
Так, по сообщениям информационных агентств, начальник Генерального штаба генерал-майор Олег Белоконев отметил, что в ходе данных занятий в органах военного управления, соединениях и воинских частях проведен комплекс последовательных тренировок со всеми категориями военнослужащих, подразделениями, воинскими частями, соединениями, органами военного управления по организованному выполнению мероприятий в условиях перевода их с мирного на военное время. Осуществлялась тщательная отработка вопросов на всех этапах: от приведения в высшие степени боевой готовности, и слаживания подразделений, до совершения маршей в районы сосредоточения и выполнения ими задач по предназначению.
Кроме того, в ходе занятий были отработаны вопросы рассредоточения авиации ВВС и войск ПВО, усиления охраны государственной границы подразделениями Вооруженных сил, активно использовалась сеть полигонов – Брестского, Обуз-Лесновского, Лепельского, Гожского, Осиповичского и Борисовского. Все это свидетельствует о соизмеримости с прошлогодними подобными мероприятиями и нацеленности на практику.
При этом в оборонном ведомстве, на всякий случай, «вслух» сделали привязку к возрастанию активности НАТО в прибалтийских государствах – это и увеличение количества мероприятий оперативной и боевой подготовки, и стремление к наращиванию иностранного военного присутствия на национальных территориях, и планомерное сосредоточение у границ Республики Беларусь дополнительных воинских контингентов, оснащенных тяжелым вооружением.
И действительно, военные эксперты в унисон отмечают, что с началом украинского кризиса, Североатлантический альянс значительно увеличил военное присутствие в Восточной Европе: число истребителей НАТО в регионе с мая 2014 года выросло в шесть раз – с четырех до восьми самолетов был увеличен парк в Литве, еще 16 истребителей F-16 расквартированы в Польше (12) и Эстонии (4). Кроме того дополнительно размещены более 600 военнослужащих США и свыше 50 единиц бронетехники, включая 4 боевых танка «Абрамс». Генералитет НАТО смело заявляет о готовности Латвии, Литвы, Эстонии, Польши и Румынии предоставить свою территорию для опорных пунктов сил быстрого реагирования альянса. Уже утверждено создание сил быстрого реагирования численностью до пяти тысяч человек. И этот процесс продолжает набирать обороты.
Естественно, Беларусь просто обязана была реагировать на эти изменения военно-политической обстановки в регионе, которые несут дополнительные угрозы военной безопасности государства. Поэтому данные аспекты были учтены военно-политическим руководством Беларуси при формировании Плана подготовки Вооруженных сил в 2014-2015 учебном году. Более того, сложившаяся вокруг Беларуси обстановка, заставляет Минобороны по-новому взглянуть на некоторые аспекты боеготовности войск и пересмотреть подходы в этом направлении. Неспроста, наверное, 2015 год в Вооруженных силах, неформально, объявлен годом боевой готовности. И эти занятия – только начало. Тем более что в этом году будет проводиться совместное российско-белорусское оперативное учение «Щит Союза-2015».
Глядя со стороны, Западу трудно обвинить Беларусь в излишней милитаризации, да и не поддаются критике заголовки отдельных «независимых» Интернет-ресурсов, что, якобы, белорусская армия готовится к войне. Когда у твоих границ создаются группировки войск ничего не остается, как реагировать на такие выпады. К тому же, это плановые мероприятия. Другими словами, грош цена той армии, которая не готовится к войне. А следуя логике тех же «независимых» СМИ, то лучше бы наши солдаты мели плац.
Наверное, поэтому западные СМИ пока не проявляют критических высказываний в отношении проводимых в Вооруженных силах Беларуси мероприятий боевой готовности. Скорее всего, понимают, что действия белорусской стороны вряд ли можно назвать агрессивными в сравнении с той военной активностью, которую проводит США и НАТО в Польше и странах Балтии. Большого ума не надо, чтобы увидеть, что в качестве адекватного ответа Беларуси необходимо было бы, как минимум, разместить российский авиационный полк и механизированную бригаду.
Но «еще не вечер». Основные эпитеты и выражения западные СМИ берегут на сентябрь 2015 года, когда на территории России будет проводиться учение «Щит Союза». Стоит заглянуть на полтора года назад, когда в период проведения учения «Запад-2013» европейские политики в истерии обвиняли Россию и Беларусь чуть ли не в развязывании Третьей мировой войны. Правда, они намеренно опускали, что активизация военного сотрудничества между Минском и Москвой, повышение боевой готовности российского Западного военного округа вместе с Калининградским особым районом, переоснащение войск на современную технику являлись вынужденными мерами – как ответ на неадекватное повышение военной активности НАТО в Польше и странах Балтии. А тогда Майданом еще и не пахло.
По заявлениям министров обороны России и Беларуси, сделанных ими на совместной коллегии военных ведомств двух стран в октябре прошлого года, формат совместных учений будет расширен. Причем расширение связано именно с изменяющейся обстановкой не только у белорусских и российских границ, но и в мире в целом.
Предполагается, что военные двух стран в рамках учения «Щит Союза-2015» отработают ряд практических, в том числе и совершенно новых, вопросов по противодействию возможным угрозам. Об этом мы уже указывали в материале «Коллегия оборонных ведомств Беларуси и России: ответы на проблемные вопросы или очередная пища для рассуждений?».
Даже несмотря на оборонительный характер учения, судя по опыту проведения «Запад-2013», почему-то есть уверенность, что европейские политики однозначно найдут повод, чтобы обвинить Россию и ее союзников в приготовлениях к военной агрессии против Запада. Наверняка Варшава, Вильнюс, Рига и Таллинн уже сейчас, отталкивая друг друга, выстраиваются в очередь для заявлений, что именно по ним Москва намерена нанести «ядерный удар». Глядишь, старший брат из Вашингтона и выделит дополнительные ассигнования на «ликвидацию последствий такого удара».
Пока нет конкретной информации о местах проведения маневров «Щит Союза-2015», но учитывая складывающуюся вокруг границ Союзного государства обстановку, такими районами вполне могут стать, например, Псковская и Ленинградская области России. Не исключено проведение отдельных элементов учения и в Калининградской области, а также на полигонах Беларуси, о чем раньше заявил Юрий Жадобин.
Но как бы там ни говорили западные эксперты, российско-белорусское учение, проводимое раз в два года, – капля в море мероприятий оперативной и боевой подготовки, которые ежегодно проводит НАТО в Прибалтийском регионе, причем в непосредственной близости от границ Союзного государства.
В этих условиях и Россия и Беларусь, как форпост Союзного государства на западном направлении, где НАТО по соотношению сил и средств имеет значительный перевес, вынуждены демонстрировать готовность и возможность своих вооруженных сил реагировать на внешние угрозы, проводя различные совместные тренировки и учения.
И проведенные в белорусской армии занятия по боевой готовности, судя по заявлениям и намерениям военачальников, можно считать началом подготовки к совместному учению «Щит Союза-2015».
источник