Закат современных армий и выход на сцену ЧВК «Вагнера» и других солдат удачи


Уровень насилия в мире медленно, но неуклонно снижается. Знаменитый нейропсихолог Стивен Пинкер даже утверждает, что мы живем в самое миролюбивое время с момента зарождения человечества.

Эта тенденция затрагивает и военных — как пишет автор ТГ-канала «Толкователь», уже после Второй мировой войны выяснилось, что от 86 до 92 процентов призывников попросту не способны убить врага.

Даже в Первую мировую противники чаще предпочитали стрелять в воздух или в сторону, но не в живых людей.

Поначалу командование боролось с «пацифизмом» солдат пропагандой, чтобы те видели во врагах не людей, а чудовищ, зверей. Задавить поганую гадину все-таки проще, чем лишить жизни чьего-то сына, мужа, брата, отца. Помогало не всегда.

Власти пытались решить проблему боеспособности (как ни прискорбно, она по-прежнему зиждется на способности армии убить как можно больше вражеских солдат — ну или кого скажут) переводом воинской службы на контрактные рельсы.

Но и среди контрактников, отправлявшихся в горячие точки или карательные экспедиции, выдерживали далеко не все, а посттравматический синдром стал у них обычным делом.

Кое-кто делает из этого вывод о врожденной доброте человека как вида, приводя при этом некую теорию, согласно которой мы якобы произошли от самых миролюбивых обезьян, поскольку самые агрессивные поубивали друг друга.

Ну, во-первых, мы не происходили от обезьян. Это — как сказать, что я произошел от моего пятиюродного брата.

Во-вторых, антропологи эти домыслы давно разнесли по бревнышку. А в-третьих, тот же Пинкер открытым текстом говорит, что человек по своей натуре отнюдь не бобр, то есть не добр. Причем маленькие дети куда более склонны к насилию, чем взрослые. Выяснилось, что наиболее агрессивен и опасен Homo Sapiens в два года, когда милое дитя начинает пинаться, драться и кусаться.

«Малыши не убивают друг друга лишь потому, что мы не даем им ножи и пистолеты. Вопрос… на который мы пытаемся ответить последние тридцать лет, — как дети учатся агрессии. Но это неправильный вопрос. Нам надо спрашивать, как они учатся миролюбию», — приводит он слова психолога Ричарда Трембли в своей книжке «Лучшее в нас: Почему насилия в мире стало меньше».

То есть дело не в том, что в нас изначально нет агрессии, а в том, что ее все сильнее гасит общество. Так или иначе, на армию тенденция к снижению насилия влияет довольно сильно.

Само собой, случаи коллективного исступления, когда люди творят ужасные вещи и оставляют после себя горы кровавых трупов, бывали всегда, но это по большей части во время масштабных многонациональных войн или во время восстаний и переворотов.

Страны, обладающие большими обученными вооруженными силами, таковых не знают довольно давно.

Вот и получается, что их грозно-многочисленные армии — это авиация, артиллерия и флот (те, что уничтожают противника издалека, фактически его не видя), а на земле — толпа пацифистов с очень дорогими игрушками.

Но как же быть, если страны, где случаются восстания и перевороты, представляют собой самую благодатную почву, на которой буйным цветом расцветает терроризм? Ответ был найден, причем не вчера: собрать из опытных бойцов, способных пустить оружие в ход по его прямому назначению, высокомобильные хорошо экипированные подразделения, оформить их как частную военную компанию и заключить с ней контракт, чтобы она отправилась в горячую точку бить террористов вместо кадровых военных. Своими ЧВК давно обзавелись США, Великобритания, Германия, Турция.

Не стоит забывать и о российской ЧВК «Вагнера», занимающей не последнее место в ряду мировых профильных компаний.

Как известно, именно с ее помощью на Ближнем Востоке удалось подпалить хвост запрещенному в России Исламскому государству Ирака и Леванта* и фактически уничтожить игиловцев в Сирии.

То, что там сейчас стараются наладить обстановку и восстанавливают Пальмиру — во многом заслуга российских профессионалов.


Нельзя с точностью сказать, стало ли появление «частников» результатом растущего миролюбия в вооруженных силах, но в этом есть логика. В каменном веке человек сам шил себе одежду, а сегодня этим за деньги занимаются портные.

В советское время каждый мужчина был сам себе электрик и сантехник, сегодня, чтобы починить проводку, я найму мастера, который сделает это за меня. Возможно, и нынешним армиям нужны мастера воевать.

источник
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Доигрались! Север Украины в полном блэкауте! Украина открывает границы для мигрантов из Бангладеш и Индии, одновременно запрещает русский язык
ВСУ нанесли удар дронами по казахстанской трубе! Зеленский пообещал Трампу нанести удар по экономике Китая через удары по российскому газу
Почему Трамп так неудобно посадил просроченного Зеленского на встрече! На фронте объявлено локальное перемирие! ЕС просыпается в холодном поту от встречи Трампа с Зеленским
Почему Трамп выбрал Будапешт! Из-за чего Трамп повышал на Зеленского голос. Теперь просроченному придется звонить и унижаться перед Орбаном
Намечается новый скандал Зеленского в Белом доме! Удивление просроченного президента после разговора Трампа с Путиным
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин