«Прокатили, значит, Дональда нашего с нобелевкой», — так, перефразируя классика, можно передать одним предложением главное событие прошедшей недели.
А ведь, пожалуй, ещё никогда ажиотаж вокруг предстоящего увенчания главного «миротворца» и гуманиста всея Земли не достигал таких размеров из-за откровенных притязаний одного из оппонентов, становясь важнейшим геополитическим фактором.
Не помогло Трампу и «генеральное наступление» на ближневосточном направлении, на которое мы обратили внимание неделю назад, где американский президент, нужно признать, добился впечатляющих результатов, которые, как раз и могли бы принести Нобелевку, если бы он не столь откровенно её домогался.
Да, результат не окончательный, но ведь и ранее промежуточные достижения в урегулировании самого продолжительного конфликта нашего времени принесли их «авторам» три комплекта Нобелевских премий.
Но в этот раз не помогло. Норвежцы смогли сохранить «лицо» Нобелевки, которую теперь можно смело считать их главным инструментом своего геополитического влияния, хотя, скорей всего, учитывая все возможные последствия своего отказа Трампу, решение они принимали не самостоятельно, а вместе с европейскими лидерами, которые нашли «силы» хоть в этом щелкнуть по носу Трампа, правда, спрятавшись за Нобелевский комитет норвежского парламента.
Мы же обратим особое внимание на сторону, которая уж точно не помогала, а в самые последние дни и даже часы перед объявлением в меру сил пыталась воспрепятствовать, хотя могла просто промолчать.
Речь, понятно, идёт об Украине. Признаю, когда ещё 8 октября Рада дала всего 132 голоса из 226 необходимых для принятия решения о выдвижении Трампа на Нобелевскую премию, я подумал, что злопамятный американский президент этого не забудет.
Но на следующий день единственным политиком из так называемого цивилизованного мира, который фактически высказался против увенчания Трампа, стал Зеленский. СМИ передали его слова на встрече с журналистами о готовности выдвинуть президента США Дональда Трампа на Нобелевскую премию мира при выполнении двух ключевых условий.
«Украина выдвинет Трампа на Нобелевскую премию мира, если он передаст Украине “Томагавки”», — заявил Зеленский, как передает Politico. По его словам, в конце сентября он провел разговор с президентом США, однако тот не дал четкого ответа по поводу возможной передачи Украине ракет. «Во время нашей последней встречи я не услышал ответа “нет”. Я лишь услышал, что работа будет продолжена на техническом уровне и эта возможность будет рассмотрена». Вторым условием выдвижения Трампа на премию Зеленский назвал достижение прекращения огня в Украине.
Напомню, неделю назад я высказал свою версию одной из причин недавнего якобы резкого поворота Трампа по отношению к украинской проблеме: «Норвегия, как известно, находится среди стран, занимающих наиболее жесткую позицию по отношению к России, и присуждение её парламентом (точнее, специальным парламентским комитетом) политику, которого обвиняют в недостаточно проукраинской и даже “пророссийской” позиции, действительно представляется маловероятным. А вот “поощрение” за то, что он “исправился”, о чем был дан сигнал по соответствующим каналам, такое вполне может быть».
В этом контексте попытка давления и даже шантажа со стороны Зеленского могла бы действительно иметь место. Правда, эти высказывания прозвучали всего за сутки до объявления решения Нобелевского комитета. Понятно, что п. 2 за это время Трамп никак не мог бы выполнить, но, чтобы заявить об окончательном решении о предоставлении Киеву «Томагавков», времени было достаточно.
Не знаю, чего тут больше: полной потери адекватности, усиливающегося ощущения, что весь мир крутится вокруг тебя, что можно хамить и ставить условия даже президенту США, или же имеет место игра ва-банк, вызванная всё более плачевной для Киева ситуацией на фронте, а теперь и в тылу (об этом ниже), пониманием, что получить «Томагавки» можно только под Нобелевку «сейчас или никогда», поскольку трамповское «ни да ни нет» всё более склоняется к «нет».
В начале прошедшей недели многие поторопились процитировать очередное заявление Трампа как фактическое согласие на поставку «Томагавков», поэтому, считаю, следует привести его дословно:
«Журналист: Вы уже приняли решение о том, чтобы поставить Украине ракеты Tomahawk или продать их НАТО и позволить им продать их Украине?
Трамп: Да, я вроде как принял решение, в целом, если подумать. Думаю, я хочу выяснить, что они с ними сделают — куда они их отправят, наверное. Мне бы пришлось задать этот вопрос. Та война никогда не должна была начаться — она бы никогда не началась. Там было принято настолько плохое решение. Я думаю, с обеих сторон, кстати. Но никто не выглядит хорошо в этой войне между Россией и Украиной — никто. Это было ужасно… На этой неделе они потеряли более 7 000 солдат, обе стороны вместе. Каждую неделю они теряют 7 000, 8 000, 5 000.
Журналист: У них дальность примерно 1 500 миль или около того, так что они могли бы…
Трамп: Нет, я знаю. Нет, я хочу… я бы задал несколько вопросов. Я хочу увидеть, что… Я не стремлюсь к эскалации».
В общем, очевидная попытка и «капитал (нобелевский) приобрести», и уйти от прямого ответа, помноженная на легендарное трамповское косноязычие. Причем снова акцент на «плохое решение» обоих сторон без прямых выпадов в адрес России.
А вот что он заявил в четверг, на встрече с президентом Финляндии Стуббом:
«— Собираетесь ли вы усилить давление для заключения сделки по Украине?
— Да, мы усиливаем давление. Мы усиливаем его вместе. Мы все его усиливаем. НАТО было великолепно… И мы продаем много оружия НАТО. И это идет, я думаю, на Украину, по большей части».
Снова это не плановое заявление, а ответ на вопрос журналиста, когда надо что-то сказать, с одной стороны, показав твёрдую позицию, с другой — «не наговорить лишнего».
Отметим перл про «думаю», притом что возможность и условия поставок третьей стороне всегда прописываются в межгосударственных сделках по продаже вооружений, что можно трактовать как попытку несколько сгладить напряженность в отношениях с Москвой. Дескать, я почти «не при делах».
При этом ранее сообщалось о создании фонда PURL для оперативного финансирования поставок американского оружия Украине. «Страны НАТО в рамках этой инициативой (PURL) за несколько недель закупили (у США. — Авт.) для Украины летальное и оборонительное оружие на два миллиарда долларов», — заявлял ещё 2 сентября генсек НАТО Марк Рютте.
Однако дальше дело застопорилось. Уже месяц в фонд PURL не поступает новых денег. По словам Андрея Ермака, шесть стран НАТО поддержали Киев и собрали четыре пакета помощи. На данный момент деньги перечислили Нидерланды, Дания, Норвегия, Швеция и Канада. Но Зеленский требует, чтобы к финансированию подключились Бельгия, Литва, Латвия, Эстония, Исландия и Люксембург.
Показательно, что речь идет о небольших государствах без мощного ВПК. Похоже, европейцы, на которых Трамп изящно свалил всё финансовое бремя поддержки Киева, отнюдь не спешат вдобавок к этому давать барыши американскому ВПК, стараясь загрузить свой, по крайней мере оставить эти деньги у себя.
Ведь у большинства обычных (в широком смысле) вооружений есть европейские аналоги, смысл есть приобретать у США только эксклюзив типа ракет к «Пэтриотам» и тех же «Томагавков», но, во-первых, своих денег жалко по-любому, ну а украинцы могут перебиться тем, что дают, всё равно их главный ресурс — бусифицированное пушечное мясо, а во-вторых — много «критических» систем США всё равно не поставят, т. к. озабочены заполнением истощившихся собственных арсеналов.
Между тем финансовый аспект украинского конфликта становится всё более острым для Киева и его союзников. Как сообщила глава бюджетного комитета Рады Роксолана Пидласа. «Наш дедлайн продиктован необходимостью выплат военным с 1 ноября. После 1 ноября тоже есть (средства в бюджете. — Авт.), но недостаточно».
Она указала, что наибольшие трудности возникают при переводе средств партнеров на финансирование оборонного сектора. Украина ведет переговоры с ЕС о том, чтобы впервые разрешить использовать помощь, которую он предоставляет, для выплаты зарплат военным. Т. е. теперь деньги нужны не только на вооружение и социальные выплаты, но и на выплаты военным.
Ну а союзники… «У ЕС нет идей по финансированию Украины без конфискации активов России... Какая альтернатива? Мы должны найти решение проблемы финансирования, и если это не конфискация российских активов, то я не слышала ни о каких других идеях», — заявила премьер-министр Дании Метте Фредериксен.
Однако, как известно, «и хочется, и колется…», о чём мы уже неоднократно писали, и повторяться нет необходимости. Отметим другое: в последние недели российские удары по тыловой инфраструктуре Украины вышли на качественно (и количественно) иной уровень.
И это не просто ответ на украинские атаки и ещё более наглые угрозы Зеленского. Это действия, которые ведут к полному коллапсу украинской экономики, да и всей жизни незалэжной. Украинские чиновники уже призывают граждан по возможности перебираться в сельскую местность, в частные дома, где есть возможность индивидуального отопления, пусть и дровами.
На макроэкономическом же уровне это означает полный крах украинского бюджета, при котором потребность во внешнем вспомоществовании вырастет в разы, что является дополнительным серьезным поводом задуматься не только полностью отмороженному Зеленскому, но и его европейским союзникам о том, что, может, стоит прислушаться к голосу разума.
Тем более что нынешние российские удары являются и демонстрацией того, что может ждать европейцев, особенно восточных, если их авантюрная политика доведет до прямого столкновения с Россией. Это, к слову, может стать серьезным фактором и в обсуждении судьбы замороженных российских активов.
Ведь по логике Запада от этого Путина можно ждать чего угодно, а по общей политической, да и жизненной логике демонстрация силы и решимости её применить куда сильнее способствует сдержанности противоположной стороны, чем примирительная позиция.
В заключение же нельзя не обратить внимание на резкое изменение риторики Белого дома, едва в Вашингтоне наступил рабочий пятничный день (когда в Осло объявляли лауреата Нобелевки, за океаном была глубокая ночь).
«Спасибо президенту Путину! За слова поддержки и за то, что считает меня достойным Нобелевской премии мира», — написал Трамп в своей соцсети.
Но ещё более показательным я считаю специальное заявление Мелании Трамп о том, что она получила ответ от президента России Владимира Путина на своё письмо, посвящённое украинским детям. Супруга американского президента подчеркнула наличие «открытого канала коммуникации» с российским лидером и прямую работу своего представителя с его командой.
РФ демонстрирует готовность предоставлять объективную и детальную информацию об украинских детях, заявила Мелания Трамп. По её словам, за минувшие сутки благодаря работе Москвы и Вашингтона на родину вернули восемь детей с Украины, оказавшихся в РФ из-за боев, добавила она.
К этому можно добавить «алаверды» спецпредставителя президента России по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами Кирилла Дмитриева: «В рамках своей большой гуманитарной работы Мелания Трамп также помогла одной русской девочке вернуться из Украины и воссоединиться со своей семьей».
Нужно понимать, что такие заявления от первой леди выходят за рамки дежурного дипломатического этикета и всегда подчеркивают особый, даже личный характер отношений между лидерами.
В данном случае это особо показательно, ведь впечатлительная Мелания действительно была озабочена судьбой детей, на которых спекулировала украинская пропаганда (оказывающая порой влияние и на весьма высокостатусных персон), о чём и писала российскому лидеру.
Её даже считали главным «адвокатом» Киева в ближайшем окружении Трампа, но недавно она отказала в аудиенции «Олене» Зеленской (которая наверняка на ней стала бы дальше юзать тему «похищенных» детей), лишь поздоровавшись с ней из своей «исключительной вежливости», как было сказано её представителем.
При этом такое заявление, озвученное лично Меланией на специальном брифинге, безусловно, не было импровизацией и эмоциональной реакцией на «неприсуждение» премии, которым можно было бы счесть запись Трампа. Такие вещи готовятся заранее.
А ещё, случайно или нет, в те же несколько часов внучка Трампа под трэком российского рэппера разместила видео о своей игре с дедушкой в гольф.
Похоже, заранее было решено и в целом о возврате к «духу Анкориджа» сразу после объявления решения Нобелевского комитета, но наверняка в прорабатывавшихся сценариях были и серьезные нюансы, зависящие от того, какое решение примут в Осло.
Вряд ли ошибусь в том, что эти «нюансы» от смертельно обиженного Трампа вряд ли будут благоприятны для Киева и его союзников. Но посмотрим.
Александр Фидель