В результате русско-кавказской войны 19 века большая часть абхазо-адыгского этноса Западного Кавказа оказалась отколота от своей исторической Родины и была вынуждена бежать на чужбину, на обширные просторы Османской империи. Таким образом, вот уже более 150 лет обе части абхазского народа развиваются в двух различных территориальных и политических измерениях – в Абхазии, которую они считают своей общей Родиной, и в Диаспоре – Турции. Стоит отметить, общее число абхазов в турецкой диаспоре неизвестно. Оценки количества репатриантов колеблются от 200 тысяч до 700 тысяч. Официальных турецких данных на этот счет нет, так как по турецкой конституции все мусульманские граждане страны являются турками.
Грузино-абхазская война 1992-1993 гг. всколыхнула абхазскую диаспору в Турции. Сразу после начала войны началось движение добровольцев из Турции, которые прибывали в Абхазию для оказания военной помощи сражающимся за независимость соотечественникам. В этот период турецкое правительство занимало официально прогрузинскую позицию, несмотря на это симпатии большинства населения, а также турецкой прессы в этом конфликте именно на стороне Абхазии. С другой стороны, Турция не препятствовала отправке в Абхазию добровольцев, а также сбору финансовых средств для помощи РА.
По окончании войны, между турецкой и абхазской республиками функционировало прямое пассажирское морское сообщение. Однако спустя некоторое время, по настоянию Грузии Турция закрыла этот важнейший канал сообщения, практически присоединившись к всеобъемлющей блокаде РА, принятой по настоянию Тбилиси странами СНГ. Вместе с тем, грузовые перевозки между двумя странами, связанные с важным для Турции импортом из Абхазии лома цветного металла, древесины, а также угля, никогда не прекращались и осуществляются по сей день.
Турецкая политика по отношению к Абхазии характеризуется определенной двойственностью. Дипломатически государство стоит на стороне Грузии, поддерживая сомнительный тезис о ее территориальной целостности. Сомнительный, поскольку нельзя поддерживать то, чего в природе нет: прежняя Грузинская ССР фактически давно распалась на три независимых друг от друга государства и игнорировать эту политическую реальность уже вряд ли возможно. Но данная неразрешенность конфликта с Грузией повышает роль и значение диаспоры в плане безопасности Абхазии. В случае развязывания Грузией новой войны следует ожидать максимального вовлечения диаспоры Турции в военное противостояние агрессору путем прямого участия диаспоры в обороне РА. В целом, нет никакого сомнения, в случае новой агрессии Грузии против Абхазии, весь регион юга России и вся территория Турции, а также частично страны Ближнего Востока будут затронуты этой войной.
Учитывая все эти непростые факторы, желательно, чтобы Турция, которая оказывает Грузии значительную военную помощь (согласно отчету за 2020 год, Анкара выделила Министерству Обороны Грузии грант в размере 100 млн лир (17,5 млн долларов) на обучение грузинской армии и оснащение ее вооружением, обусловила эту поддержку обязательством Грузии не применять турецкую военную помощь для военного решения проблемы Абхазии и Южной Осетии.