Ошибка историка Стрелкова

Ошибка историка Стрелкова



Версий, почему армия Новороссии отступает и бои ведутся уже на улицах Луганска и Донецка — величайшее множество. Кто-то утверждает, что «путинвсехслил», кто-то, подобно »Кургиняну и Ко» ищет следы «конспирологии» и «заговоров» в действиях военных и политических властей Луганска и Донецка, кто-то во всем винит пассивность значительной части местного русскоязычного населения. Забегая вперед, я сразу скажу, что все эти версии, несмотря на их усиленное «проталкивание» интернет-воинами, едва ли являются главными причинами сложившийся тяжелой ситуации. Если являются таковыми вообще.

Для понимания действий и ошибок военных и гражданских властей Новороссии, прежде всего, следует за ответом обратится в нашу относительно трагическую историю Гражданской войны в России 1918-1920-х годов.

В свою бытность, учась на истфаке, я задал вопрос преподавателю, который был явным «фанатом» Белого движения: «Почему же части Белой армии, укомплектованные профессиональными военными, с целыми соединениями из одних офицеров, прошедших окопы Первой Мировой войны, насыщенные боевой техникой, тем не менее потерпели поражение от армии, управляемой унтер-офицерами, состоящей из голодных и оборванных мужиков?».

Знаете, что мне ответил преподаватель?

- Потому что в условиях гражданской войны ни профессионализм, ни техника, ни боевые навыки — ничего не решали. Там все решила идея.

С идеями у Белого движения дело было в самом деле туговато. В отличии от своих оппонентов — большевиков, лидеры «белого дела» так и не смогли сформировать привлекательную для народа «замануху», за которую не жалко пойти с винтовкой в атаку и возможно даже погибнуть. Если большевики хотя бы обещали «землю — крестьянам» и «заводы — рабочим», то «белые» любили долго и нудно рассуждать об учредительных собраниях, ремесленных мастерских, крестьянских латифундиях, при этом, очень обтекаемо обходя вниманием вопросы — что же получит конкретный крестьянин или рабочий в случае их победы. Положа руку на сердце, Вы лично, окажись в подобной ситуации, перед выбором, за кого пойдете воевать? За того, кто обещает что-то конкретное, либо за того, кто расплывчато говорит — «для начала победим, а там видно будет»?

В итоге, Белое движение не получило главного условия, необходимого для победы в гражданской войне — поддержки широких народных масс. Да, сложно поспорить с тем, что «белые» храбро воевали и умели воевать, они качественно превосходили красную армию и по вооружению и опыту. Но количественно, всегда ей уступали, что и стало решающим фактором в итоге гражданской войны.

Кроме того, «красные» в сложившихся условиях быстро сообразили, что о принципах добровольности и благородстве в сложившихся условиях — лучше до поры забыть. Красные войска формировались по принудительному принципу, путем мобилизаций и заложников, они не были обучены, были порой не обмундированы и не обеспечены продовольствием, но они воевали. Конечно, крайне мерзостной выглядит ситуация, когда нужного военного специалиста из «бывших», тыкая его в спину наганом, заворачивают в красноармейскую форму, и предупредив, что в случае саботажа — расправа с членами его семьи неминуема, отправляют воевать за чуждую идею. Но только если на неё посмотреть с точки зрения вредного для гражданской войны гуманизма. А с рациональной точки зрения, когда ситуация складывается в выборе «мы все умрем или победим» — такое явление вполне оправдано. Как и заградотряды в 1942 году, созданные по знаменитому приказу № 227 в разгар Сталинградской битвы. Этот подход, в свое время рожденный «красным демоном» Троцким, потом назовут «принципом перманентной мобилизации». И именно, благодаря жестокости этого принципа, Советская Россия тогда смогла выкрутится из практически безвыходной ситуации — находясь в кольце фронтов, без техники и вооружения, голодная красная армия разбила последовательно кадровые белогвардейские формирования.

А теперь перенесемся в современную ситуацию в Новороссии.

Фактически, происходящее там очень напоминает ситуацию, в которой оказалась Советская Россия к лету 1918 года — превосходящие силы противника республики сжимают кольцо фронтов. Но если большевики на этой стадии переходят к созданию армии на «принудительных началах», то ничего подобного в Новороссии пока не наблюдается. Игорь Стрелков продолжает пытаться строить вооруженные силы по принципу организации Белого движения — прежде всего добровольности. Забывая при этом, что тот же самый принцип сыграл злую роль в случае с Добровольческой армией, которая, не имея пополнения людскими ресурсами, была постепенно загнана в угол, т.е. в Крым, где её окончательно добили большевики. Причем этой армии не помогли ни боевой опыт, ни образование и храбрость многочисленных господ поручиков, ходивших в атаку на положение рядовых, ни культ благородства. Все это оказалось лишним и ненужным в условиях гражданской войны.

Не лучше ситуация и с перспективами в случае теоретической победы сил Новороссии. Формула «сначала победим, а дальше разберемся» — не заменяет четкой программы действий, что будет делать власть республики в случае своей победы. В гражданской войне все таки воюют не за контроль над территорией, и не за геополитические амбиции политиков, а именно, что за идею. И эта идея, как и в 1918 году, должна быть четкой и понятной. Причем такой, за которую реально обыватель бросит все свои житейские дела и пойдет записываться в армию. Пока единой идеи, у политиков Новороссии, к сожалению не наблюдается.

И вот при таком раскладе, даже если Россия продолжит активно содействовать силам ополчения политически, морально и технически, победа сил молодых республик видится очень маловероятной. Попытка реинкарнации принципов Белого движения, в условиях гражданской войны на Юго-Востоке Украины, предпринятая Игорем Стрелковым, позволила Новороссии продержаться первые два месяца активного военного противостояния. Но в условиях затяжной и масштабной войны, эти принципы могут оказаться губительными, точно также, как в 1920 году.


Поэтому, сейчас армия Новороссии, управляемая Игорем Стрелковым, делает то же самое, что и Добровольческая армия в 1919-20 годах. А именно, отступает, пытаясь закрепиться на очередных рубежах обороны и ожидая помощи извне. Которая, как и тогда вряд ли подоспеет.

А что до занимательной конспирологии и теорий «заговоров и предательств», то пусть они останутся на совести многочисленной армии «интернет-воинов». И тех политиков, которые пытаются ими воспользоваться.

Автор — Владимир Безбородов
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Новые учения НАТО, которые несут новые угрозы
Польская военная активность и риторика: сигналы о потенциальной угрозе для Беларуси
Польша готова начать агрессию против Республики Беларусь
Обращение Путина к гражданам России
Русский спецназ устроил ВСУ "Судный день"
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин