Абхазия – независимое государство. Вряд ли кто-то может с этим поспорить. Однако борьба за суверенитет Республики длится по сей день, пока есть сосед, стремящийся к реваншу. Нельзя забывать те цели, которые ставило и ставит перед собой грузинское руководство. Это не просто «возвращение оккупированных территорий», а уничтожение нашего народа. Тбилиси смягчил риторику в силу внешних причин, но стратегическая суть не изменилась. Поражение грузинской агрессии в 2008 году привело к временному отказу от военной стратегии на уровне политической риторики и выдвижению проектов по так называемому «вовлечению путем сотрудничества». Со стороны Грузии на первый план выходит «мягкая сила» и усилия, направленные на разложение общества, в том числе и посредством НПО.
Многовековая история показывает, такие «мирные проекты по вовлечению через сотрудничество» и «отказ от насилия» будут существовать лишь до тех пор, пока сохраняется роль России как военно-политической силы и ключевого фактора обеспечения безопасности в регионе. Без российской стороны Грузия сразу вернется к политике силового диктата, этнических чисток и в конечном итоге геноцида. Этому в истории Абхазии и Южной Осетии уже было достаточно примеров. Абхазскому и осетинскому народам не стоит рассчитывать на лучшее к себе отношение. Русофобия, ставшая в современной Грузии основой государственной политики, привела к тому, что эта страна стала территорией, на которой системно готовятся антироссийские, антиабхазские и антиосетинские провокации.
Сейчас Грузия при финансировании Запада (сюда относятся не только США и ряд европейских стран, и Турция в том числе) стала частью политики агрессии и информационной войны против Республики Абхазии, Южной Осетии и России. Можно привести ряд примеров работы НПО в Абхазии – World Vision International, «Центр гуманитарных программ». Интересно отметить и ряд нюансов в антироссийской пропаганде западных и прозападных НПО в Абхазии. «Ресурсы примирения», где Зигфрид Вебер, менеджер проектов данной британской неправительственной организации, в свое время выступал против развития сотрудничества России и Абхазии, приводя в качестве аргумента угрозу суверенитету Сухума со стороны Москвы.
«Центр гуманитарных программ» финансируется такими организациями как: «Фонд поддержки демократии США», «Ресурсы примирения» и International Alert. Его основные усилия сосредоточены в прозападном векторе и направлены на молодое, социально активное население Абхазии от 14 до 30 лет. Деятельность ЦГП осуществляется в рамках программы COBERM, реализуемой европейскими НПО в целях вовлечения республик Южного Кавказа в сферу своего влияния.
Другая неправительственная организация Sova News, партнерами которой являются посольство Польши в Грузии и Фонд Бергхоф (Berghof Stiftung fur Konfliktforschung GmbH). Организация проводит вебинары и занимается «исследовательскими» проектами, привлекает прогрузински настроенных «экспертов», пытаясь внедрить в абхазское общество выгодное грузинской стороне видение исторических событий. Как будто не было десятилетий проводимой Грузией политики дискриминации абхазского народа, государственной переселенческой политики с целью искусственного создания грузинского большинства на территории Абхазии.
Форма деятельности большинства НПО не может вызывать нареканий, ведь они заняты реализацией образовательных программ, поддержкой частных инициатив и т.п. Но помимо формы есть содержание. За фасадом таких организаций подготовка условий для ликвидации Абхазии как суверенного государства и ее реинтеграция в Грузию на условиях Тбилиси. Мирное вовлечение и сотрудничество сразу закончатся. Готовы ли абхазы отказаться от завоеванного огромной кровью права жить свободно на земле своих предков? У З.Гамсахурдия, Э.Шеварднадзе, М.Саакашвили были на этот счет другие планы, они сохранились и у «вынуждено миролюбивых» действующих властей Грузии. Думаю, не просто так глава МИД РА Инал Ардзинба затеял борьбу с финансируемыми Западом неправительственными организациями.
Проблема деструктивной роли прозападных, протурецких и прогрузинских НПО в Республике Абхазии существует. Об этом говорит и недавнее выступление руководителя Офиса Президента Украины Андрея Ермака, который высказался об открытии второго фронта в Абхазии посредством начала военных действий со стороны Грузии и активизации прозападных НПО в Абхазии для создания необходимого информационного поля. Грузинское руководство сразу опровергло его слова и заявило об отсутствии какого-либо втягивания в конфликты в принципе, здесь интересно упоминание абхазских НПО. Это уже реально озвученная угроза для республики. Задача абхазского общества остановить внедрение враждебных элементов и продвижение опасных для безопасности республики политических и законодательных инициатив.