы, когда говорил лишь о сокращении времени подлёта до Москвы и т. п. Дело в том, что целью украинской власти было уничтожение ЛДНР как государственных образований. Сейчас, после десяти месяцев спецоперации, по характеру заявлений и решений украинской власти уже многим стало ясно, что если бы РФ не вмешалась, то за гипотетическим разгромом ЛДНР последовала бы реализация территориальных претензий к России. Начались бы диверсионные и террористические акты в Крыму, обстрелы пограничных пунктов и провокации, которые были бы полностью поддержаны Западом, так как, по его мнению, полуостров — это территория Украины. Такого рода конфронтация происходила бы на условиях противника, ведь, например, от границы ЛНР до Волгограда всего 350 км — меньше, чем от Мариуполя до Херсона.

Избежать военного конфликта было невозможно, так как он был частью стратегического плана его вдохновителей и организаторов из-за океана, составленного не восемь, а лет тридцать назад. США обхаживали Украину как самую большую и сильную антироссийскую страну с момента её образования. США поддержали и организовали майдан, рассчитывая, что РФ придётся как-то выкручиваться с Черноморским флотом. Единственным условием реализации стратегического плана был возврат России роли мировой державы. И было бы странно, если бы американцы, пока была возможность, не подложили пару-тройку «свиней» своему потенциальному конкуренту на европейском направлении.

Но и к началу 2023 года в российском обществе всё ещё господствуют представления, что боевые действия на Украине ведутся против собственно ВСУ, нацбатов, теробороны и наёмников, а не против США и подконтрольных им стран НАТО. Всё ещё живы модели мышления прошлого.

Параллельно с политическим отрезвлением медленно началось отрезвление в сфере культурного, мировоззренческого низкопоклонства перед Западом. Кажется, тут главным фактором стало неприятие западного культа половых извращений, в том числе смены пола и вообще нравственного вырождения, связанного со всякими зачастую надуманными «меньшинствами». Это такой «пунктик», по которому на культурном фронте развернулась мощная антизападная кампания. Причём с широкой поддержкой масс.

Но давайте вспомним себя же лет 15 назад. Эстрада была оккупирована персонажами типа Шуры, Бори Моисеева и «Тату». В театре и на ТВ происходило непотребство не меньшее, чем в америках и европах. Наша творческая интеллигенция повально копировала все западные веяния и форматы. Большинство российских ток-шоу — копии американских. Многие российские сериалы — копии американских. Страна в духовной сфере подражала всему западному. И никого из власть имущих и лидеров мнений это особо не волновало. Да и народ если и возмущался, то только на кухнях и в курилках. Атмосфера была такой, что если кто-то выражал недовольство, то его воспринимали как ханжествующего православного активиста, почвенника-националиста или коммуниста.

Постепенно вектор мышления изменился, наступило отрезвление и оздоровление восприятия. Виной этому стал, как ни странно, не рост собственно нравственности, а смена политической обстановки. Именно обострение международных противоречий, передел миропорядка вызвали обострение политических (разгром либеральной оппозиции), экономических (укрепление госкапитализма) и духовных (поиск идеологии, ностальгия по СССР и концепция «Русского мира») противоречий внутри страны. Изменение внешних условий вызвало к жизни новые форматы государственной политики, поставив перед обществом многие вопросы ребром.

Вообще, умение логически разрешить противоречия посредством доведения его сторон до крайности — важный навык. Нас постоянно учат, что делить всё на чёрное и белое неправильно, потому что мир не чёрно-белый. Всё сложно, везде имеются оттенки. Это верно, что мир не чёрно-белый и всё сложно. Но чтобы действовать, чтобы принимать разумные решения, необходимо адекватно оценивать все стороны жизни: выделить главное и второстепенное, определить правильную сторону истории и неправильную. А это и есть логический приём разделения на чёрное и белое. Поэтому если Меладзе заделался на словах бандеровцем и не способен осознать сути своего поведения, то общество его порицает и отвергает. Как и всяких галкиных. И это правильно.

Другое дело, что навык этот может оказаться вовсе не навыком, а спекуляцией, как это происходит на Украине и на Западе, где подвергается обструкции даже русская культура. Но шарлатаны, проходимцы и манипуляторы орудуют везде и тысячами способов.

Самое интересное, что внимание российского общества к загниванию западной культуры, образу жизни и мысли не обусловлено какими-то скачками этого самого загнивания. И десять, и двадцать, и тридцать лет назад на Западе процветал этот же самый идиотизм, который сегодня вдруг стал очевиден почти всем. Просто в несколько иных формах.

Более того, упадок западной цивилизации предрекали великие умы ещё сто, двести и даже триста лет назад. Об этом на разный лад, от утопий до научных изысканий, писали и западные, и незападные авторы. И это неудивительно, ведь исторически, глобально человечество движется по пути развития принципов, сформировавшихся в Новое время, когда европейские страны быстро распространили своё влияние на весь мир. От колонизации, Американской революции, Великой французской революции, Первой мировой войны, Октябрьской революции, Второй мировой и до развала СССР и глобализации. Все эти масштабные, часто разнонаправленные исторические процессы представляют собой движение одной и той же эпохи современной цивилизации, истоки которой были в Европе.

Одни (марксисты и близкие к ним) осмысливали её с точки зрения формационного подхода, другие — с точки зрения цивилизационного или типологизаторского (традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества) подходов, но суть от этого не менялась. Ни одна общественная система в мире ничего не может противопоставить индустриальной цивилизации, возникшей в Европе. Индейцы, арабы, персы, индийцы, китайцы и другие азиатские культуры, которых в силу исторических причин обскакали в Новое время европейцы, могут содержать кладезь тысячелетней мудрости, но систему материального производства, индустрии, гражданские права, свободы, развитые рыночные отношения им на штыках принесли европейцы. И те, кто сопротивлялся, делали это на той же материальной основе, перенимая западные технологии, институты и идеи. Так уж получилось, что технологически более высокоразвитое общество возникло в Европе и принципы его организации огнём и мечом распространились на всю планету.

Следовательно, видя становление и расцвет этой современной цивилизации, наиболее прозорливые мыслители усматривали и её стагнацию, загнивание, закат. Только Гегель и Фукуяма — каждый в своё время — решились поставить европоцентристскую точку в социальном развитии человечества. Первый сказал, что эталон цивилизации — это прусская монархия, а второй — что американская демократия.

В этой же фукуямовской парадигме зависли интеллектуальные пигмеи из либерального лагеря, которые целыми днями рассказывают, что «общечеловеческие ценности», демократические и гражданские свободы, возникшие на Западе, — это вершина социальной теории и универсальные принципы организации общества.

История антизападного движения в нашей стране берёт начало с противодействия реформам Петра Великого, логически выливаясь в славянофильство, затем в народничество и неонародничество — партию эсеров.

Некоторые скажут: «Какие же народники и эсеры антизападники?» Достаточно последовательные. Они считали, что в России насильно насаждается возникший на Западе капитализм, чуждый русской жизни, крестьянской общинности и «природному» социализму и анархизму нашего народа. Тогда ещё речи о тлетворном духовном влиянии не шло, потому что оно себя проявляло только в среде интеллигенции, большинство же не умело и читать, а радио, телевидения и интернета ещё не существовало. Но при этом ни славянофилы, ни народники, ни тем более эсеры не отрицали необходимости промышленного развития страны, пытаясь лишь найти альтернативные западным формы. К сожалению, экономические программы были самым слабым элементом их теорий, поэтому, если бы даже они добились своих политических целей, вряд ли бы мы увидели что-то принципиально отличное от реформ 1861 года в случае с народниками и власти Временного правительства в случае с эсерами. Эсеры, кстати, входили в оба коалиционных правительства и вообще были самой крупной политической партией в 1917 году.

