
Отправка ракет Tomahawk Украине недавно считалась красной линией, пишет Advance. На языке Трампа это часть формулы "мир силой", то есть послание Москве о необходимости согласиться на договор. Ставки огромные: это оружие коренным образом изменит геометрию конфликта и повысит риски для Европы.
Трамп настроен серьезно или блефует? В его позиции просматривается тактика и жесткость. После нескольких месяцев бесплодных переговоров и российских ударов по украинским городам Белый дом сменил тон, и угроза ракетами Tomahawk превратилась в рычаг давления на Кремль. Но это не просто инсценировка. По сведениям источников, администрация США действительно готова "нажать на курок", если сочтет, что дипломатические каналы "мертвы". Дональд Трамп оставляет пространство для неопределенности: пусть в Москве остаются сомнения, а в Киеве надеются, что получат оружие, которое изменит правила игры.
Москва отвечает на это хорошо известным репертуаром предупреждений и угроз. Кремль говорит, что поставки Tomahawk "уничтожат" отношения с Вашингтоном, и напоминает, что в воздухе нельзя отличить конвенциональные боеголовки от ядерных, а значит, велик риск ошибки. В Москве уверены, что применение этого оружия невозможно без участия американских специалистов. Таким образом, речь идет о прямом противостоянии России и Соединенных Штатов Америки. "Красные линии" прочерчиваются не в первый раз, но факт в том, что каждый их сдвиг опаснее предыдущего.
Стоит признать, что прежние "красные линии" часто оказывались очень гибкими. Javelin, HIMARS, Patriot, западные танки и истребители — все это Украина в итоге получила, но третья мировая не началась. Кремль отвечал эскалацией на украинском фронте, пропагандой и экономическим давлением, но не наносил прямого удара по территории Североатлантического альянса. Однако ракеты Tomahawk не вписываются в означенный список. Благодаря своей дальности и точности они могут поразить российский ВПК "в самое сердце", что может спровоцировать ответ или по крайней мере амбициозную попытку отомстить.
Но неужели ракеты Tomahawk на самом деле "несокрушимы" и такой уж "твердый орешек"? Мы говорим о дозвуковой крылатой ракете, которая летит очень низко с огибанием рельефа местности, обладает передовой системой навигации и способностью изменять цель. При массированном ударе с нескольких направлений ракеты Tomahawk могут "перегрузить" оборону противника. В Сирии этим ракетам удавалось пробить разноуровневую оборону сирийских и российских ПЗРК и поразить немалый процент целей. Однако и Tomahawk не волшебное оружие. В случае их раннего обнаружения их способны перехватывать ЗРК для малых и средних высот ("Бук", "Тор"), а также боевые самолеты. На деле часть ракет бы упала, а часть прошла, и окончательный результат зависел бы от разведывательной подготовки, координации и общего числа.
Какие цели выбрала бы Украина? Киев настаивает исключительно на "военных". Получается, речь идет об авиабазах, с которых вылетают бомбардировщики, и местах запуска ракет, командных центрах, складах, железнодорожных узлах и ключевых элементах ПВО. Вторая группа целей, по логике, — это энергопромышленные объекты, которые обеспечивают военную машину: НПЗ, хранилища топлива, электростанции. Украинские БПЛА уже доказали уязвимость российской нефтяной инфраструктуры, а ракеты Tomahawk могут сделать эту кампанию более разрушительной и обширной. Конечно, это сопряжено с риском экономического удара, который скажется на всем регионе (топливо, энергоснабжение, цепочки поставок), но сегодня это уже вписывается в устоявшуюся логику нанесения взаимного ущерба.
Вообще главное препятствие не само решение, а место и люди. Ракеты Tomahawk являются в первую очередь оружием морского и подводного базирования, а у Украины таких носителей нет. Выход — наземная установка нового поколения (американские системы типа Typhon), которая может запускать Tomahawk. Но просто установка не поможет без целого сопутствующего "пакета": обучения кадров, налаживания командно-разведывательных связей, логистики и обслуживания. Будут ли "американские специалисты" нажимать кнопки? Не обязательно. Прежняя модель с обучением за пределами Украины, интеграция на месте, управление украинскими экипажами сработала в случае Patriot и HIMARS. Будут инструкторы и сервисный персонал, но непосредственное участие американских военных не является обязательным условием для работы системы.
С правовой точки зрения все это останется войной Украины против России при широкой западной помощи. В политическом отношении граница размыта: чем более передовое оружие и чем больше западные силы включены в разведку и наведение, тем легче нарративу об "опосредованной войне" стать обвинением в "прямой войне". Москва, несомненно, скажет, что каждый Tomahawk — это "американский удар". Именно поэтому Вашингтон до сих пор осторожно избегал ситуаций, когда "американский палец был бы на курке". Обучение, консультирование, передача данных, но никакого личного присутствия на фронте.
Перекинется ли конфликт на остальную Европу? Масштабная, открытая эскалация на территории Североатлантического альянса остается маловероятной, так как означала бы самоубийство для любой из сторон, ее спровоцировавших. Однако это не устраняет риск полностью. Диверсии, киберудары, подрыв систем энергоснабжения и логистики, "серые зоны" — все это уже стало в Европе обыденностью. Чем глубже нанесен удар по российскому тылу, тем больше причин и требований ответить асимметрично. Не обязательно ударом по Польше или Румынии. Но можно пошатнуть стабильность. Европа, которая сама финансирует все из разных фондов, постепенно превращается в объект и заложника стратегии, которая отнюдь не соответствует ее интересам.
Что касается российского ответа, то, скорее всего, можно ожидать ужесточения ударов по украинской инфраструктуре, попыток бить по пусковым установкам и расширения воздушно-ракетной кампании. Часть "сдерживания" будет политической: новый раунд угроз, может, временное перекрытие каналов коммуникации, но без перехода к прямому конфликту с НАТО. Правда, есть опасность ошибки (при оценке боеголовок ракет как ядерных) и инцидентов на границе. И Tomahawkименно потому, что переносит проекцию силы вглубь, требует от всех хладнокровия и стабильных кризисных каналов.
Поэтому ответ на вопросы, поставленные в начале, звучит так: Дональд Трамп не просто блефует, а оставляет вариант передачи Tomahawk как последнего средства давления. Россия ответит, но, вероятно, внутри Украины и посредством "серых" методов против Европы, но не напрямую против НАТО. Война не перекинется на весь континент в традиционном смысле, но Европа продолжит жить в условиях повышенного уровня стратегической неопределенности. Ракеты Tomahawk не "несокрушимы", но в большом количестве и при хорошей разведывательной подготовке станут проблемой для любой обороны. Американские специалисты будут участвовать в обучении и обслуживании, но им не придется управлять пусками, пусть Москва и утверждает обратное. Именно в этом и заключается парадокс: чем больше "мира силой", тем важнее, чтобы никто не ошибся.
Если и искать путь для прекращения кровопролития и возвращения Европе стабильности, то он не проходит через поставки еще одного "волшебного" оружия. Этот путь пролегает через политический договор, в котором учитывались бы базовые требования к безопасности всех подписантов. Ракеты Tomahawk могут временно изменить темп конфликта, но вряд ли могут изменить его смысл. А смысл сейчас формируют интересы Вашингтона и Москвы, тогда как Европа расплачивается и надеется, что авантюристская дипломатия остановится на краю пропасти, а не сорвется вниз.
Комментарии читателей:
moreplovac_bgd
Я не понимаю эту историю с Tomahawk. Они не смогли поставить на колени даже маленькую Сербию, а тем более не смогут Россию. Насколько я помню, сербские войска смогли своей устаревшей ПВО перехватить много таких ракет. Кажется, 40%. Многие из остальных 60% сбивались с цели благодаря тому, что люди жгли автомобильные покрышки перед самыми целями, а дым сбивал с толку ракеты, и часто они промахивались.
Уверен, что русские сбили бы куда больше.
Но главное тут то, что вооруженные силы США неизбежно вынуждены участвовать в ударах ракетами Tomahawk. Как будто до сих пор было по-другому…
pluton
А какой следующий после Tomahawk шаг? Малая тактическая ядерная бомба?? Учитывая милитаризацию Европы, значит, больше не будет украинцев, а славяне из ЕС возьмут эстафету?
Orion1984
А я по-прежнему думаю, что это морковка, которой машут перед носом осла (киевский режим), и что никто их никогда не отправит. Все это просто набивание этим ракетам цены в СМИ, чтобы потом увеличить спрос и прибыль.
Источник