Демонстративное сожжение неугодных книг в городе Киеве, не менее демонстративный «факельцуг» по главным одесским улицам, не говоря уже об откровенно нацистской символике (типа «вольфсангель») на шевронах киевских карательных войск — это уже не просто проявление неонацистских настроений на Украине, а нечто существенно большее. Это предъявление нацизма обществу, что называется, в голом виде, не просто как отвлеченной политической философии, находящей оправдание в неких туманных обстоятельствах, но в форме его конкретно-исторической атрибутики и обрядности.
Книги — тоже, разумеется, неправильные — едва ли не впервые в истории человечества публично и в массовом порядке стали сжигать на кострах именно в гитлеровском Третьем рейхе. Там же особым успехом у нацистов пользовались факельные шествия с абсолютно уместным, с их точки зрения, устрашающим «дизайном». И надо быть очень наивным человеком, чтобы думать, что у нынешних организаторов подобных забав просто так все случайно совпало.
Нет, это именно новая стадия предъявления нацизма как уже официальной, более не нуждающейся в экивоках и окончательно переставшей стесняться государственной идеологии. Населению таким образом послан четкий знак — нацизм отныне не позор и проклятие, а предмет гордости истинного патриота. И украшать себя его символикой просто-таки счастье. А на все, что по этому поводу говорили раньше, наплевать и забыть, потому что именно Третий рейх был освободителем Украины и никто иной, как фюрер Адольф Гитлер, принес украинцам свободу.
Так что вслед за предъявлением атрибутики нацизма в полный рост довольно скоро может наступить и следующий логический этап — массового сноса всех антинацистских напоминаний. А они, между прочим, на Украине стоят в каждом селе — в виде памятников и надгробий советским солдатам. А потом и их замены «идеологически выдержанными» монументами — например, в честь того же «освободителя» Адольфа Гитлера. Похоже, как раз сейчас под это дело хотят освободить площадки в той же Одессе — там, где пока стоят памятники Александру Пушкину и Екатерине Великой. Кстати, Гитлер на Екатерининской площади однажды уже стоял — при фашистах. Так что все возвращается на круги своя.
Логика здесь железная: коль скоро нацистская символика и атрибутика становятся предметом официального культа, следовательно, поклонение распространяется и на содержательную сторону этого явления — то есть на сам гитлеровский режим во всех его проявлениях. Да, конечно, происходить это будет не сразу, а пошагово. Но тем не менее — против логики не попрешь. И признавая одно, рано или поздно придется согласиться и с другим. Те же «факельцуги» в Германии проводились ведь не просто так, а были эффективным средством устрашения инакомыслящих на раннем этапе гитлеризма. Потом на их место пришли концлагеря, когда уже подготовленная «общественность» убедилась, что одних огненных дефиле недостаточно, чтобы добиться полного единомыслия. Впрочем, говорят, что концлагеря на Украине уже строятся.
Вот и Филатов, который замколомойского (это не ошибка, это у него должность такая специфическая), уже прозрачно намекает, что мусорных ящиков для «люстрации врагов нации» недостаточно, пришло время подумать о виселицах. Вот так. От мусорников к виселицам, от факельцугов к крематориям. Не все сразу, но движение явно в том направлении.
Однако нынешние акты прямого нацистского действия вызывают и другие вопросы. В частности, о мере предрасположенности современного общества, в том числе украинского, к их восприятию.
Взять, например, то же сожжение книг. Неважно даже каких. Конечно, в любые времена нетрудно было найти категорию граждан, которая книжек отродясь не читала и оттого не испытывала никакого морального дискомфорта при виде горящих книжных страниц. Кстати, именно из таких обалдуев немецкие нацисты и набирали преимущественно свою гвардию — Гитлер любил повторять, что ему нужны люди с крепкими кулаками, а не очкастые умники.
Но во времена Гитлера книга была едва ли не единственным средством хранения достижений человеческого разума. И книги, за исключением наиболее дебильных нацистов, читали практически все. И тот же Гитлер, чего греха таить, написал-таки одну книжку — «Моя борьба» называется. И поэтому, когда его коричневые штурмовики начали жечь книги, это было воспринято в мире как чудовищное злодейство, как надругательство над самими основами человеческой культуры и цивилизации. Отчасти поэтому нацистов так возненавидел весь мир. То есть для основной массы людей того времени сожжение книг было неприемлемо в принципе.
А как обстоит дело сейчас? Станет ли точно такое же мероприятие, устроенное киевскими нацистами, столь же резонансным? Да никогда в жизни! Потому что люди в своей основной массе перестали читать книги. Многие уже даже не понимают, что с этими бумажными кирпичами, собственно, делать. Дрогнет ли у такого персонажа душа при виде книги, летящей в огонь? Очень сомневаюсь. Вот если бы туда бросили кучу айфонов — другое дело. У всех бы глаза на лоб полезли от такого вопиющего кощунства.
Но ведь айфон, даже если он гнется и продается под шестым номером, это совсем не книга, а скорее даже анти-книга. Потому что айфон, как и любой другой интернет-прибамбас, — это только банальный коммуникатор. Средство общения и ничего больше. А что в это общение вкладывать, чем его наполнять, если книги — кладезь познания и обитель человеческой мысли — перестали читать?
Наблюдал на днях одну примечательную сцену. К скамейке на детской площадке подошли два подростка — девочка и мальчик лет четырнадцати. У нее скейтборд, у него — самокат. Такие все из себя современные, симпатичные, модные. Сели на скамейку и тут же, причем совершенно синхронно, достали свои смартфоны. Следующие полчаса на этой скамейке была полная тишина. Мальчик стучал пальчиком по смартфону — видимо, сражался с каким-то виртуальным агрессором. А девочка, судя по наушникам, слушала музыку. В течение этого получаса они не сказали друг другу ни одного слова. Ни одного! Потом дружно встали, спрятали смартфоны и пошли себе дальше. Мне почему-то показалось, что если б у них эти телефончики отобрали, они бы все равно не проронили ни слова. Им не о чем говорить друг с другом. Потенциал человеческого общения — ноль.
Но клавиатура компьютера живого человека не заменит. Коммуникатор книгу — тем более. А книги они теперь не читают. И думать, соответственно, не обучены. Не говоря уже о способности вслух излагать свои мысли. Вот и молчат, изображая бурную деятельность, тыча пальчиками в кнопки айфонов и выбивая из них что-нибудь конгениальное, типа: «А у Машки отпадный прикид!»
Так что книги нынче летят в огонь в обстановке всеобщего безразличия. Никому до них нет никакого дела. Заложенная в них человеческая мысль стала неподъемной и непостижимой для современных кнопкодавцев. Потому они легко с ней расстаются. Как сказал поэт, «не повернув головы качан, и чувств никаких не изведав…». Бездумность как всеобщий стандарт становится гламурной и общеобязательной.
Германские нацисты о такой супермассовой аудитории для своей пропаганды даже мечтать не могли. Им ведь еще пришлось приложить немало сил, чтобы как следует оболванить в общем-то образованный и культурный немецкий народ. Тут же вообще ничего делать не надо. Все уже сделано. А ведь нацизм как самая примитивная общественная идеология лучше всего прививается именно в тупых головах. Именно деградация общества становится его питательной средой.
И я, честно говоря, не знаю, кто ему будет противостоять в современных условиях. Поколение айфонов уж точно не станет. Оттого и наглеют нынешние нацистские поводыри, приходя в полный восторг от бесчисленного стада баранов, которое их окружает. И которому можно впарить все, что угодно, — от костров с книгами до массового сожжения людей. Да еще и поставить такого продвинутого пользователя истопником у печи крематория в концлагере. Только обязательно с айфоном, а то заскучает.
источник