Чувствуете некоторое сходство с «чёрным золотом»? Как и развитие технологий по получению соли и её естественное удешевление в связи с огромным предложением, так и технологии по добыче нефти со временем развивались и позволили минимизировать затраты на извлечение одного барреля до 5 долларов за штуку, тем самым выводя добывающую промышленность этого природного ресурса в одну из самых высокодоходных. Однако всему есть свой предел, и перенасыщение рынка данным товаром естественным образом обрушила стоимость конечного продукта.
Разумеется, есть огромное количество факторов, которые также определяют цену нефти на международных рынках. Это и количество стран-экспортёров, качество конечной продукции, издержки на складские, транспортные, упаковочные логистики и, естественно, заинтересованность конечного потребителя. Кризис конца 2015 – начала 2016 года очень тесно связан с первой экономико мира – Китаем, выступающим основным потребителем данного ресурса в мире. Спрос на «чёрное золото» упал вместе с падением китайских фондовых бирж, вслед за которыми спадающий тренд был естественным «откликом» американских, европейских и российских бирж.
Еще одним фактором стал существенный демпинг цен со стороны стран с узконаправленной не диверсифицированной сырьевой экономикой, основная прибыль в бюджет которых зависит от стоимости нефти. Ими вступили Венесуэла и Мексика, фактически распродавая «чёрное золото» по бросовым ценам в 14 и 16 долларов за баррель соответственно. Не осталась в стороне и террористическая группировка ИГИЛ, замеченная в незаконной продаже сирийской нефти турецким партнёрам.
Но самая основная проблема для нефтяного рынка – отсутствие грамотного регулирования добычи сырья. ОПЕК без участия Российской Федерации в декабре 2015 года принял решение не снижать квоту на добычу «черной нефти», а, наоборот, увеличить её до 31,5 миллиона баррелей в сутки на всех участников объединения. Естественно, нормы добычи не соответствуют действительности – за последний месяц ушедшего года было «выкачено» более 34 миллионов баррелей (и это только по официальной статистике, какова добыча в каждой отдельной стране – не знает никто). В результате вместо танкеров ведущие добывающие компании превратили суда в «плавающие хранилища», а наземных складов нефти перестало вовсе хватать. Разумеется, выросли и складские издержки.
Перенасыщение товаром привело к уменьшению его ликвидности и застою реализации, обвалив тем самым цены еще сильнее. В начале января нефть торговалась у отметки около 27 долларов за баррель марки «Brent», что шло вразрез с заложенными бюджетами многих добывающих стран, в том числе России и США. Американские добывающие предприятия по направлениям сланцевой нефти объявили себя банкротами – технологии её добычи и общее качество сырья оставляют желать лучшего и повышают без того серьёзные издержки производства.
Пока любители «теорий заговора» и «апокалипсиса» всерьёз обсуждали выгодность войны между Саудовской Аравией и Ираном, которая могла бы путем ухода двух серьёзных игроков «взвинтить» цены на «черное золото», российские специалисты придумали более гуманный способ выхода отрасли из всемирного застоя, о чем сегодня объявил министр энергетики Российской Федерации Александр Новак. Кстати. Сразу же после его заявления стоимость барреля нефти марки «Brent» увеличилась на 2,5 доллара за день торгов.
Предложение весьма очевидное – немедленно сократить квоты на добычу каждой страны-участницы ОПЕК на 5% для высвобождения складских помещений (и «плавучих хранилищ») и ликвидации переизбытка сырья на мировом рынке. Логично, что со снижением добычи вырастет и цена, что сегодня произошло только исходя из заявления, пока не подкрепленного делом – заседание ОПЕК произойдет в феврале, где каждый участник будет фактически вынужден признать необходимость данной меры.
В общем и целом, паниковать на фоне стоимости нефти можно прекращать – мировые добывающие компании до начала весны решат вопросы по ограничению разросшегося рынка, вызвав очередной рост спроса и стоимости «черного золота», что, несомненно, благоприятно скажется на добывающей отрасли каждого государства-члена ОПЕК.
Источник