В поисках настоящей Украины


Большой разукрашенный миф под названием «Украина» сложился и устоялся достаточно давно. Целые поколения украинствующих были выпестованы на совершенно определённых представлениях, к построению которых приложили руку многие видные деятели русской культуры. Ну а русские же вожди и политики поспособствовали официальному и не подлежащему сомнению закреплению «украинского» мифа за всей достаточно обширной территорией бывшей УССР.

В то же время в головах шароварного украинства, окрылённого подаренным сверху комплексом превосходства, сформировался и специфический образ России, от которой они стараниями щедрых партийных функционеров и добряков из ВКП(б), КПСС и прочих политических аббревиатур себя конкретно и недвусмысленно отделяли.

Образ, надо сказать, весьма примитивный и однобокий. Эдакая идеологическая халтура. Впрочем, чего ещё ожидать от украинства.

Спроси, к примеру, любого адепта секты вышиваночного чуба о России. Что он знает о стране, каковы его элементарные представления? Украинствующий сектант вам тут же задорно выпалит: болота, мокша, лапти. Или что-то в этом духе. Ибо все его воззрения и понятия будут сводиться к неким абстрактным диким лесам, непременно болотам, каким-то племенам, обитающим на них, вечной зиме, скудости, неплодородии (всё как бы в противовес тёплой и тучной нэньке), серости, бедности, дровяному отоплению, уличным нужникам и жадному разглядыванию пожелтевших газетных снимков с изображением сияющего и недостижимого киевского «Макдональдса». Примерно как-то так.

И как тут объяснить, что Россия удивительно богата и разнообразна хотя бы потому, что занимает добрую долю земного шара. Что прекрасный Русский Север с действительно бескрайними и могучими лесами, с уникальной традицией деревянного зодчества и мореплавания, с роскошными двухэтажными теремами крестьян непрерывно существует в два раза дольше, чем культурная жизнь на территории бывшей УССР.

Что огромное русское Черноземье и Юг вместят в себя несколько Украин и ещё место останется. И богаты теми же тридцатью сортами грунтовых помидоров, черешней, абрикосами и прочими подсолнухами, что вызывают трепетную гордость любого сектанта в широких штанах.

Что влажный субтропический Сочи с вечнозелёными магнолиями, двадцатиметровыми калифорнийскими пальмами и чайными плантациями; горный Дагестан с изумрудным Сулакским каньоном, тёплым, словно парное молоко, Каспийским морем, огромными персиковыми садами и виноградниками; Астрахань с полупустынями, рисовыми и хлопковыми полями просто не имеют своих аналогов на незалэжной.

Что живописные, но невысокие и древние горы Башкирии и Южного Урала покрывают почти что реликтовые огромные липовые леса, дающие самый знаменитый в стране мёд.

Что на Камчатке тысячи гейзеров и вулканов (вулканов!), многие из которых живые, то есть действующие. И там эти величественные гиганты можно созерцать буквально из окон домов.

Что на Дальнем Востоке в окрестностях самых солнечных городов России — Хабаровска и Владивостока (да-да, первое место по количеству солнечных дней, более трёхсот в году) — растут удивительные и уникальные чёрнопихтовые и кедрово-широколиственные леса, где между ветвями корейских кедров, монгольских дубов и маньчжурских орехов (и ещё тысячи неслыханных пород) переплетаются лианы (лианы!) дикого винограда. А в самих лесах обитают черепахи, гималайские медведи, леопарды и тигры. Ну а в лексиконе жителей обычными являются слова «муссоны», «сезон дождей» и «тайфун».

Но житомирским интеллектуалам, разумеется, виднее. Или же, напротив, далее родимого хутора ничего не видать. Мы же склонны считать (ни в коем случае не желая кого-то обидеть), что попытки впихнуть монохромную примитивную картинку в одну шестую часть суши могут предпринимать только умственно отсталые. Впрочем, не будем настаивать.

Итак, если образ-антипод в лице России у носителей самой древней причёски един и монолитен (болото с некими мокшами, сидящими на кочках, если помните), то должен быть и единый образ-идеал, образ родной и плодородной кормилицы (а в наши дни ещё и защитницы) всей Европы.

Что ж, думается, он знаком каждому. Спасибо литературе, кинематографу и многим жнецам культурной нивы. Это, конечно же, белоснежная мазанка, перевёрнутые и бережно насаженные на прутья плетня крынки, соломенные крыши, цветастые рушники, черешенки у окна. Трудолюбивые и голосистые крестьяне в нарядных костюмах, при этом мужская половина трудяг одновременно ещё и казаки. А вокруг бескрайние поля, утопающие в пшеничном золоте и тепле нескончаемых солнечных лучей. В общем, мультфильм «Жил-был пёс» или что-то в этом роде.

То есть вся достаточно обширная территория Украины, по мнению её адептов, выглядит именно так. Но ведь даже сам факт немалых размеров и культурной, географической и исторической мозаичности бывшей УССР заставляет усомниться в правдивости подобного образа.

Быть может, имеется в виду классическая Малороссия Гоголя, то есть Полтавская губерния? Но в таком случае нельзя же экстраполировать одну-единственную область — Полтавскую — на всю страну площадью в сотни тысяч квадратных километров.

Более того, из жизненного опыта вспоминается определённый антагонизм или, если угодно, непонимание между жителями севера Сумской области и Полтавщины. Первые живут в окружении обширных сосновых Брянских лесов, наиболее продуктивной и популярной культурой является картофель (соседство с Белоруссией отзывается, так сказать). Вторая для них всегда была чужим краем — безлесым (что не очень нравится людям, привыкшим к лесу и его дарам), жарким, степным, хоть и крайне богатым зерном. И если на Сумщине поросят кормили картофелем, то на Полтавщине — кормовой мукой. Недопонимание и прохладность, вот что как-то незримо сквозило. А ведь это области, что граничат друг с другом! Но уже в соседних с Полтавой Сумах «Жил-был пёс» несколько неуместен.

А как обстоят дела в Киевской губернии? Киев — это столица, сердце Украины и, по мнению некоторых свидомых, всего мирового украинства. И что же нам говорит география при ближайшем рассмотрении края?

Оказывается, север Киевской области, а равно и Житомирской, Волынской, Ровенской, Черниговской, относится к известному культурно-географическому региону Полесье. Впрочем, большинство ассоциируют Полесье с Белоруссией, однако чуть ли не добрая его половина находится именно на Украине и занимает четвёртую часть её территории.

Сразу возникает закономерный вопрос: почему заболоченное и покрытое глухим лесом туманное Полесье — это непременно Белоруссия (вспомним хотя бы знаменитый гомельский комбайн), а жаркие степные поля подсолнухов, освещённых ласковым солнышком, — это вся Украина? Как-то не очень справедливо.

Ведь что такое Полесье? Вы не поверите! Болота, болота, огромные болота и обширные дремучие леса. Конечно, светлейшей нэньке такой образ совсем не подходит, ведь он должен ассоциироваться с русскими, а тут такое. Не иначе как зрада.

А ведь известный русский писатель Александр Иванович Куприн хорошо описал этот дремучий край Волынской губернии в своей знаменитой повести «Олеся». И даже опубликовал её — ирония судьбы — в журнале «Киевлянин».

Напомним кратко сюжет: русский интеллигент Иван Тимофеевич приезжает в волынскую глухомань, где от скуки учит местных крестьян грамоте (и они почему-то совсем не казаки с усами и чубами), охотится в местных густых лесах и знакомится с юной девушкой по имени Олеся, внучкой колдуньи и якобы ведьмой, которая живёт (внимание!) на болоте. Сама же повесть о любви и дремучей темноте (даже дикости) местного населения.

Вот только почему-то хорошее литературное произведение Куприна не легло в основу «украинского» мифа. И даже не стало его маленьким кирпичиком.

Фактом является и то, что и сам Киев был основан на болоте. Но при этом украинствующие упорно не замечают очевидных вещей, при этом продолжая разгонять глупые обзывалки про «болотную мокшу» и проч.

Таким образом, знойной и солнечной гоголевщины с мазанками и голосистыми казаками мы не обнаружили и в огромном украинском Полесье.

Быть может, жаркая степная Новороссия больше подойдёт для этой роли? С одной стороны, внешняя картинка подсолнуховых полей могла бы и подойти. Но всё дело в том, что край этот является продуктом русской колонизации. Он был пустынен и не обжит, пока не стал заселятся фермерами-колонистами с большой земли. Но даже и после этого он слабо напоминал шароварные мифологические картинки.

Скорее более уместна ассоциация со Средним Западом Америки. Даже освоение этих степных пространств шло практически параллельно. Иными словами, одинокие фермы и огромные степи и поля на десятки километров вокруг, которые являлись предприятиями высокотоварного сельского хозяйства.

Подробнее об этом читаем у Льва Троцкого в его автобиографии «Моя жизнь». Он как раз таки является уроженцем одной из таких ферм — Яновка Херсонской губернии. Его отец был еврейским колонистом из Полтавской губернии. Упоминает Лев Давыдович в своих воспоминаниях и немецких колонистов. А также русских помещиков, в частности у которых его семья арендовала землю. Шароварное панство (да и не такое уж шароварное, скорее обыкновенные крестьяне) же всплывает только в качестве сезонных рабочих из северных малороссийских губерний, которых нанимал его отец для полевых работ.

Сыном богатого новороссийского фермера еврейского происхождения является и другой видный большевик — Григорий Евсеевич Зиновьев.

Как видим, настоящая Новороссия — это русский фронтир, но никак не классическая Украина.

Таким же образом обстоят дела и с украинским казачеством. Добрые творцы «украинского» мифа переименовали в 1921 году абсолютно русский город Александровск, основанный в 1770 году, в Запорожье. С очевидной целью стимулировать щирое украинство у населения СССР. Навязав легенду о запорожском казачестве типичному городу Новороссии.

К слову, русское казачество, как показало время, гораздо более жизнеспособное и основательное. Оно существует до сих пор. К примеру, донские казаки сейчас принимают участие в СВО. А вы что-нибудь слышали про легендарных украинских казаков в этом конфликте? Зато переименованы города, сняты фильмы и написаны книги.


Что касается Западной Украины, то её даже нет смысла рассматривать, ибо и так понятно и всем хорошо известно, что этот регион совершенно обособленный и даже к классическому «украинскому» мифу никакого отношения не имеющий.

Таким образом, настоящую и единую Украину обнаружить не удалось. Есть только хрупкая сказка, которая почти целиком связана с Полтавской губернией. Сказка, которую целенаправленно экстраполировали на всю страну, сознательно проигнорировав гораздо более разнообразную, но слишком уж неукраинскую реальность.

Сергей Газетный
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Доигрались! Север Украины в полном блэкауте! Украина открывает границы для мигрантов из Бангладеш и Индии, одновременно запрещает русский язык
ВСУ нанесли удар дронами по казахстанской трубе! Зеленский пообещал Трампу нанести удар по экономике Китая через удары по российскому газу
Почему Трамп так неудобно посадил просроченного Зеленского на встрече! На фронте объявлено локальное перемирие! ЕС просыпается в холодном поту от встречи Трампа с Зеленским
Почему Трамп выбрал Будапешт! Из-за чего Трамп повышал на Зеленского голос. Теперь просроченному придется звонить и унижаться перед Орбаном
Намечается новый скандал Зеленского в Белом доме! Удивление просроченного президента после разговора Трампа с Путиным
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин