Лет восемь назад я познакомился с весьма колоритной парой из Донбасса. Парень, косая сажень в плечах, профессиональный строитель, настоящий портрет истинного пролетария. Его невеста — худенькая, утончённая девушка, которая ростом едва доставала до его груди.
Парень успел поработать и в родном Донбассе, и в Киеве, а ещё до майдана перебрался в Россию, видимо, предчувствуя суицидальный вектор Украины. Его девушка же и вовсе умудрилась получить рабочий стаж не только на Украине, но и в восточной Европе, куда граждане нэньки ломились, руководствуясь некой прозападной модой.
А так как тренд на эвакуацию населения с Украины уже тогда бушевал в полную силу, мне стало интересно узнать об опыте работы на чужбине, да и в самой Украине, так сказать, из первых рук. Вот с этим интересом я и обратился к барышне. Девушка, совершенно открытая и общительная, вдруг как-то замкнулась и спустя мгновение очень твёрдо и безапелляционно отказала. И в этот неожиданный для меня момент в глазах девушки, кроме какой-то холодной жёсткости, я увидел и некую грусть, грусть болезненную.
Я сразу же клятвенно пообещал не указывать ни её имени, ни специальности, соблюдая полную анонимность, но она была непреклонна. Позже, когда мы остались тет-а-тет с её парнем, я спросил, не оскорбил ли я его невесту и почему она так резко отказала. Приятель поспешил меня успокоить: «Серёга, да всё в порядке. Просто, с одной стороны, на Украине детство и юность прошли. Ну, там светлые покатушки в парке на каруселях, сахарная вата, друзья… А с другой, с 90-х как минимум, такой унизительной могилой от всего этого потянуло, что и вспоминать противно. Да и поездки за кордон вообще были вроде отдельного вида издевательства. Тяжко, что ли…»
Тогда я этого до конца не понял, но позже, когда украинская мозаика всё ярче сияла уродством своих деталей, я как-то чисто на эмоциональном уровне осознал болезненную грусть бывшей гражданки Украины. И сталкивался автор с такой неожиданно холодной немотой и беспамятством у бывших граждан Украины довольно часто. Многие из них категорически не желали иметь ничего общего с разнообразными землячествами, не вступали в украинские группы в социальных сетях, будто от них тянуло каким-то могильным холодком. Мне даже казалось, что свою миграцию они воспринимали именно как эвакуацию, акт спасения из концентрационного лагеря, который вспоминать не тянет и под большой стакан.
«Киевлянам надо готовиться к земле»
На самом деле общественные и культурные нарративы Украины каким-то мистическим образом всегда вращались вокруг некоего культа смерти, крови и могильного холода: что гимн, что многие современные произведения литературы… Даже кинематограф независимой Украины буквально дрессировал население на своеобразный могильный рефлекс. Украинские кинотворцы занимались прямо-таки упоением смертью, взгляните только на названия: «Голод-33», «Атентат: Осеннее убийство в Мюнхене», «Молитва о гетмане Мазепе», «Собор на крови», «День побеждённых» и т. д.
Эти фильмы автор не советует просматривать даже из энтомологического интереса. От них так разит грязным и кровавым болотом, что после просмотра не поможет и холодный душ.
Конечно, транслируемые нарративы культа смерти всегда имели антироссийскую коннотацию. Мол, изнывали мы под пятой «оккупанта». Однако не исключаю, что население просто приучали к крови и смерти. И этому было подвержено не только рядовое население, но и высшие чины. Привычка решать проблемы убийством стало просто показателем статуса, приверженности к сильным мира сего. Вроде если ты конкурента не завалил без затей, то какой ты к шутам бизнесмен и политик.
Список жертв Украины просто колоссальный. Ещё задолго до майдана убийства стали неким трендом страны. Расстрелян на лётном поле Евгений Щербань, президента компании «Данко» Александра Момота также расстреляли, гендиректора «Укрзализныци» Георгия Кирпу нашли в загородном доме в сауне с дыркой от пули в голове, с двумя пулями в голове как-то раз обнаружили бывшего главу МВД Юрия Кравченко, на охоте «случайно» застрелили бывшего губернатора Херсонской области Евгения Кушнарёва и т. д.
Ну а после майдана убийства просто стали унылой и скучной обыденностью. Олег Калашников, Михаил Чечетов, Сергей Вальтер, Александр Пеклушенко — все эти политики были убиты буквально друг за другом. Эдакий конвейер смерти.
Были и откровенно анекдотичные случаи. Так, в прошлом году в Закарпатье депутат Сергей Батрин отчаянно рассорился со своими коллегами, когда шло обсуждение бюджета. Видимо, спор уж очень раздосадовал Серёжу, поэтому он явился на заседание Керецковского сельсовета и… метнул в собравшихся три гранаты. Заседание перестало быть томным и окрасилось яркими красками.
Конечно, среди убитых украинской реальностью были и, мягко говоря, сомнительные личности. Так, получил свою серию пуль Виктор Рыбка Рыбалко прямо напротив здания Министерства культуры Украины, что символично. Однако приличная часть погибших была достаточно деятельными людьми, людьми-строителями, с хорошим образованием и, главное, желанием развивать страну. То есть модное веяние на физическую ликвидацию вполне можно трактовать как отрицательную селекцию, чтобы в угоду Западу вымести конкурентные и мешающие разжечь войну элементы и возвести на политический Олимп агрессивную безродную массу.
И вот губернатор Херсонской области Владимир Сальдо в 2023 году заявил: «Стрельба по своим стала в вооружённых формированиях киевского режима обычным делом. Жертвами становятся простые мобилизованные, которых большинство».
Так по-другому и быть не могло, всё закономерно…
«Зареготавсь, розiгнався — та в дуб головою!»
Конечно, время агонии и развала Советского Союза было этапом в формировании политики отрицательной селекции, вымывающей не только интеллектуалов, но и просто трудолюбивых людей с Украины. Но по щелчку пальцев такие тенденции не появляются, у них есть глубокие корни.
Столь самоубийственное положение Украины, стоящей на пороге очередного периода так называемой Руины с вымершими сёлами, городами и целыми регионами, не мог настать исключительно из-за захвата власти кучкой политических проходимцев, пускай и поддержанных дрессированной толпой националистов. Какой-то культ крови и смерти насаждался на территории современной Украины столетиями подряд.
Невольно вспоминаются строки Олеся Бузины из его книги «Вурдалак Тарас Шевченко»: «Первая же поэма, с которой начинается “Кобзарь” (“Причинна”) поражает своей дикой бессмыслицей. Ждет дивчина казака из похода. Ждет, пока, тронувшись рассудком, не испускает дух под дубом. А тут (надо же, какое совпадение!) любимый возвращается. Глядит — красавица его ненаглядная копыта откинула. И что же он? Да не поверите: “Зареготавсь, розiгнався — та в дуб головою!”
По-видимому, это был богатырский удар! Поэт не уточняет подробностей, но, скорей всего, казак раскроил себе череп, как кавун. Оставалось только собрать мозги и похоронить этих степных Ромео и Джульетту. Мораль? А никакой морали, как всегда у Шевченко! Только глубокомысленная констатация: “Така її доля…”»
Кстати, шевченковский «Кобзарь» несчастный Бузина называл «Кровавой библией». И неспроста. Картины выклеванных глаз, горы трупов, снующие вокруг хлопцы с окровавленными ножами и поющие на этом фоне казаки — стандартное «вдохновение» для Шевченко. Ох, чувствовал Олесь буквально кожей, что у страны, возведшей такого пиита на престол, будущее, мягко говоря, попахивает людоедским гастрономом.
Также свою лепту внесла контора «Просвита», организованная на деньги Австро-Венгрии при поддержке польских магнатов, которая под ширмой просветительской деятельности насаждала пещерную ненависть не просто к Москве, но и к землякам, кто хоть немного лоялен к России. Тут и якобы скаутская контора «Пласт», которая стала юношеским инкубатором для коллаборационистов-западников, что в Первую мировую, что в Великую Отечественную войну.
То есть в самом идейно-ментальном фундаменте «украинства» кровь и смерть всегда занимали центральное место. Вполне закономерно, что, не имея выхода в виде войны, эта разрушительная энергия реализовывалась в пожирании представителями националистического «украинства» собственных земляков, да и самих себя, если припомнить тёплого на голову шевченковского казака.
Сам не гам и другому не дам!
Как ни странно, но и при советской власти Украина умудрялась буквально пожирать своих выдающихся жителей. И степень их местечкового патриотизма никого не заботила. Их жрали, судя по всему, согласно той самой модели отрицательной селекции. При этом жрали их как при жизни, так и после смерти.
Список жертв украинства крайне длинный. Тут как рядовые граждане вроде тех несчастных милиционеров, инженеров, партработников, которых убивали бандеровцы на Западной Украине, так и личности выдающиеся, которые в силу ряда причин определяли время. Автор приведёт только пару ярких и, увы, трагических примеров.
Так, Украина уничтожила Ярослава Александровича Галана. Писатель, драматург, публицист и антифашист Галан был человеком трудной и неоднозначной судьбы. Родился Ярослав в Подкарпатском воеводстве Польши в 1902 году в семье, традиционно поддерживающей Россию, поэтому они были интернированы австро-венграми и освобождены уже наступающими русскими войсками.
В студенческие годы Галан увлёкся социалистическими идеями, а после присоединения Западной Украины к СССР начал работать в советской прессе. Во время Великой Отечественной Ярослав работал в редакциях фронтовых газет и одновременно занимался литературной деятельностью. Естественно, будучи антифашистом, Галан изобличал украинских коллаборационистов, выступал против греко-католиков, но при этом он был одним из украинизаторов УССР, выступая за перевод преподавания на украинский.
Отношения с советскими властями у Галана складывались сложные. Некоторые его резкие статьи браковались, а произведения не доходили до издательства. Позже украинствующие проходимцы попытаются представить Галана в роли некой жертвы репрессий. Правда, «жертва» проживала в просторной квартире, а семья Галана могла себе позволить даже нанять прислугу. И это сразу после разрушительной войны!
