Экономическая война против России не сработала настолько хорошо, насколько планировалось, а Европу накрыл энергетический кризис, пишет The Washington Post. Западу нужно скорректировать подход к украинскому конфликту, считает автор статьи.
Фарид Закария (Fareed Zakaria)
Есть одно известное высказывание: ни один военный план не выдерживает первого же столкновения с противником. Величайший теоретик войны Карл фон Клаузевиц часто объяснял, что стратегия должна быть динамичной, она должна постоянно меняться и обновляться. В своем знаменитом трактате "О войне" он писал, что некоторые генералы "продумывают действия только одной стороны, тогда как война представляет собой непрерывное взаимодействие противников". Западу необходимо как следует усвоить эти уроки для того, чтобы продолжить борьбу с Россией и скорректировать свою стратегию, которой сейчас угрожает провал.
В основе украинской стратегии Запада лежат два ключевых компонента: обеспечение Украины оружием, боевой подготовкой и финансовой помощью и введение жестких санкций против России. Основная концепция все еще остается вполне целесообразной, однако баланс между этими двумя компонентами необходимо изменить. Сейчас уже очевидно, что экономическая война против России не работает так хорошо, как многие надеялись. Президента Владимира Путина больше волнует, какой ущерб эти санкции наносят российскому государству, нежели то, какой вред они причиняют российскому народу. Благодаря высоким ценам на энергоносители Москва, согласно прогнозам Bloomberg News, будет получать гораздо больше прибыли от продажи нефти и газа, чем оно получало до конфликта: если в 2021 году сумма дохода составила 236 миллиардов долларов, то в этом году она достигнет 285 миллиардов долларов.
Между тем Европа переживает худший энергетический кризис за последние 50 лет.
Как я уже говорил раньше, главная проблема текущей экономической войны против России заключается в ее неэффективности, обусловленной тем, что она не затрагивает энергоресурсы. Российская экономика – это энергетическая экономика. Доходы только от продажи нефти и газа составляют почти половину бюджета правительства страны. И, к несчастью, Запад не может позволить себе полностью перестать покупать российские энергоносители, потому что с учетом дефицита предложения на мировых рынках это лишь спровоцирует дальнейший рост цен. За последние два десятилетия Европа увязла в опасной зависимости от них, и она не в состоянии этого изменить, не погрузившись в затяжную рецессию.
Посмотрите на то, что сейчас происходит на континенте: цены на природный газ выросли на 700% по сравнению с началом года. Одиннадцатого июля трубопровод "Северный поток", по которому российский газ поставляется в Германию, закроется на ремонт. Вполне возможно, что Путин решит наказать Запад и Берлин, просто не позволив ему заработать снова. Если это случится, Германия – крупнейшая экономика Европы – практически наверняка погрузится в рецессию. Стратегия Путина, очевидно, заключается в том, чтобы максимально увеличить затраты Запада и тянуть время в надежде на то, что трещины в антироссийской коалиции будут увеличиваться по мере усугубления экономических проблем в этих странах.
Запад до сих пор не считает этот вызов своим важнейшим приоритетом. У Нидерландов есть огромное газовое месторождение, однако темпы добычи там замедляются. Германия до сих пор не отказалась от контрпродуктивного решения о постепенном отказе от атомной энергии. Администрация Байдена все еще чинит препятствия для долгосрочных инвестиций в добычу нефти и газа. Также очевидно, что она до сих пор не может найти способ восстановить иранскую ядерную сделку – такой шаг мог бы обеспечить мощный приток нефтяных поставок на мировой рынок и практически наверняка стабилизировал бы цены на энергоносители. Я понимаю, что во всех перечисленных случаях у властей есть вполне веские возражения, однако приоритетом должна стать победа над Путиным.
Западным лидерам необходимо признать, что экономические санкции просто не сработают в тех временных рамках, на которые они рассчитывают. Им необходимо добиться максимального увеличения объемов поставок энергоносителей на мировые рынки, одновременно смягчив те ограничения, которые причиняют больше вреда западным странам, нежели России. Кроме того, они должны увеличить объемы военной поддержки Украины, согласившись на более весомые риски. Снятие блокады вокруг Одессы станет огромной экономической победой для Киева и сокрушительным символичным поражением для Москвы.
Зима близко. В домах по всей Европе может стать холодно. Украинским солдатам будет сложнее оттеснять русских, как только земля покроется снегом. Сейчас время не на нашей стороне.
источник