Foreign Policy (США): если Россия нападет на Украину, надо ввести санкции против Китая


Путин нашел в лице Пекина экономический спасательный круг, уничтожить который может только Вашингтон

США должны перекрыть России все пути обхода западных санкций, пишет автор Foreign Policy, и подготовить вторичные санкции против китайских институтов. На долю американского доллара приходится почти 60% общемировых валютных резервов, а на долю китайского юаня — нет.

Столкнувшись с угрозой новых западных санкций, которые будут введены в случае нападения на Украину, российский президент Владимир Путин обратился за помощью к Китаю. 4 февраля, в день открытия зимней Олимпиады в Пекине, Путин и китайский председатель Си Цзиньпин объявили о создании нового стратегического партнерства между двумя странами. В совместном заявлении российско-китайские отношения названы "дружбой", в которой "нет запретных сфер сотрудничества". Путин поддержал позицию Китая, выступающего против независимости Тайваня, а Си выразил поддержку требованиям России о нерасширении НАТО на восток.

Они также рассказали о планах углубления экономического сотрудничества, особенно в нефтегазовой отрасли. Момент для таких заявлений выбран не случайно. В ближайшее время крепнущие российско-китайские связи помогут Путину смягчить удар от возможных западных санкций.

Из-за этого США оказались в сложном положении. Если Вашингтон при помощи финансовых и экономических санкций хочет создать надежный механизм сдерживания России, чтобы она не напала на Украину, ему придется одновременно продемонстрировать свою решимость ввести вторичные санкции против Китая. Но проблема заключается в том, что у ключевых союзников США Британии и Евросоюза нет таких же правовых и нормативных механизмов для введения вторичных санкций против китайских банков и государственных предприятий.

Американские вторичные санкции направлены против третьих сторон или стран за ведение коммерческой деятельности с главным субъектом санкций, и они основаны на широком толковании юрисдикции. Большинство стран принимают некую форму территориального или национального стандарта, а это значит, что пределы юрисдикции у них определяются национальными границами. Соединенные Штаты же считают, что под их юрисдикцию подпадают граждане, компании и собственность США, даже если они находятся за границей.
Поскольку у Британии и ЕС отсутствует такой механизм применения вторичных санкций, Вашингтон может демонстрировать Китаю свои экстерриториальные бицепсы только в гордом одиночестве. Далее, Соединенные Штаты вряд ли серьезно пострадают и понесут значительные внутренние потери в случае введения обширных финансовых и экономических санкций против России, а вот с Китаем совсем другая история.

Выступая 7 февраля на пресс-конференции после встречи с канцлером Германии Олафом Шольцем, американский президент Джо Байден сказал, что США согласовывают "мощный пакет санкций, которые наглядно продемонстрируют решимость мирового сообщества и будут иметь серьезные и молниеносные последствия в случае нарушения Россией украинского суверенитета и территориальной целостности". Сенатор-демократ Боб Менендес, председательствующий в комитете по международным отношениям, и ставший одним из главных авторов американского санкционного пакета против Ирана, работает над двухпартийным законопроектом, который, по его словам, станет "матерью всех санкций" против России.

В Вашингтоне до сих пор сохраняются серьезные разногласия относительно того, когда вводить санкции против газопровода "Северный поток — 2", связывающего Россию и Германию. Владельцем "Северного потока — 2" является российская государственная энергетическая корпорация "Газпром", и этот трубопровод приковал к себе внимание членов НАТО, потому что он усилит энергетическую зависимость Германии от России. Демократы, в том числе, Менендес и Байден, предпочитают дождаться вторжения России на Украину, и только после этого ввести санкции. А республиканцы выступают за их немедленное введение. Тем не менее, предложенный Менендесом законопроект весьма обширен и включает разные варианты действий против российского энергетического и финансового секторов, а также против ключевых руководителей из российского правительства. Там даже есть положение об отключении России от международной системы финансовых платежей SWIFT, которая связывает банки во всем мире.

Детали обширного, многостороннего подхода к санкциям становятся все яснее. Это должно напугать Путина. Отвечая на критику по поводу того, что Германия делает недостаточно для укрепления украинской обороны, Шольц во время своего визита в Вашингтон заверил американцев, что Берлин заставит Россию заплатить высокую цену, если она нападет на Украину. Тем не менее, непонятно, подразумевает ли это отказ от "Северного потока — 2". Шольц весьма туманно говорил о судьбе трубопровода в случае обострения ситуации, однако отметил, что Германия готова предпринять "все необходимые шаги", если Россия вторгнется на Украину. Он отметил, что необходимо сохранять стратегическую неопределенность, чтобы помешать упреждающим действиям России по защите от Запада.

Европейские лидеры боятся, что мощная волна санкций против России может нанести серьезный экономический ущерб их собственным экономикам. Многие европейские банки, в отличие от США, поддерживают тесные связи с Россией. Особому риску подвергнется энергетический сектор Европы, который импортирует из России более 40% потребляемого на континенте газа.

Соединенные Штаты пытаются не допустить возникновения энергетического кризиса в Европе в том случае, если Путин превратит в оружие российский экспорт нефти и газа. В связи с ростом цен на энергоресурсы госсекретарь США Энтони Блинкен уверяет европейских руководителей, что администрация Байдена будет бороться с "любыми перебоями в поставках энергоресурсов в Европу". Он указывает на переговоры с правительствами и с ведущими мировыми поставщиками сжиженного природного газа об увеличении поставок. Соединенные Штаты увеличили экспорт СПГ в Европу в качестве альтернативы российскому газу. По состоянию на январь в Европу направлялось 75% американского экспорта СПГ. В прошлом году этот показатель составлял всего 23%.

Между тем, в этом месяце Путин рассказал о новой нефтегазовой сделке с Китаем на сумму свыше 117 миллиардов долларов. По условиям рассчитанного на 30 лет контракта Россия должна будет поставлять по новому трубопроводу в Китай дополнительно по 10 миллиардов кубометров газа в год.

Из этого можно сделать вывод, что углубление экономического сотрудничества с Пекином поможет России ослабить удар, если Запад все же введет жесткие санкции против ее банковской системы и энергетического сектора. Россия является одним из крупнейших поставщиков нефти и газа в Китай.

Но хотя углубление экономических связей может уменьшить ущерб от американских санкций, эти связи не защищены полностью от вторичных американских санкций.

Чтобы угрозы экономических санкций звучали весомо, Вашингтон должен надавить на тех, кто начал оказывать экономическую помощь Путину, просигнализировав, что он готов выйти за рамки стандартного санкционного пакета и ввести вторичные санкции против китайских банков и государственных предприятий в случае российского вторжения на Украину.
Прецедент существует, хотя времена меняются. Китай разобрался в сути и опасностях американских экстерриториальных санкций и разработал собственный правовой механизм противодействия.

В июле 2012 года министерство финансов США ввело вторичные санкции против китайского Куньлуньского банка за то, что он намеренно осуществлял операции от имени подвергнутых санкциям иранских банков. Такое решение стало неожиданностью для многих экспертов и участников банковского сектора, поскольку это был беспрецедентный случай применения экстерриториальных санкций против третьей стороны. Пресс-секретарь китайского МИДа упрекнул Соединенные Штаты за "применение внутренних законов для введения санкций против китайского финансового учреждения" и потребовал от США отменить их. Санкции разозлили Пекин, однако две страны постарались не допустить существенных политических и экономических последствий, а Китай решил изолировать этот маленький банк от крупных финансовых рынков.