Но послевоенный домашний уют длился недолго. В 1949 году в его квартиру ворвался украинский нацист Михаил Стахур, который зарубил Галана топором. Всего Ярославу нанесли 11 ударов! Показательно, что, можно сказать, Галана убили дважды. Стоило только Украине получить «незалежность», как в родном Львове его памятник мигом снесли, а улицы, названные в его честь, переименовали.
Ещё одной жертвой украинства стал знаменитый актёр Леонид Быков, родившийся в Донецкой области. К 1969 году Леонид уже был известен всему Союзу. За его спиной были роли в легендарных лентах «Максим Перепелица», «Укротительница тигров», «Добровольцы» и т. д. Но этот год стал трагическим для Быкова, т. к. он поддался уговорам начальства студии Довженко и решил послужить малой Родине.
Вопреки сладостным обещаниям дать Леониду возможность снимать кино по собственным сценариям, украинское руководство студии и хуторские «мэтры» приняли его враждебно. Более того, ему даже не выделили своего кабинета. Быков в итоге работал в коридоре, сидя на затёртом до дыр кресле под большой пальмой, возле которой располагалась студийная курилка.
К тому же Быкову годами браковали сценарии и даже отдавали их другим режиссёрам, а культовый фильм «В бой идут одни старики» вообще не был бы снят, если бы маршалу авиации Александру Покрышкину не попался на глаза сценарий картины. Он так понравился лётчику, что он лично поддержал Быкова.
В итоге за время работы на студии Довженко Леонид получил второй инфаркт, который, по сути, приблизил смерть актёра и режиссёра. Он погиб в автокатастрофе в 1979 году. И, согласно «лучшим» украинским традициям, в 2018 году в оккупированном Краматорске нацистские молодчики расколотили бюст Леонида Быкова.
Конечно, автор мог бы список затравленных Украиной личностей продолжать долго. И далеко не всегда лояльность или, наоборот, враждебность действующему режиму или местному обществу были причиной травли людей. Частенько причины аннигиляции того или иного человека были более чем прозаичными и даже пошлыми.
Чтобы затравить соотечественника и земляка, хватало хотя бы того, что он был талантлив, богат материально или духовно. Оттого, видимо, и сидел Быков в коридоре под пальмой, работая над сценарием «В бой идут одни старики». Оттого и не могли простить сельские «патриоты» Галану просторные апартаменты. Не зря ходит украинская пословица «Пусть у меня хоть хата сгорит, лишь бы у соседа корова сдохла».
Это были просто «неправильные украинцы»?
Кто-то подумает, что автор просто клевещет на Украину, кто-то упрекнёт даже в некой мистификации или смещении акцентов и подтасовке фактов. Но никакой мистики в этом нет, да и факты подтасовывать не имеет смысла. Просто почти все современные «герои» Украины были на зарплате у Запада. Кто-то прислуживал Австро-Венгрии, кто-то гитлеровской Германии, кто-то работал на ЦРУ. Впрочем, часть из них были и вовсе переходящим знаменем, успев послужить всем подряд.
А Западу самобытные, талантливые и деятельные личности не нужны. Они склонны к независимости, скепсису и рациональной доли бунтарства. Такой, не ровён час, ещё к русской культуре потянется, а потом носись за ним со стволом наперевес. Вот и плодили скудоумных, но крайне агрессивных граждан. И по сути, ковали ту систему, которая будет и далее воспроизводить себе подобных: блёклых, злобных, завистливых и послушных «правильным» людям существ.
Поразительно, но эту систему Украина умудрилась бережно пронести даже сквозь периоды монархизма и социализма. Всегда «восхищался» теми идеологическими конструкциями, которые выстраивал Запад.
Кстати, аналогично действовали и в других странах, хоть и не в таких масштабах, как на Украине. Что военный преступник Саакашвили, откровенно поехавший черепицей в последние годы, что скандалист и бездарь Пашинян, что покойный Навальный с его уточками. А чем пошловатый клоун Зеленский от них отличается? Талантливый юморист? Ну прямо Мольер и Салтыков-Щедрин умылись слезами от такого «наследия».
И тут мне снова вспоминается Олесь Бузина и его грустные размышления:
«”Кобзарь” называют “Библией украинского народа”, Шевченко — его пророком. Тогда почему же мы удивляемся, что наше место — на задворках Европы? С таким “пророком” и такой “Библией” в другое не пустят.
Недаром же сам Тарас однажды признался: “Я от природы вышел какой-то неконченный”… Только в школьные учебники эта фраза до сир пор не попала. И мы штампуем “неконченных” дальше, воображая, что метим их чуть ли не знаком качества».
16 апреля 2015 года Олесь Бузина был застрелен возле своего дома. Ему было 45 лет. А уже в 2016 году обоих подозреваемых в убийстве писателя отпустили на свободу. Националисты встречали их как героев современной Украины.
Сергей Монастырёв