Оба вторжения оправдывались по одной и той же схеме: прекращение кровопролития косовских албанцев в первом случае, а во втором – жителей Донеччины и Луганщины. «Цель состоит в том, чтобы привести в упадок военный потенциал Милошевича, настолько, чтобы он не смог больше навязывать свою волю Косово, как делает это сейчас», – заявил в Конгрессе тогда еще сенатор от штата Делавэр Джозеф Байден.

Точно так же в свое время официальные лица альянса оправдывали удары по электроэнергетической инфраструктуре. Пресс-секретарь НАТО Джейми Ши без лишних сантиментов 4 мая 1999 года заявил: «Отключение 70% электроэнергии доказывает, что в руках НАТО находится выключатель. Нам решать, кому включать свет, а кому нет. Приносим извинения за неудобства, но пусть Милошевич решает, на что ему тратить оставшиеся энергоресурсы – на танки или на людей».
Через три недели он конкретизировал цели таких ударов: «Если Милошевич действительно хочет, чтобы у его граждан были вода и электричество, всё что он должен сделать – принять условия НАТО, и мы остановим эту кампанию». Точно такие же тезисы продвигает и кремлевская пропаганда. Замени Милошевич на Зеленский, а НАТО на Россия – ничего не изменится, смысл тот же.
Точно так же, как и путинские пропагандисты, врали и НАТОвские чиновники. Представитель НАТО Питер Дэниел, например, заявил в интервью американской газете The Washington Post, что «военные самолеты союзников не нацеливались на югославскую систему водоснабжения или основные электростанции. Вместо этого атаки были направлены на трансформаторы и периферию электрогенерирующей системы». Крупнейшая в Сербии угольная ТЭЦ им. Николы Теслы под Белградом сказала бы обратное, если бы могла говорить, конечно.
Сегодня – все наоборот: весь западный мир безоговорочно поддерживает Украину, передавая как военную, так и гуманитарную помощь, пытается экономически задушить Россию, накладывая на нее немыслимые по объему санкции. За это украинский народ ему безмерно благодарен. К счастью, за 23 года мир изменился, и политика «кто сильный, тот и прав» уже не работает. Это осознает весь цивилизованный мир, поэтому войну, развязанную Россией, никто не поддержал.
Однако в этой ситуации несколько смущает тот факт, что сейчас за нашу команду играют те, кто в 1999 году оправдывал агрессию против точно такой же страны в Восточной Европе, оправдывал уничтожение ее инфраструктуры. Тот же госсекретарь Энтони Блинкен был в то время спичрайтером Билла Клинтона, писал ему речи, в которых американский лидер убеждал нацию в необходимости военной операции против режима Милошевича. Сейчас же Блинкен называет российские удары по украинской электроэнергетике «варварскими» и обвиняет Путина в том, что он использует «зиму как оружие».
И вот тут стоит признать, что от гибкости политической позиции, так это назовем, до двойных стандартов – шажок маленький. С одной стороны, Россия – страна-спонсор терроризма, находящаяся под жесткими санкциями, с другой – один из главных поставщиков энергоресурсов для ЕС. На это также обратил внимание народный депутат Алексей Гончаренко, который направил в Кабинет Министров депутатское обращение с призывом прекратить транзит российского газа через территорию страны и закрыть все трубопроводы, по которым углеводороды идут в Европу. Свою позицию он обосновывает тем, что сейчас Россия зарабатывает на экспорте энергоресурсов больше, чем до вторжения в Украину. И с ним нельзя не согласиться.
Кроме того, удивление вызывает и недавний обмен американской баскетболистки на одного из самых известных в мире оружейных баронов – россиянина Виктора Бута. Очевидно, что обмен неравнозначный и не в пользу США. Почему Вашингтон пошел на эту сделку и что предложила Москва, остается в тайне. Но это точно не то, чего союзники и партнеры ожидали от США.
И вот тут подходим к важнейшему вопросу: а где предел «гибкости» политики Вашингтона? Не выйдет ли так, что в зависимости от складывающейся обстановки и экономической выгоды для американского бизнеса или финансовых кругов позиция Белого дома в отношении Украины может в любой момент кардинально поменяться – от всесторонней поддержки до политического предательства. Тем более, такие прецеденты уже были. Сайгон в 1975 году и Кабул в 2021м– хорошие тому примеры.