В 2017 году Соединенные Штаты оштрафовали на 1,19 миллиарда долларов китайскую компанию за нарушение американских санкций против Ирана. Это была крупнейшая в стране компания связи ZTE. ZTE обязали не только выплатить штраф, но и разработать внутренние правила во избежание дальнейших нарушений санкций, а также осуществить реструктуризацию. Таковы были условия соглашения, заключенного с компанией. Чтобы заставить ZTE выполнить условия достигнутого соглашения, министерство торговли США пригрозило включить ее в свой Список юридических лиц, что по сути дела означало изгнание компании с американских рынков. Но когда ZTE нарушила условия соглашения, администрация Трампа предпочла не вносить ее в этот список, несмотря на возражения высокопоставленных советников. То есть, она бросила компании спасательный круг и спасла ее от банкротства. Существуют разные теории относительно того, почему президент Трамп принял такое решение — ради личной политической выгоды или чтобы уговорить Китай продолжить торговые переговоры — однако этот случай показывает ограниченность экстерриториальной санкционной политики США.

Однако Китай начал кампанию противодействия иностранным экстерриториальным санкциям. В прошлом году страна приняла антисанкционный закон, похожий на "блокирующий статут" ЕС, предприняв попытку ограничить экстерриториальное применение санкций против третьих сторон. Этим законом запрещается исполнение экстерриториальных законов. В китайском законе отмечается, что КНР открыто выступает против "гегемонизма и политики силы", а также "вмешательства любого государства во внутренние дела Китая под любым предлогом и любыми средствами". Власти получили широкие полномочия применять карательные санкции к китайским компаниям, которые выполняют требования американской санкционной политики. Это могут быть штрафы и даже конфискация активов.

Многие посчитали, что из-за этого закона транснациональные банки оказались в сложном положении, попав в состояние правовой неопределенности. С одной стороны, нельзя нарушать американские санкции, а с другой, тебя могут привлечь к ответственности за их соблюдение. Крупные транснациональные банки соблюдают санкции США из-за гегемонии американского доллара в мировой финансовой системе. Например, в 2014 году американские власти наложили рекордный штраф в девять миллиардов долларов на французский банк BNP Paribas за несоблюдение санкций США против Ирана и других стран. Китай пока не применял свой новый антисанкционный закон в ущерб американским интересам, однако такая возможность несомненно появится, если Вашингтон введет вторичные санкции против Пекина. В этом случае банки будут вынуждены выбирать: платить штрафы США за нарушение санкций или Китаю за их соблюдение.

Таким образом, если Вашингтон собирается ввести вторичные санкции против китайских организаций, он должен быть готов к ответному удару. Многие транснациональные компании могут оказаться в правовом вакууме и будут вынуждены решать, на чьей стороне выступать. Кроме того, под угрозой окажется двусторонняя торговля, объем которой превышает 615 миллиардов долларов. (На долю КНР приходится почти 19% всего американского импорта.)


Пока нет свидетельств того, что Вашингтон рассматривает какие-то конкретные вторичные санкции против Китая. Есть только угрозы и демонстрация намерений. Пресс-секретарь Госдепартамента Нед Прайс (Ned Price) недавно заявил репортерам: "У нас в распоряжении есть множество средств, которые мы можем применить, если увидим, что зарубежные компании, в том числе китайские, делают все возможное для уклонения от мер экспортного контроля США, для их обхода и нейтрализации".

Если такие средства будут задействованы, это приведет к негативным последствиям для американского бизнеса и экономических интересов. С таким бременем Вашингтон пока не сталкивался, предпочитая взваливать его на своих европейских союзников.
Тем не менее, США должны подготовиться к тому, чтобы перекрыть России все пути обхода западных санкций. Среди прочего, они должны подготовить вторичные санкции против китайских институтов и ограничить ущерб американским интересам. Простая истина заключается в том, что на долю американского доллара приходится почти 60% общемировых валютных резервов, а на долю китайского юаня — нет. И это тяжелая дубина, которой можно взмахнуть.
источник
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
1 комментарий
  1. maksimzimin
    США с Китаем давно торговую войну ведут. Ведут и проигрывают. Чем больше санкций они будут вводить против России и Китая, тем сильнее будут становиться наши экономики и теснее наше сотрудничество.
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Новые учения НАТО, которые несут новые угрозы
Польская военная активность и риторика: сигналы о потенциальной угрозе для Беларуси
Польша готова начать агрессию против Республики Беларусь
Обращение Путина к гражданам России
Русский спецназ устроил ВСУ "Судный день"
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин