Евросоюз: даешь Арктику! Правда, непонятно, зачем?


Евросоюз вдруг сильно озаботился своим местом в Арктике. Выпущено даже специальное Коммюнике. Никто не понимает, зачем это нужно ЕС. Участников сотрудничества в Арктике и так достаточно. Но сквозь завесу лозунгов просматриваются замыслы Брюсселя – это насаждение «зеленой» повестки и в Арктике, а также противодействие там России

Большая часть заявленных арктических амбиций Евросоюза в значительной степени расходится с социально-экономическими интересами и интересами развития ЕС, а также с геополитическими реалиями и грандиозными планами самих арктических государств.

Европейский Союз (ЕС) находится в Арктике. По крайней мере, так это звучит в контексте недавно представленного Совместного коммюнике ЕС по его политике в Арктике. Конечно, это мы уже в некотором роде знали. Государства-члены ЕС Финляндия и Швеция чувствуют себя хорошо и действительно являются арктическими государствами со значительными частями своей территории расположенными за Полярным кругом. Три страны из Арктики-8, в которую входят государства с территорией за Полярным кругом, образующие центральный форум управления регионом, Арктический совет, также являются членами ЕС. Еще два государства Арктического совета — Исландия и Норвегия — имеют тесные партнерские отношения и входят в Европейское экономическое пространство (ЕЭЗ) Евросоюза. Государства, которые, по мнению Арктического совета, имеют явный и актуальный интерес к региону, вводятся в Арктический Совет в качестве наблюдателей путем консенсусного голосования на форумах Арктик-8. Шесть из этих тринадцати «неарктических» государств, имеющих статус наблюдателей, являются членами ЕС. До Брексита их было семь.

Арктические интересы ЕС на этом не заканчиваются. Вызовы безопасности, связанные с изменением арктического климата и экологическими катастрофами, не знают суверенных границ. То, что происходит в Арктике, определенно не остается только там: торговые отношения ЕС и экономические связи стран-членов с Арктикой распространяются на вопросы рыболовства, сохранение критически важных био — и минеральных ресурсов и энергетических проектов. Кроме того, морские коммуникации для Европейского союза всегда подразумевают, что Северная Атлантика и, в более широком смысле, Крайний Север представляют для ЕС стратегический интерес. Евросоюз крайне заинтересован в том, чтобы этот обширный регион оставался свободным и открытым. Хотя, например, Гренландия (имеющая автономный статус самоуправляемой территории в составе Королевства Дания) формально вышла из ЕС в 1985 году, Нуук никогда не покидал Брюссель, а Гренландия оставалась в «корзине» заморских стран и территорий Евросоюза. В рамках различных соглашений о взаимодействии здесь существуют прочные двусторонние связи. Поэтому сформулированные в Совместном коммюнике ЕС по его политике в Арктике планы создать здесь плацдарм «постоянного присутствия» — это всего лишь видимое усилие Евроюсоза, сигнализирующее о его стремлении к заметности в арктическом регионе.

ЕС уже давно является неотъемлемой частью геополитического нарратива Арктики. Итак, является ли эта новая политика тщательно продуманной «меткой», призванной придать еще большую стратегическую значимость ЕС в Арктике? Не совсем. Это коммюнике 2021 года представляет собой скорее «документ подтверждения» арктических устремлений и амбиций ЕС, а не стратегический план или конкретный набор действий.

Конечно, Арктика действительно требует повышенного внимания и стратегических возможностей Брюсселя. Сложность внутриполитических повесток в странах ЕС и собственные односторонние интересы стран-членов ЕС в Арктике не облегчат координацию арктической политики Евросоюза. Вероятно, поэтому в документе не содержится (случайно или намеренно) общего определения того, что же собой представляет Арктика. ЕС вполне может поднимать свои стратегические ставки в Арктике и хорошо знать, где его интересы страдают или вообще находятся под угрозой, но мобилизация конкурирующих арктических интересов изнутри европейского арктического института — это совсем другая, и сложная задача.

Сам документ хорошо продуман, и в нем говорится о геополитической конкуренции в Арктике с точки зрения «возможной напряженности» и активизации деятельности, которая «вероятно» может угрожать интересам ЕС. По сути, Коммюнике позиционирует ЕС для расширения своего участия в целях обеспечения существования «мирной, устойчивой и процветающий» Арктики. Эта позиция, несомненно, приветствуется, поскольку эти три ценности сегодня широко разделяются всеми заинтересованными сторонами в Арктике. Евросоюз мастерски избежал предложений о создании какого-либо нового органа или международной правовой архитектуры для арктической зоны. Предыдущие резолюции Европарламента сигнализировали о намерении Брюсселя продвигать «Арктический договор», подобный Договору об Антарктике, применимый как минимум к центральной части Северного Ледовитого океана. Но пока эта идея осталась на бумаге. Брюссель хорошо знает, где он реально стоит с точки зрения вопросов управления Арктикой

По иронии судьбы, видение ЕС «усиленного» взаимодействия может нарушить в целом «мирную» жизнь в арктической зоне. Москва, крупнейший участник Арктики по географическому признаку, всегда испытывала серьезные подозрения, когда дело доходило до «северного продвижения» Брюсселя. С 2013 года ЕС находится в подвешенном состоянии в Арктическом совете. В течение почти десяти лет ЕС разрешалось «наблюдать» за работой Арктического совета, не получая при этом никакого признания официальных прав и статуса наблюдателя. Эта ситуация является одновременно и политическим сигналом для ЕС к тому, чтобы Евросоюз признал право доминирования Арктического совета, и признанием того факта, что внутри самого Совета существуют серьезные разногласия по вопросу о принятии в «арктический клуб» новых членов.

Существует также некоторое несоответствие между изложенным в коммюнике видением «устойчивой и процветающей» Арктики и реалиями региона, в особенности касающихся продвижения запретов на разработку здесь различных ресурсов. Этот призыв ЕС к действию, хотя и не является политической позицией как таковой, подчеркивает необходимость для ЕС «работать с партнерами над многосторонним юридическим обязательством по недопущению дальнейшего развития разработки арктических запасов углеводородов… или торговли такими углеводородами». Страны арктического побережья в большинстве своем являются производителями и экспортерами энергии. Норвегия и Канада недавно дали зеленый свет на дополнительные проекты по разведке и разработке георесурсов в своих арктических зонах. Новые мега-проекты по производству сжиженного природного газа (СПГ) в российской Арктике не только имеют долгосрочные контракты с клиентами из ЕС (Ямал СПГ поставляет сжиженный газ в Бельгию, Испанию, Нидерланды и Францию), но государства ЕС (в частности, Италия и Франция) также владеют существенными долями собственности в российских энергетических предприятиях в Арктике. Большая часть социально-экономической структуры Арктики зависит от добычи ресурсов. Таким образом, любой «запрет» на разработку углеводородов в Арктике или участие в сделках в этом секторе вызывает большое недоумение — как это может работать на практике? Ведь на нет может быть сведено ни много ни мало, но собственно экономическое процветание Арктики.

Действительно, «стабильность» и «устойчивость» являются общим интересом для всей Арктики. Стабильная экономика, построенная на политике устойчивого освоения ресурсов, теперь стала обычным явлением в арктическом планировании — от Вашингтона до Москвы, во всем сообществе арктических государств. Технологические инновации в Арктике находятся на подъеме. Развитие технологий, а также адаптация к «зеленой экономике» происходит по всему арктическому театру. Водород постепенно все шире используется в качестве топлива для арктических судов, а крупные транспортные корабли переходят с дизель-электрических двигателей на работу на СПГ. Конечно, есть много возможностей для дальнейшего улучшения, но уже в настоящее время именно Арктика становится локомотивом в использовании новых технологий, которые кардинально сокращают углеродный след от человеческой деятельности.

Политика в Коммюнике начинается с утверждения Евросоюза о том, что «полномасштабное участие ЕС в арктических программах является геополитической необходимостью». Однако это утверждение порождает и вопрос: знает ли ЕС, чего он хочет в Арктике? Он руководствуется интересом к «присутствию», подчеркиванию лидерства в Европе и своего понимания морального долга Евросоюза? То есть, в конечном счете, его интерес больше связан с политическим влиянием, то есть политикой? Именно ради этого происходят сложные танцы внутри ЕС с попытками примирить разновекторные интересы его членов?

Однако многое в заявленных амбициях ЕС в отношении Арктики в значительной степени расходится с социально-экономическими интересами и интересами развития союза, геополитическими реалиями и грандиозными планами самих арктических государств.

Несомненно, ЕС находится в Арктике.Но никто не стал ближе к пониманию того, зачем?

_______________________________________________________________________________

Доктор Элизабет Бьюкенен — преподаватель мировой стратегии в институте Дикина в Австралийском военном колледже, научный сотрудник Института современной войны в Вест-Пойнте (США).
источник
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Доигрались! Север Украины в полном блэкауте! Украина открывает границы для мигрантов из Бангладеш и Индии, одновременно запрещает русский язык
ВСУ нанесли удар дронами по казахстанской трубе! Зеленский пообещал Трампу нанести удар по экономике Китая через удары по российскому газу
Почему Трамп так неудобно посадил просроченного Зеленского на встрече! На фронте объявлено локальное перемирие! ЕС просыпается в холодном поту от встречи Трампа с Зеленским
Почему Трамп выбрал Будапешт! Из-за чего Трамп повышал на Зеленского голос. Теперь просроченному придется звонить и унижаться перед Орбаном
Намечается новый скандал Зеленского в Белом доме! Удивление просроченного президента после разговора Трампа с Путиным
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин