
Авиация Воздушно-космических сил РФ уже не может пролетать над турецкой территорией
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отказался поддерживать российские планы по урегулированию ситуации в Идлибе. При этом, как сообщает информационно-аналитический портал free-news.su, Турция закрыла для России свое воздушное пространство. Пока это касается военных самолетов, которые ранее транзитом через эту страну летали на базу Воздушно-космических сил (ВКС) РФ Хмеймим в Сирии.
Портал сообщает, что в последние дни Анкара запретила пролет военно-транспортному самолету Ту-154 ВКС РФ и двум бомбардировщикам Су-24М над своей территорий. Также не разрешен вход в воздушное пространство самолету Росгвардии. В связи с этим самолетам пришлось менять маршрут, выполняя перелет над Каспийском морем и территориями Ирана и Ирака. Запрет на пролет российских военных самолетов над своей территорий Анкара ввела после неудачных переговоров в Москве по урегулированию ситуации в Идлибе.
Впрочем, как заявил глава турецкого МИДа Мевлют Чавушоглу, переговоры на уровне глав двух стран могут быть продолжены в начале марта. По его словам, «сейчас российская и турецкая стороны обсуждают возможность совместного патрулирования в Идлибе». Обсуждаются, видимо, под негласным нажимом Анкары, связанным с запретом пролета российских военных самолетов через территорию Турции в Сирию.
Военный эксперт капитан 1 ранга Сергей Ищенко еще неделю назад предсказывал решение Анкары повлиять на «функционирование российских военных баз в Хмеймиме и Тартусе». Тогда он предположил, что Турция может запретить пролет российских военных самолетов через свою территорию.
Более того, эксперт не исключил транспортную блокаду: «Стоит только туркам хотя бы на время перекрыть для наших кораблей и судов черноморскую проливную зону, разом нарушится бесперебойность работы знаменитого «Сирийского экспресса» (регулярных переходов десантных и транспортный кораблей по доставке военных грузов в Сирию. – «НГ»)».
«Согласно Конвенции Монтре, турки не имеют права перекрывать проливы, – отмечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. – Это возможно только в случае, если началась война между Россией и Турцией. Такая война – в теории – не исключена, но тогда обсуждать ситуацию с проливами будут в последнюю очередь».
Так что проблемы для прохода кораблей и судов, которые снабжают российскую группировку в Сирии, исключать нельзя. Абсолютное большинство грузов (более 90% – боеприпасы, боевая техника, продовольствие, ГСМ и т.п.) из России в Сирию сейчас доставляется именно этим путем, по морю, – на сухогрузах, транспортных судах и больших десантных кораблях. Так снабжается не только российская военная группировка, но и сирийские правительственные силы, против которых Эрдоган собирается воевать в Идлибе.
В минувшую среду Эрдоган потребовал от Дамаска незамедлительно прекратить военную операцию на северо-западе страны. Анкара также отвергает план Москвы по ограничению турецкого военного присутствия (наблюдательных пунктов) на территории, занятой войсками президента Сирии Башара Асада, и готова опять их оккупировать. По данным турецких СМИ, в Идлибской зоне деэскалации (ЗД) сконцентрировано «свыше 12 тыс. турецких военнослужащих и нескольких сотен единиц бронетехники, реактивных систем залпового огня и самоходных артиллерийских установок». С учетом авиации это значительные силы, которые вместе с многочисленными оппозиционными протурецкими отрядами боевиков смогут противостоять сирийской армии, а значит, и российским военнослужащим, которые помогают Асаду в Идлибе.
«Попытка сломать воздушное снабжение российской военной группировки в Сирии говорит о том, что Анкара уже не рассматривает Москву как своего партнера по Астанинскому процессу», – сказал «НГ» военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. По его мнению, «запрещение пролета военных самолетов ВКС РФ над территорией Турцией делает их маршрут в Сирию почти в два раза длиннее. Это потребует дополнительных затрат на горюче-смазочные материалы (ГСМ), а также увеличит расходы на эксплуатацию авиационной техники». В условиях дефицита военно-транспортных самолетов и замедления процесса их обновления, дефицита военного бюджета и ограниченного планирования на 2020 год расходов на ГСМ это является определенной проблемой для Российской армии и для решения ею поставленных задач в Сирии, считает эксперт.
источник