Танки 2-го полка движутся по пустыне Ирака. Основу сил вторжения составляла модификация M1A1, дебютировавшая в 1984 году. Она получила новую пушку, к которой чуть позже добавили "урановую" броню и новые боеприпасы
После трех дней стремительного наступления с эпизодичными столкновениями, войска вторжения встретили одно из самых боеспособных соединений армии Ирака. И все, что было дальше принято считать последней танковой битвой 20-го века.
Дебют M1 Abrams
Ударные вертолеты кружили над танками второго полка, которые 23 февраля были уже в иракской пустыне. Их миссия была теоретически простой: отрезать пути для отступающих с территории Кувейта иракцев. А на практике, помимо отступающих пехотинцев, в пустыне находились крупные бронетанковые соединения – что уже сулило несколько иной исход.
Конец февраля 1991 года ознаменовался песчаными бурями, которые ограничивали видимость поля боя
В это время над пустыней бушевали песчаные бури, которые ограничивали видимость продвигавшихся войск. Первый контакт с иракскими танками был спонтанным. M1 Abrams из отряда Fox, 2-го эскадрона, уничтожил несколько иракских танков. Позже были подбиты несколько дозорных машин. Все это уже указывало на силы противника поблизости, но врага не было видно.
Более подробная схема боя за "73 Истинг"
Спустя три дня капитан Макмастер, который командовал взводом Fox, все еще двигался по пустыне в условиях околонулевой видимости. Когда машины поднялись на холм, перед ними открылась пугающая картина: в низине располагалась иракская танковая дивизия. Понимая, что его машины уже в зоне досягаемости противника, капитан приказал открыть огонь.
Данная операция стала дебютом новой американской машины
На стороне иракских танкистов был рельеф: они расположились вдали от небольшой возвышенности – что скрывало их. В тоже время, американские «Абрамсы» были вынуждены спуститься к ним, что оголяло слабую броню крыш корпусов и башен. Казалось бы – здесь дебют M1 Abrams ознаменовался бы большими потерями – но нет.
Утерянные возможности
Как вы помните, несколько разведывательных групп иракцев были уничтожены задолго до встречи с основными силами. А ветер поднимает песчаную стену, снижающую видимость. Танкисты Хуссейна были удивлены не меньше американцев, что стоило им потерянного преимущества. А время было рассветное – 4:20 утра.
Еще одним аргументом сил вторжения была БМП M2 Bradley. Ее отличало внушительное - как для своего класса - бронирование, и пара пусковых установок ПТУР TOW
Первый выстрел головного танка Макмастера задал тон всей битве: кумулятивный боеприпас «Абрамса» вывел из строя танк, съезжавший за насыпь. Следом орудие зарядили подкалиберным снарядом M829 – тем самым, с сердечником из обедненного урана. Он угодил в иракский танк, который разворачивался для выстрела по M1 Abrams. Когда наводчик американской машины приметил третью цель, механик-водитель понял, что они у минного поля, и резко сменил направление движения.
Сорванная башня иракского "Вавилонского льва" (Asad Babil в девичестве - экспортный Т-72)
Снаряды иракских танков начали рваться вблизи танка Макмастера, когда два взвода отряда Eagle развернулись в боевые порядки, чтобы оказать поддержку теряющим инициативу танкам отряда Fox.
Несмотря на готовность к встрече с Т-72, американцам чаще встречались китайские Type 59 (относительная копия Т-55) и советские Т-62
Девять «Абрамсов» стремительно неслись сквозь порядки иракских войск, уничтожая технику противника. Танки «Asad Babil» (Т-71М1, планировавшийся к производству в Ираке по советской лицензии) и БМП, стоявшие на вооружении Ирака, превращались в горящие факелы, нанося репутационный ущерб оружейникам СССР, доживавшему свой последний год.
Пара американских "Брэдли" на фоне сгоревшего остова Т-72
Танки отряда Eagle оставили 5-километровую брешь в обороне иракцев. Ввиду нарастающей дезорганизации в их рядах, в бой вошли американские БМП M2 Bradley. Эти машины несли на себе противотанковые ракеты TOW, и были вооружены 25-мм автопушкой «Бушмастер», которая подавляла иракских пехотинцев.
Что может произойти за 23 минуты?
После стремительной танковой атаки, которая последовала за нерасторопностью иракцев, дело довершили артиллеристы, закрепившие успех танков второго полка. В общей сложности, потери техники Ирака в этой битве составили 30 танков и 14 БМП. А американские танки, по сути, достигли изначально заданной точки. С момента первого контакта с иракскими танками прошло всего 23 минуты! Капитан Макмастер решил закрепить успех, не давая противнику время на перегруппировку.
Несмотря на подготовленную оборону, и изначальное преимущество, иракские танкисты "уступили" первый выстрел противнику
Но в том необходимости не было! Одиночные «Абрамсы», рассредоточившиеся в поисках отступившего врага, так и не «нащупали» его фланги. Что примечательно, именно в тот момент был поврежден первый американский танк – машина наехала на мину, получив повреждения ходовой части.
Брошенный в капонире Т-55 иракцев. В общей сложности, в плен сдалось 250 солдат
Неподалеку от места описываемых событий, отряды Killer, Ghost и Iron встретили менее масштабные силы противника. На позиции Eagle было направлено несколько иракских контратак, но они были обречены изначально, так как инициатива была уже в руках американцев.
Итоги
К ночи американские войска начали призывать иракцев капитулировать. Более двухсот солдат гвардии Саддама сдались. Их потери составили почти 1000 человек личного состава, 85 танков и до 40 БМП. Американцы же «отделались» 12 убитыми, 57 ранеными солдатами и 32 потерянными машинами.
Одна из газетных иллюстраций того времени. Несмотря на детали, вроде "неполноценности" иракских Т-72, пропагандистский посыл был получен: "M1 Abrams - панацея против советских танков".
Все вышеописанное больше походит на сюжет малобюджетного фильма-агитки о бравых и непобедимых американских солдатах. Но – плюс-минус – исход был именно таковым: обороняющиеся порядки иракцев были сломлены меньшими по численности силами. Хотя, тут есть доля лукавства: танков было меньше, да – но американские «Абрамсы» действовали при артиллерийской поддержке, которой иракцы практически сразу лишились.
Горящий Type 69. Подобные машины Ирак приобрел в Китае (это был единственный экспортный успех китайцев с данной моделью)
Опуская скользкий момент о боевых качествах иракского гвардейца, или солдата под звездно-полосатым флагом, нужно говорить о превосходстве американского оружия в тех условиях. Так, их БМП M2 Bradley была создана на основе тщательного изучения опыта советских войск в Афганистане, которые столкнулись с критичным недостатком брони БМП. Кроме того, M2 обладала двум пусковыми установками ПТУР TOW. А БМП иракцев редко оснащались ракетами «Малютка», о применении которых в этом конфликте не упоминается.
И, наконец, танки. Считается, что «Буря в пустыне» стала победой над Т-72 – одним из самых грозных советских танков. Но! Их у Ирака было не более 1000 машин, а войска вторжения выдвинули почти две тысячи «Абрамсов». Они перед вторжением модернизировались до уровня M1A1 (немецкое орудие, броня и снаряды с обедненным ураном), который учитывал столкновение с потенциальными советскими танками и хорошо подготовленными советскими танкистами.

Еще одна иллюстрация в этом духе. На сей раз - M2 Bradley побеждал советскую БМП
А иракские Т-72, как и все экспортное вооружение, имели некоторые отличия. Во-первых, во лбу башни и корпуса этих машин была обычная гомогенная броня, а не многослойная – как на советских танках. А во-вторых, бронебойные снаряды, которые были у танкистов Хуссейна, советские танкисты перестали использовать в далеком 1973 году. Добавьте к этому деморализованность, вызванную постоянными бомбардировками и менее функциональную СУО – и все станет на свои места.
Издательство "шестеренка"
источник