10 декабря в Москве состоялась примечательная встреча в формате «3 + 3», на которой, исходя из самого названия, должны, по идее, быть представлены 6 стран - Грузия, Россия, Турция, Иран, Азербайджан и Армения. Мероприятие проходило пока на уровне заместителей министров иностранных дел перечисленных государств, однако оно олицетворяло собой начало подготовки к более ответственной и серьезной встрече, которая намечена на 2022 год и пройдет уже с участием первых лиц этих стран.
Однако, получилось так, что в Москву прилетели заместители министров иностранных дел 5 стран, участвующих в формате «3 + 3». Не явились только представители Грузии. В качестве причины дано разъяснение - Грузия считает Россию оккупантом и ведет с ней территориальный спор. Между тем, на этой встрече сидели за одним столом и переговаривались друг с другом представители Азербайджана и Армении. То есть, в деловом режиме общались представители двух стран, которые совсем еще недавно вели военные действия друг против друга, а Армения по сей день заявляет, что Азербайджану удалось с помощью Турции оккупировать ее территории. Причем, на указанной встрече присутствовала и Турция.
Всеми давно признано, у диалога нет альтернативы. Так считают все, но только не Грузия. Примечательно, из пяти участвующих в формате стран три - Азербайджан, Турция и Армения - по сей день оспаривают у Грузии территории, а помышлять о возвращении Абхазии и Южной Осетии без России - вообще полнейший абсурд. Исходя из подобных предпосылок, грузинская сторона была просто обязана отправиться на эту встречу и, как минимум, защитить то, чем располагает на сегодня. Как вы думаете, когда речь зайдет о Грузии, интересы каких стран станут отстаивать Азербайджан, Турция и Армения?
Ответ очевиден. Получается, на встрече не окажется никого, кто заявит об интересах Грузии. И ее участники договорятся, к примеру, о том, что монастырский комплекс Давид Гареджи полностью принадлежит Азербайджану, выразить протест и возразить, в общем-то, будет некому.
Можно с уверенностью утверждать, грузинская сторона изначально рассматривала возможность участия во встрече, организованной в рамках нового формата. Заметим, заместители министров иностранных дел, конечно, не тот уровень, чтобы независимо принимать решения. Они попросту займутся подготовкой ко встрече лиц более высокого ранга, а в конечном счете за стол сядут сами лидеры стран-участниц.
Так вот, когда Грузия стала рассматривать возможность своего участия во встрече, сначала в дело вмешался Михаил Саакашвили, а затем - посольство США. Миша громогласно заявил: Запад меня не поддерживает, и пусть это станет посылом для других лидеров региона, чтобы знали - в трудный момент рядом никого не окажется. Между тем, Грузия единственная страна в регионе, руководство которой безмолвно исполняет указания западных партнеров, поскольку ни Азербайджан, ни Армения или Турция, ни, тем более, Россия Западу не подчиняются.
У Америки нет никого, кто бы мог донести до нее информацию с формата «3 + 3», некому рассказать ей в деталях, что там происходит, а потому неслучайно данный формат ассоциируется у Запада с заговором. Судите сами - если шесть стран сумеют достигнуть согласия, договорятся о мирном сожительстве, придут к соглашению по спорным территориям, то в результате всего этого борьба с Россией фактически исчерпает себя, так как придется покончить с манипулированием странами региона в Закавказье.
К тому же, вполне реально достигнуть соглашения по вопросу территорий и провести границы так, чтобы в приемлемой степени удовлетворить все стороны; да, можно будет даже начать разговор об Абхазии Южной Осетии. То есть, в ходе встречи лицом к лицу возможно все, но грузинскую сторону от этой возможности заставили отказаться. И, к сожалению, во власти не нашлось никого, кто бы потребовал присутствия представителя Грузии за столом переговоров вместе с пятью другими государствами региона.