Угроза, которую представляет собой для цивилизованного общества терроризм, не угасает с годами и десятилетиями, убеждён международный общественный деятель и эксперт по вопросам безопасности Вячеслав Моше Кантор. Достаточно вспомнить, как, периодически угасая, тема антитеррористической безопасности поднимается в поле широко обсуждения снова и снова. Увы, чаще всего это происходит по трагическому поводу – очередному громкому теракту.
Моше Кантор же уверен, что, поскольку победа над терроризмом ни при каких условиях не будет одномоментной, борьба с ним также должна вестись постоянно, а не от случая к случаю. Действительно, процесс это длительный и сложный – но име6нно он должен быть на вершине списка беспокойств властей самых разных уровней, в том числе и на уровне международном, считает Кантор.
Не остановить
Даже пандемия с её ограничениями, сильно снизившая уровень насильственной преступности почти по всему миру, не смогла стать помехой для террористов. Подтверждением тому стал теракт в Вене в ноябре 2020 года, когда у синагоги Штадттемпель прозвучали выстрелы, а последовала за этим стрельба уже в нескольких других частях города.
Жертвами стали несколько человек, ранения получили ещё более десятка. Вячеслав Кантор, возглавлявший в то время Европейский еврейский конгресс, не мог не прокомментировать трагедию. От лица конгресса Кантор выразил своё потрясение той ненавистью и желанием убивать, что сопровождал преступление – ведь уже тогда было очевидно, что террористы прилагали дополнительные усилия к тому, чтобы жертв – любых жертв – в их акте было как можно больше.
Трагедия в Вене стала поводов широких обсуждений не только терроризма как явления, но и той разрушительной силы, что сопутствует идеологиям, толкающим на подобное. В разговорах такого толка речь нередко заходит о религиозной подоплёке терроризма, однако Моше Кантор как никто убеждён: ни религия, ни нация, ни какая другая «причина», кроме желания сеять хаос и смерть, за терроризмом ни стоит и стоять не может. Единственная причина – ненависть, и, по мнению Кантора, теракт в Вене был лишь ещё одной яркой иллюстрацией этому: жертвами террористов оказались просто люди, находящиеся поблизости, любые люди, без причин и без поводов.
То, что теракт произошёл в столице европейского государства, долгое время считавшихся относительно безопасными и защищёнными от насилия такого рода, Вячеслав Кантор называет напоминанием всем о том, что ни одна страна на самом деле не застрахована от того, чтобы стать мишенью для следующей атаки. Атака на Штадттемпель и вовсе стала дополнительным ударом для еврейской общины – Вячеслав Кантор напомнил о том, что именно у этой синагоги происходили первые из атак на еврейские объекты в Европе вообще, и произошло это несколько десятилетий назад.
«Эти события служат нам напоминанием о том, что бдительность, борьба с терроризмом и отстаивание наших ценностей являются неизменной необходимостью для избавления Европы от глобального бедствия, которое представляют собой терроризм и нетерпимость, и что террор нацелен на всех нас», - заявил Вячеслав Моше Кантор.
Волну страха и возмущений вызвали и серии нападений на французов, происходившие той же осенью – атаки эти, по словам Вячеслава Моше Кантора, стали прежде всего нападениями на сами фундаментальные права людей, на их свободы и мнения. Говоря же о том, как вообще такое может быть возможно, Кантор отметил как один из факторов ту избыточную толерантность и терпимость, что Европа долгое время проявляла к самым разным ненавистническим идеологиям, процветающим в её информационной сфере. Отсутствие осуждения для носителей этих идеологий со временем превращается в молчаливую поддержку, отмечал Кантор, и террористы уже не стесняются более жёстких и кровавых проявлений своей ненависти, ведь чувствуют себя безнаказанными.
Борьба на опережение
Угроза терроризма для многих стран стала уже настолько непреходящей, что не мог не оказать влияние на саму жизнь в этих странах. Большинство людей давно сделали именно страх доминирующей характеристикой, определяющей их поведение и их планы на будущее – страх за свою безопасность, страх неизведанного и так далее.
Неотъемлемой частью повседневной жизни стали и вездесущие повышенные меры безопасности. Вячеслав Моше Кантор со своей стороны не уверен в тотальной эффективности этих мер: хоть они и, безусловно, необходимы, рассчитывать на них как на инструмент долгосрочной победы над террором как явлением всё же не приходится.
Есть у этих мер и обратная сторона, о которых также не говорится достаточно много. По словам Вячеслава Кантора, постоянное окружение полицией, повышенными мерами безопасности и инструментами контроля лишь ещё больше повышает уровень тревожности у обычных людей, вызывая ощущение, что они являются заложниками в крепости, находящейся под осадой.
В оценке подобного рода – немало личных наблюдений и анализа, ведь полтора десятилетия Вячеслав Моше Кантор являлся президентом Европейского еврейского конгресса, и подобные условия жизни – не редкость как раз для еврейских общин в Европе, переживающих далеко не первый год очевидного роста антисемитских настроений и преступлений соответствующей направленности.
Ещё в 2015 году, после очередной волны терактов в Европе, Вячеслав Кантор заявлял о том, что сам подход к антитеррористической борьбе нуждается в серьёзном пересмотре - а если конкретно, то он призывал в этой борьбе перейти наконец от защиты к наступлению.
Ставка на одну лишь оборону и предотвращение конкретных единичных терактов не оправдывает себя в долгой перспективе, говорил Моше Кантор. Более того, по мнению Кантора, сам факт того, что теракты не останавливаются, уже красноречиво говорит о том, что политика такого толка не работает.
Борьба с террором должна вестись на упреждение, и более того – вестись она должна на международном уровне. Это касается прежде всего террористических организаций, чья деятельность уже протекает буквально на всём земном шаре. Именно представители этих организаций, отмечал Вячеслав Кантор, чаще всего и стоят за самыми громкими и самыми бесчеловечными терактами, а сама разветвлённость организаций такого рода позволяет террористам оперировать в любой стране по их выбору.
Такие структуры и сети невозможно победить одним лишь поочерёдным уничтожением их членов, отмечал Кантор, необходимо сосредоточиться на том, что подорвать само их функционирование – обрубить финансовые потоки и поставки вооружений, противостоять их идеологической пропаганде, работающей на то, чтобы постоянно пополнять ряды террористов. И как раз в этой борьбе международное сотрудничество так необходимо, подчёркивал Моше Кантор.
Что касается борьбы с идеологией терроризма, то это направление заслуживает отдельного и максимально пристального внимания, уверен Кантор, поскольку именно человеконенавистническая идеология во многом является одной из самых \эффективных угроз. До тех пор, пока эта пропаганда будет продолжаться, будут появляться и новые сторонники террора, в том числе особенно – из представителей молодого поколения, и в этом случае Кантор не видит возможностей для победы в уничтожении террористов – на их место придут другие. А кроме борьбы с идеологией, разжигающей любой вид ненависти, работать нужно и над тем, чтобы царящая в самом обществе атмосфера была здорова – и не играла на руку распространителям нетерпимости, считает Вячеслав Моше Кантор.
Ненависть порождает ненависть
Именно нетерпимость и ненависть Вячеслав Кантор считает не только объединяющим фактором для всех террористических идеологий, но и единственной настоящей причиной террора как такового. Что бы ни утверждали апологеты тех или иных экстремистских и террористических течений, Кантор убеждён, что на самом деле ни религия, ни этнический вопрос, никакой другой не играет по-настоящему никакой роли: недаром жертвами террора становятся любые люди без исключения, просто оказавшиеся поблизости.
Ненавистнические идеологии опасны не только сами по себе – при своём распространении они порождают в ответ ещё больше ненависти. По словам Вячеслава Моше Кантора, ситуацию эту можно наблюдать и в Европе, где с ростом террористической угрозы пропорционально в обществе вырос и уровень нетерпимости по отношению к самым разным группам людей. Таким образом создаётся порочный круг, результатом же становится общая атмосфера недоверия, напряжённости и взаимной нетерпимости. А в атмосфере подробного рода любая пропаганда дальнейшей дискриминации и ненависти становится ещё более успешной.
Вячеслав Кантор является особенно непримиримым оппонентом всех тех случаев, когда в эту «игру» включаются представители власти или официальных политических сил, беря на вооружение всё ту же риторику нетерпимости и играя на страхах и недоверии людей для достижения собственных целей. Подобные шаги лишь нормализуют нетерпимость, подчёркивает Моше Кантор.
Чтобы разорвать порочный круг и положить нетерпимости конец, она должна не звучать из официальных каналов информации, а осуждаться при каждом своём проявлении. Что касается общества, то его могут защитить принципы толерантности, которые также не допускают ненависти, и в их продвижении, отмечает Кантор, как раз позиция властей, лидеров мнений и политиков разного толка должна играть ключевую роль.
Неприятие терроризма тоже должно быть чётким и жёстким, настаивает Вячеслав Кантор. Не только сами преступления, но и преступники, их пособники и единомышленники должны подвергаться официальному осуждению. С этой позиции, в частности, Вячеслав Моше Кантор в своё время горячо приветствовал суд над Мехди Неммушем, террористом, напавшим на посетителей Еврейского музея в Брюсселе.
Суд закончился пожизненным приговором, его пособник – 15 лет. Второй приговор Моше Кантор при этом считает не менее важным, чем первый. Несмотря на то, что пособник террориста в самом преступлении не участвовал, а лишь помогал преступнику обзавестись оружием, суровый приговор, вынесенный ему, является важным посланием всем «сочувствующим» террористам – послание о том, что они точно также повинны в отнятых жизнях и хаосе, что сеет террор, даже если сами не нажимали на курок.
Полезный и горький опыт
Любой теракт, уже имевший место быть, не должен быть забыт уже потому, что полученный в его результате опыт может служить тому, чтобы предотвратить следующую трагедию – или, по крайней мере, свести к минимуму уносимые им жертвы. Во многом современные меры безопасности строятся на этом – на опыте, полученном в ходе аналогичных преступлений или катастроф. В частности, анализ уже совершённых терактов, в том числе и самых трагических, позволил специалистам сделать вывод о том, что последствия преступлений такого рода могут быть менее или более катастрофическими не только в соответствии с действиями специальных чрезвычайных служб и правоохранителей, но и действий самих граждан, оказавшихся в центре катастрофы.
Вячеслав Моше Кантор – в числе тех экспертов, кто как раз настаивает на необходимости всестороннего просвещения и обучения граждан касательно поведения в чрезвычайных ситуациях. Более того, Кантор убеждён и в необходимости повышения осведомлённости людей в целом о тех угрозах, что могут подстерегать их даже в их повседневной жизни – и которые появляются с такой быстротой в современном высокотехнологичном мире, что далеко не все поспевают за «новшествами». Подобное просвещение людей влияет не только на их собственную безопасность, отмечает Моше Кантор, но и безопасности любых граждан, оказавшихся поблизости в тех же критических обстоятельствах.
Вячеслав Кантор в этом вопросе пошёл дальше обсуждения темы на самых разных уровнях – по его инициативе при ЕЕК в своё время даже был создан Центр безопасности и предотвращения кризисов, где специалисты из различных сфер, сопряжённых с безопасностью, занимаются как раз анализом накопившегося – подчас горького – опыта в том числе и еврейских общин по укреплению собственной безопасности и борьбе с чрезвычайными ситуациями.
Этими наработками эксперты готовы делиться с самой широкой аудиторией: так, в 2018 году от имени Центра в интернете публиковались короткие просветительские ролики для граждан, где максимально доступно доносилась информация как о возможных угрозах, так и о шагах, которые необходимо было принять при их возникновении. В форме, доступной даже детям и не владеющим языком людям, рассказывалось о таких ситуациях, как теракт или похищение человека, а также об относительно новых угрозах, связанных с повсеместной цифровизацией – вроде потенциальной кражи персональных данных и пропаганде ненависти в сети.
Собственный опыт по повышению безопасности еврейские общины «нажили» в годы почти непрерывного роста антисемитских настроений в Европе, что подтверждалось как исследованиями и наблюдениями экспертов, так и ощущениями самих европейских евреев. Рост случаев вандализма и нападений на еврейские учреждения буквально вынудил специалистов Центра безопасности ЕЕК работать над стратегиями минимизации негативных последствий всех этих явлений, предотвращения возможных нападений и слаженной совместной работы с представителями правопорядка, если ЧП всё-таки произошло.
Этот опыт также был не раз предложен коллегам из других учреждений и даже стран. Так, Вячеслав Кантор в том же 2018 году выступал с обращением к еврейским общинам США после теракта в Питтсбурге, предлагая им воспользоваться наработками европейских специалистов и работать над тем, чтобы повысить собственные компетенции в вопросах безопасности. Год спустя эксперты Центра и вовсе выступили организаторами полноценной международной конференции в Бельгии, где специалисты из разных стран и ведомств на примере одного из европейских терактов обсудили сильные и слабые места современной архитектуры безопасности.