Как Запад противостоит расширению влияния России в Центральной Азии

Как Запад противостоит расширению влияния России в Центральной Азии


США, потерпев неудачу в Крыму и не сумев реализовать свои планы на Украине, пытаются удержать под своим контролем Центральную Азию. Регион, граничащий с неспокойным Афганистаном, может стать новой ареной противостояния США и России. В этом контексте особый интерес представляет состоявшийся в начале апреля визит в страны Центральной Азии помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ниши Десаи Бисвал. Ее главной целью было «прощупывание» настроений в регионе и умозаключений лидеров ЦА «по следам» украинских событий, а также оценить их намерения в отношении продвижения процесса евразийской интеграции.

Пресс-служба Госдепа США сообщила, что целью визита помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ниши Десаи Бисвал была необходимость продемонстрировать странам Центральной Азии «приверженность дальнейшему сотрудничеству и партнерству США со странами региона для обеспечения их стабильности и процветания». Эксперты считают, что американская администрация пытается прозондировать почву в центрально-азиатском регионе на предмет дальнейшей реализации своей внешнеполитической стратегии в постсоветских республиках. Тем более, что в Астане, Алма-Ате и в Бишкеке тема украинского кризиса звучала на всех встречах американского дипломата будь-то c властью, политиками, представителями НПО или бизнесменами. При этом Бисвал не забывала отметить, что Москва нарушила все международные нормы «аннексировав Крым» и «вмешалась во внутренние дела Украины». Она подчеркивала, что «Вашингтон твердо поддерживает территориальную целостность Украины и готов ввести против России более жесткие экономические санкции».

«Значительная часть политиков и экспертов США открыто критикуют администрацию Барака Обамы за то, что, занимаясь Киевом, она упустила ситуацию в Крыму. Россия обыграла США. В известной степени это так. Вполне возможно, что Вашингтон решил реабилитироваться на другом участке внешней политики», – сказал автору эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. По его словам, идет нормальная дипломатическая работа по тем направлениям, которые считаются перспективными с точки зрения США.

Украинские события указали на два важнейших момента изменившей мирополитической реальности: первое – конфигурация сил на мировой арене претерпевает изменения; Россия заметно увеличила свой военный потенциал с 1990-х г.; второе – противостояние между странами, которое казалось бы сошло на нет после холодной войны, снова возвращается. Евразия в ближайшие годы станет основной ареной борьбы, где будут все отчетливей проявляться указанные тенденции.

По мнению киргизского политолога Марса Сариева «США и Европа, с геополитической точки зрения, не смогли реализовать свои планы по Украине. Стремясь взять реванш в битве с Россией, они обращают свои взгляды на Центральную Азию. Именно здесь они планируют создавать новые очаги напряженности, стимулировать оппозиционное движение, оказывать давление на власть, чтобы решить генеральную задачу в Центральной Азии – ликвидировать внешнеполитический крен Казахстана, Киргизии и Таджикистана в сторону Москвы».

Именно эти страны ориентированы на Россию и строят Евразийский союз. До конца мая с.г. президенты Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко должны подписать Договор о создании Евразийского союза. Киргизия готовит «дорожную карту» для вступления в Таможенный союз, после чего может присоединиться к Евразийскому. Таджикистан – готовится.

США не ожидали, что Москве удастся собрать «под одной крышей» бывшие республики СССР. Американский дипломат, находясь в Алма-Ате, достаточно прямо заявила, что США не поддерживают «эксклюзивные объединения». По ее словам, мир движется к эпохе глобализации, где «все чаще страны выбирают политику и интересы многовекторности». Видимо, не случайно, в Алма-Ате после ее отъезда, состоялся Антиевразийский форум, в ходе которого, общественный деятель Казахстана Серикжан Мамбеталин заявил, что интеграция в рамках Таможенного и Евразийского союза предполагает конец многовекторной политики Астаны и геополитический сдвиг в сторону Москвы: «Мы не можем интегрироваться с Россией настолько, чтобы завтра не иметь возможности развивать самостоятельно, без оглядки на Россию, отношения и с Китаем, и с Евросоюзом, и с США, и с другими региональными державами».

В Киргизии Ниша Бисвал так же уделяла особое внимание событиям на Майдане (так называют площадь Независимости в центре Киева). Причем, как отмечают киргизские эксперты, американский дипломат едва ли не проводила прямые параллели Киргизии с Украиной, и обещала Бишкеку всяческую поддержку «по укреплению демократии». Примечательно, что после переговоров с лидером «Национального оппозиционного движения» Равшаном Джеенбековым, в Бишкеке состоялся оппозиционный митинг. Задержанные во время мероприятия митингующие давали показания о том, что за участие в митинге получили от оппозиционных политиков гонорары «на проезд, питание и проживание в Бишкеке». По слухам, оппозиция на проведение митинга затратила около 300 тысяч долларов. Кроме «поддержки демократии», Ниша Бисвал обозначила заинтересованность Вашингтона в сотрудничестве с Киргизией по созданию транспортного коридора, инфраструктура которого идет в обход России и энергетическому кольцу CASA-1000. А реализация энергетического проекта САSA-1000 ставит под сомнения целесообразность совместных российско-киргизских работ по строительству Нарынской ГЭС.

Отдельные обещания были даны правительствам центральноазиатских государств по части реализации «интересных» проектов. В частности, в Астане обсуждались вопросы вовлечение Казахстана в стабилизацию ситуации в Афганистане и проект транспортировки казахстанской нефти на юг, в Индию. Казахстан и без американской причастности немало делает в Афганистане, задачей же американской политики в настоящее время является активизация казахстанского бизнеса в Афганистане для максимальной переориентации товарных и финансовых потоков с севера (РФ) и востока (КНР) на юг. По мнению эксперта по Центральной Азии и Среднему Востоку Александра Князева, «налицо попытка под новыми лозунгами реанимировать старую и уже почти забытую концепцию «Большой Центральной Азии», только теперь она именуется «Новым Шелковым путем». США не оставляют попыток вырвать регион из орбиты евразийской интеграции, приверженность к которой казахстанского руководства даже на фоне украинских событий вызывает в Вашингтоне раздражение.

Что касается переориентации экспорта энергоносителей, то этот проект вписывается в более общие планы США по сокращению, а в идеале и прекращению этого экспорта в Китай. «Проект казахстанско-индийского экспорта нефти дополняет муссируемый в политических, экспертных и бизнес-кругах уже более двадцати лет проект Трансафганского газопровода – ТАПИ (Туркмения–Афганистан–Пакистан–Индия). По мнению Князева, все проекты транзита через Афганистан в обозримой перспективе несбыточны и относятся скорее к разряду мифологии – будь то транзит газа, нефти, электроэнергии или строительство железных дорог. Тем более ситуация в Афганистане после выборов президента, которые прошли 5 апреля, может еще обостриться. Выборы состоялись, а победитель гонки так и не объявлен. Лидерами президентской гонки пока признаны Абдулла Абдулла и Ашраф Гани Ахмадзай, за которых были отданы соответственно 44,4 и 33,2% голосов.


Аждар Куртов считает, что кто бы из кандидатов ни победил на выборах в Афганистане, ему придется решать те проблемы, которые традиционно несколько десятилетий стоят в повестке дня перед афганской властью. И часть этих проблем трудноразрешима с теми ресурсами, которыми обладает Афганистан. А ресурсы (подразумевается иностранная помощь) будут только сокращаться. Значит, недовольство населения может только расти. Это означает, что центральная власть в Афганистане любого толка не сможет полностью контролировать страну, стабилизировать ситуацию с учетом повстанческих отрядов, часть которых, исходя из своего национального состава, вполне может вынашивать некие планы в отношении Центральной Азии. Следовательно, дестабилизация региона вполне возможна, и наиболее уязвимым звеном в этом смысле является Киргизия.

Большинство экспертов считает, что Запад, который заинтересован в сокращении российского влияния в регионе, будет подталкивать оппозицию в Казахстане и Киргизии к активности. В Киргизии этот процесс уже заметен – НПО, живущие на западные гранты, ведут контрпропаганду идей пророссийских интеграционных объединений. В связи с событиями в Украине этот вектор будет только усиливаться Западом.

Новое Восточное Обозрение.
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
2 комментария
  1. Rustem88M
    Кто дружит с Вашингтоном,тот плохо кончает.Кто Казахстану сосед?Штаты?Россия нам ближе и по ментальности.
  2. Sovushka
    Пиндосы как прокаженные, где не появляются несут болезни. Их надо изолировать от здоровых стран. Запрещать размещение пиндосских посольств. Белоруссия пример.
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Новые учения НАТО, которые несут новые угрозы
Польская военная активность и риторика: сигналы о потенциальной угрозе для Беларуси
Польша готова начать агрессию против Республики Беларусь
Обращение Путина к гражданам России
Русский спецназ устроил ВСУ "Судный день"
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин