
На фоне российской спецоперации на Украине, а также заявлений властей Южной Осетии о желании войти в состав РФ в абхазском сегменте интернета стали популярны посты в поддержку международного признания региона. Эксперты отмечают, украинский конфликт стал удобным поводом для Сухума напомнить о своем стремлении к независимости.
Сейчас молодежь Абхазии активно выкладывает посты в соцсетях, с призывами мирового сообщества на обращение внимания данной проблемы в своей республике. Делятся реальными историями из жизни людей, которых коснулась грузино-абхазская война 1992-1993 гг. А многие сравнивают войну в Украине с грузино-абхазской войной, которую называют «грузино-российским конфликтом», не признавая РА стороной конфликта, преподнося ее как часть Грузии. Но то, что Абхазия – самостоятельное и независимое государство со всеми атрибутами – факт. Как и то, что из-за непризнания этого в Грузии и мире создаются большие сложности для граждан, проживающих на этой территории.
Конфликтолог Паата Закареишвили связывает рост настроений в поддержку независимости Абхазии с инициативой Цхинвали провести референдум о присоединении к России. Заявление экс-президента Анатолия Бибилова заставило многих просчитывать варианты в этом направлении, в Сухуме в том числе. И в России, и в мире появилось такое мнение, как будто данная инициатива исходит из Кремля. И соответственно, Москва сейчас как будто готовит вместе с Донецком и Луганском референдум об их присоединении. Это совпало с предвыборной компанией в Южной Осетии. И после заявления Бибилова все стали ожидать ответ Абхазии. Ввиду этого, абхазским властям пришлось несколько раз выступать с заявлением о целостности страны. Как отмечает другой конфликтолог – Георгий Канашвили, желание Цхинвала присоединиться к России поставило абхазов в неловкое положение перед Москвой.
Вообще, по сути, РЮО и РА – это два разных «национальных» проекта. Но даже в Грузии их не всегда отличают. Первый – более классический, когда кто-то хочет отсоединиться от одной и присоединиться к другой стране. Второй – сепаратистский – это отсоединение, но не присоединение. И тут не стоит питать иллюзий по поводу второго «проекта» – в Апсны не изъявляют желания присоединяться как к России, так и к Грузии. Независимый субъект – это и есть основное направление на ближайшее будущее. И несмотря на стратегическое партнерство Москвы и Сухума, независимость абхазов выстрадана на генетическом уровне, и от нее невозможно отказаться.