После бесплодных разборок в Париже 17 марта участники переговоров должны были собраться вместе 23 марта, но уже в Лондоне. Причём в данном случае основные переговоры ожидались между США и франко-британской «коалицией желающих», под ногами у которых злобно бы «похрюкивали» посланцы киевского режима.
Вот только, как говорится в анекдоте, «а девушка не пришла», или Вашингтон, можно сказать, отказался от полноценной встречи с европейцами и украинцами. Как-нибудь сами между собой пообщайтесь.
А началось всё с того, что накануне переговоров Европа и США получили своеобразные установки от Москвы и Киева, выставивших взаимо-невыполнимые условия.
Один из российских переговорщиков с США Кирилл Дмитриев поддержал основной тезис опубликованной накануне переговоров статьи «Российской газеты»: если на переговорах в Лондоне будет разработан «с чистого листа» новый «мирный план», то он может оказаться «совершенно неприемлем» для России, что приведет к провалу мирного урегулирования.
Издание подчеркнуло, что участие в переговорах «трех приближенных Зеленского, угрожает свести на нет все прежние американские наработки», а предложенные Госдепартаментом США «контуры прочного мира» превратятся в очередную нереалистичную бумажку, с положениями которой Москва никогда не согласится». Ключевыми условиями России были признание «российского статуса Крыма» и отказ от принятия Украины в НАТО.
Статья в российской правительственной газете и реакция Дмитриева стали сигналом Западу, в первую очередь США, что любой отход от ранее достигнутых российско-американских договоренностей станет провалом переговорного процесса по Украине в целом, и, как следствие, последует продолжение боевых действий.
Глава российского МИД Сергей Лавров также предостерег Европу от чрезмерной напыщенности: «Коалиция, видимо, желающих вот того самого ощущения собственного превосходства, собственной способности решать так, как им хочется, не прислушиваясь и вообще игнорируя мнения других». По его утверждению, «с Россией таким языком разговаривать не надо».
Создавая определенный настрой для лондонской встречи, американская The New York Post, ссылаясь на позицию Киева на переговорах в Париже, сообщила, что Украина «готова отказаться от 20% своей территории» без признания их частью России. При этом был процитирован один из украинских представителей: «Мы признаём: русские оккупировали эту территорию, но мы не говорим, что Украина навсегда от нее откажется».
Хотя по словам киевских чиновников, вопрос признания Крыма частью России не обсуждался ни на переговорах в Саудовской Аравии, ни во Франции. Более того, нарушение территориальной целостности страны прямо противоречит украинской Конституции.
Одновременно, The Washington Post отметил, что предложения США «включают в себя официальное признание Вашингтоном аннексированного Крыма российской территорией и в конечном счете снятие санкций против России». В обмен на это «Москва прекратит военные действия на Украине».
Можно сказать, что Вашингтон применил принцип оплаты газовых контрактов – «бери или плати» за своё решение. Т. е. либо Киев соглашается на американские предложения, либо США выходят из украинского конфликта.
Для Европы, особенно для Великобритании и Франции, это на порядок повысит расходы на поддержку киевского режима, а для последнего – создаст существенные проблемы с получением оружия, разведывательных данных и международной политической поддержки.
Тем не менее Зеленский своими заявлениями накануне лондонской встречи фактически сорвал её проведение. Он отказался признать российскую принадлежность Крыма и указал, что никто, кроме стран НАТО, не имеет права налагать вето на вступление в альянс.
Главарь украинской хунты подчеркнул, что «русские являются историческим врагом американцев», поэтому они «выталкивают из переговоров Америку, чтобы показать свое лидерство». Киев же настаивает на безусловном перемирии, и если русские прекратят огонь, то украинцы «готовы садиться за стол переговоров».
По его словам, Киев очень не хотел бы, чтобы Вашингтон прекратил оказание своей помощи, потому что «Украина – стратегический партнёр США».
Одновременно с Зеленским глава европейской дипломатии Кая Каллас заявила, что ЕС никогда не признает Крым российским. Она также высказала опасение, что если Вашингтон выйдет из мирного процесса в связи с непримиримостью позиций сторон, то США продолжат налаживание отношений с Россией для новых выгодных сделок.
Такая позиция Европы противоречит предложениям Америки, что автоматически приводит к расколу Запада как минимум по некоторым вопросам украинского кризиса.
Таким образом, у франко-британско-украинской коалиции к лондонской встрече были поставлены следующие цели:
• затягивание мирного процесса путем выдвижения требований «безусловного» перемирия и непризнания статуса Крыма и тем более новых российских регионов как части России;
• попытка переубедить Вашингтон в необходимости введения на Украину военного контингента стран НАТО под видом «миротворцев» и продолжение получения американских вооружений и разведывательных данных за счет сделки по украинским ресурсам;
• откладывание любых признаний отсутствия «евроатлантических перспектив» (членства в НАТО) Украины и, как вариант, попытка получить статус страны «основного союзника вне НАТО» (как у Южной Кореи и Японии).
Озвученный европейским и киевским руководством подход к лондонским переговорам показал Вашингтону, что проведение этой встречи стало бесполезным. Сначала свое участие в ней отменил глава Госдепа Рубио, а затем спецпредставитель Уиткофф. Соответственно, от приезда в Лондон также отказались главы МИД Германии и Франции.
Чтобы не показывать полный провал лондонской встречи британский МИД заявил о ее проведении на «уровне экспертов» для решения вопросов установления перемирия. Ну и заодно британцы встретятся с украинской делегацией, раз уж приехали.
Глава офиса президента Ермак так и анонсировал: «Сегодня будем говорить о способах достижения полного и безусловного прекращения огня как первого шага к полноценному процессу урегулирования и достижения справедливого и устойчивого мира».
В то же время отказ киевского режима от американских предложений чреват дальнейшими потерями Украины – политическими, экономическими, людскими и территориальными.
Бывший советник офиса украинского президента Арестович считает, что Киеву надо соглашаться на потерю территорий четырех областей по линии боевого соприкосновения, потому что «через полгода или год вы будете отдавать шесть. Не хватит ума – будете отдавать восемь» областей. Это позволит Украине признать ошибки за все 34 года незалежности, включая угнетение русского населения.
Вот только киевский режим думает сейчас о другом: как бы США не передумали поставлять уже утвержденные объемы вооружений и не прекратили поставки разведывательной информации, как бы Вашингтон не ввел санкции против украинского руководства, как бы показать, что в срыве переговоров виноваты Трамп и Путин, а не Зеленский.
Провал переговоров показал, что России нужно продолжать СВО для достижения денацификации и демилитаризации Украины, восстановления прав русского населения и контроля над всеми территориями новых регионов. А Запад пусть пока разбирается между собой.
P.S. Президент Трамп заявил: «Зеленский может получить мир сейчас или воевать еще три года, прежде чем потерять всю страну».
Егор Волков
Источник