Большевизм же, казалось бы завезённый к нам из Европы и относимый многими к западничеству, придя к власти, сразу же начал войну с Западом. Все почему-то фокусируются на Брестском мире, забывая, что его результаты были аннулированы через девять месяцев, и на отражении интервенции. Создание РСФСР и затем СССР стало началом подготовки прежде всего Запада к новой мировой войне, а Вторая мировая война, несмотря на союзничество с Англией и США, в результате переросла в холодную войну. Впрочем, большевизм как историческое явление был не монолитным, внутри него было и чисто западное направление — троцкизм.

В 1920–1930-е годы СССР жадно перенимал западные технологии, массово нанимал американских и европейских инженеров (организовал ту самую «утечку мозгов», которую позже в несколько ином виде возьмут на вооружение США), но при этом в духовной сфере значительно ограничивал влияние Запада. Это стало возможно по двум причинам: во-первых, опять же коммуникационные технологии и уровень грамотности были ещё достаточно низки и культурное воздействие затруднялось объективно; во-вторых, велась мощная идеологическая обработка населения; в-третьих, культура всегда следует за товарами и услугами и поскольку западных товаров и услуг в СССР почти не было, постольку и культура не проникала. И если кто-то думает, что в первой половине XX века на Западе духовная культура была разумной, рациональной, высоконравственной и христианской, то это заблуждение. Там царил декаданс, модернизм, фрейдизм, всякие флэпперы и другие продукты «ревущих 20-х».

Маскулинные девы, фемининный мужик,
Кто петух, а кто курица из них?
Их теперь не разгонишь, и посмотри:
Сестра себе пытается что-то брить,
Братишка завился на перманент,
Их теперь не приструнишь. Нет и нет.
Когда я был молод, было попроще
Разобрать, где тут зять, а где тут теща,
А теперь не поймешь, кто из них кто.
Трусики, брюки шириной с пальто,
Никто не скажет, кто в них одет.
Женомужчинами полон весь свет!


Это не современный стишок, а слова популярной в 1920-е песни американского певца старшего поколения Э. Лесли.

Впрочем, в СССР через западную архитекторскую школу проник, например, конструктивизм, в стиле которого выполнены многие здания 1920-х. Но когда ВКП(б) своими «кровавыми лапами» добралась до архитектуры, то советским творцам быстро объяснили, что коммунистические здания должны быть красивыми и монументальными. Так мы получили замечательный «сталинский ампир»: до сих пор восхищающие жилые «сталинки», центральные станции Московского метрополитена, дома культуры, здания заводоуправлений и «Дома Советов». А потом Хрущёв снова вернулся к функционализму, и всю страну застроили серыми безликими коробками и депрессивными административными строениями.

Антагонизм Запада по отношению к большевизму и большевизма по отношению к западным странам обусловлен интернационалистическим характером обоих этих явлений. И западная модель капитализма претендует на универсальность, и советский коммунизм. Но не только. Запад желал уничтожить СССР и сегодня желает уничтожить РФ, КНР, ИРИ, КНДР, потому что видит в них конкурентов или непокорные страны, которые угрожают его гегемонии.

Итак, антизападная мысль сама по себе логически самодостаточна, так как эпоха господства Запада исторически преходяща. История же антизападной мысли и антизападного движения в России пестра и разнообразна, но представлена двумя типами. Первый тип — это противодействие «западному пути», который объективно был связан с технологическим и индустриальным развитием страны, а второй тип сопряжён с конкуренцией со стороны Запада.

Анатолий Широкобородов
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Один против всех
Панцирь vs. Хаймарс... как столяр супротив плотника - 12:0
Броневик с элитным спецназом ВСУ нашел противотанковую мину на Донбассе
Эпичные кадры уничтожения польской САУ «Краб» на Артёмовском фронте
«Солнцепёк» отважных сжёг танки ВСУ на лиманском фронте
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин