Шароварная дипломатия, как она есть

Шароварная дипломатия, как она есть


Дипломатия есть искусство обуздывать силу (Генри Киссинджер)

Когда человек бездумно взаимодействует с окружающей средой, его тело неизменно отреагирует болезнью или нарушением каких-либо функций. Так и с государством – лишенный всякой логики курс внешней политики неизменно приводит к внутренним «болезням» и проблемам. Что мы, собственно, можем сегодня наблюдать в Украине: бесконечная война, потеря части территории, инфляция, обнищание населения, деиндустриализация, сужение прав и свобод граждан, «махновщина» под флагами «патриотизма». Список можно продолжать еще очень долго.

Похоже, что власти, вот уже четыре года скармливающие народу дипломатическую мифологию, сами поверили в свое детище – в искаженную реальность международных отношений: весь мир делится на абсолютное добро (Запад) и вселенское зло (Россия).

В этом виртуальном мире, что существует лишь в воображении украинской «элиты» и её пропагандистов, есть только: «наши большие друзья» - желающие нам исключительно добра и процветания, и «кляті вороги» - стремящиеся понаделать нам всяких - разных пакостей.

И вот именно такой шароварный подход к дипломатии породил и, даже сомневаться не приходится - станет причиной еще множества проблем в стране.

А за примерами далеко ходить не надо. Пожалуй, самый запущенный случай – это танцы с бубном вокруг российского проекта «Северный поток - 2». Десятилетиями игнорируя необходимость создания трехстороннего консорциума по управлению украинской ГТС, имея все шансы потерять транзит газа в Европу, украинские власти теперь уповают на «жесткую позицию США», которые должны (в понимании нашей «элиты») наложить санкции на европейские компании, участвующие в строительстве, и помножить на ноль это «оружие Путина против стран свободного мира».

Хочется спросить всех этих – стоящих в коленопреклонённой позе перед белоголовым американским орлом: надо понимать, что американский СПГ, что будет поставляться в Европу (очевидно, в Украину - бесплатно), станет «орудием добра» и гарантией нашей энергетической независимости?

Тогда, почему Турция (тоже, временами – «наш большой друг») не хочет пропускать американские танкеры с газом через Босфор? Почему Германия (несомненно – «большой друг Украины») является главным лоббистом «Северного потока - 2» в Европе? Почему пять европейских компаний (швейцарская Nord Stream 2 AG, австрийская OMV, британо-нидерландская Royal Dutch Shell и немецкие Uniper и Wintershall) уже вложили в этот проект 4,75 млрд. евро? И это только прямые инвестиции, составляющие половину (!) оценочной стоимости газопровода!

Впрочем, уверовавшие в эффективность шароварной внешней политики сторонники догмата «Весь мир с нами!» и адепты мифической междупланетной проукраинской коалиции, в последнее время только и делают, что недоумевают: почему западный бизнес недоволен санкциями против России, почему весь мир не бойкотирует «ЧМ - 2018» в Росси и, наконец – почему Трамп говорит о коррупции в Украине и встречается с Путиным?

Кроме банального «Це зрада!» (ну, или – «Путин всех купил!») шароварная дипломатия не способна дать адекватный ответ. Потому, что она существует вне реального мира, за скобками реальной европейской дипломатии.

Система международных отношений в сегодняшней Европе – прямая наследница Вестфальского мира, положившего конец кровопролитной Тридцатилетней войне (1618 - 1648). Европейский миропорядок неоднократно подвергался корректировке, как правило после военных потрясений: на Венском конгрессе (1814 - 1815), в Версале в 1919, на Потсдамской мирной конференции в 1945 году, в период холодной войны и в ходе заключения Маастрихтского договора (1992), юридически закрепившего создание Европейского Союза.

Но каждый раз, основополагающие принципы взаимодействия и сосуществования государств, принятые в Вестфалии, оставались незыблемыми: примат национальных интересов, баланс сил, равенство прав и суверенитетов государств, принцип действия международного права и применение дипломатии – все то, что и называется системой равновесия сил.

Увы, несмотря на кажущуюся универсальность данных принципов, они не несут в себе элемент гарантии постоянной стабильности и мира. В своей книге «Дипломатия» Генри Киссинджер задается вполне резонными вопросами, актуальными, как и почти четыре столетия назад: «Как далеко следует идти, чтобы считать интересы государства обеспеченными в достаточной мере? Сколько требуется войн, чтобы достичь безопасности? … Будет ли сохранение системы международных отношений происходить согласно продуманному плану или оно сложится в результате серии силовых испытаний?»

На эти вопросы как не было, так и нет однозначного ответа.

Политическая карта Европы постоянно менялась в прошлом. В 1871 году, в результате Франко-Прусской воны Франция лишилась Силезии и Лотарингии, а в 1923 году французские войска оккупировали Рурскую область. Почти столетие назад Италия требовала «трофеи» за участие в Первой мировой войне на стороне Антанты – Южный Тироль и Далматинское побережье. В 1945 году союзники по Антигитлеровской коалиции расширили западные территории Польши за счет Германии. В 1990 году – немецкое воссоединение (Deutsche Wiedervereinigung). В 1991 году распался СССР. С 1991 по 2008 годы Европа «перекрасила» Югославию в лоскутное одеяло суверенитетов. Наконец, в 2014 году Россия аннексировала Крым.

Существует ли гарантия, что подобное не повторится в будущем? Очевидно – нет. Разве есть твердая уверенность в том, что претензии националистических кругов в Венгрии и Польше на определенные территории в Украине, не станут (в будущем) доминантой национальных интересов этих государств? Ответ очевиден – нет. Существует ли вероятность того, что Донбасс, так или иначе, перестанет быть частью Украины? Да, несомненно.

Европейская, как впрочем - и вся международная арена, на любом историческом этапе никогда не была «хорошей» или «плохой». Миропорядок всегда пребывал в «естественном состоянии»: как результат войн и последующей ревизии сфер влияния, различных договоров, создания и краха коалиций и блоков, интеграционных и центробежных процессов – где каждое государство ставило свои национальные интересы превыше всего.

Почитайте Збигнева Бжезинского. Он вполне однозначно утверждает: Украина входит в зону геополитических интересов, прежде всего – Франции и Германии. В то же время, Европейская часть Евразии – зона жизненно важных интересов США. Это хорошо или плохо? Нет, это – объективная реальность, следствие всех, предыдущих исторических процессов. Это «естественно». Как и то, что в зону внешнеполитических интересов России также входит Украина – как часть Восточной Европы.

Будут ли эти интересы сталкиваться в будущем? Будут ли эти столкновения преследовать корыстные цели, а не интересы Украины? Конечно! Тем более, в мире, где многополярность приходит на смену периоду претензий США на единоличное доминирование, где процессы глобализации экономики оказывают все большее влияние на дипломатию, а международные отношения, как писал Трамп в своей книге «Былое величие Америки» – представляют собой «систему сделок».

К сожалению, шароварная дипломатия не способна понять сути естественных вещей, проблем и вопросов. Она не способна обуздать силу окружающего миропорядка. Здесь все просто – на уровне примитивных лозунгов: «Україна – це Європа!», «Крим – це Україна!», «Весь мир с нами!», «Заграница нам поможет!»

Вместо прагматичной дипломатии, вместо стремления к постоянной выгоде - исходя из своего геополитического положения: между Европой и Россией, между Балтией и Черноморским регионом… В конце концов, согласитесь – игра на противоречиях Запада и Востока, хороший, добротный дипломатический и экономический «шантаж» и «тех», и «других», сделки ради собственной выгоды – это лучше, чем еженедельное «Остаточне прощавай!» и сдача страны оптом и в розницу за стеклянные бусы и дружеское похлопывание по плечу белым господином.

Неверная дипломатия вызывает хвори в организме государства. А утрата монополии на разумное определение и последовательное отстаивание своих собственных национальных интересов в мире – когда маркером результата дипломатических усилий является не приумноженное богатство страны и её авторитет, а количество канадских депутатов в вышиванках, может сделать эту хворь неизлечимой.

Украине еще не поздно прописать разумный внешнеполитический «режим» и дипломатическую «диету», основанную на прагматизме. Но, только не при этой власти.

АЛЕКСЕЙ КУРАКИН
источник
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Доигрались! Север Украины в полном блэкауте! Украина открывает границы для мигрантов из Бангладеш и Индии, одновременно запрещает русский язык
ВСУ нанесли удар дронами по казахстанской трубе! Зеленский пообещал Трампу нанести удар по экономике Китая через удары по российскому газу
Почему Трамп так неудобно посадил просроченного Зеленского на встрече! На фронте объявлено локальное перемирие! ЕС просыпается в холодном поту от встречи Трампа с Зеленским
Почему Трамп выбрал Будапешт! Из-за чего Трамп повышал на Зеленского голос. Теперь просроченному придется звонить и унижаться перед Орбаном
Намечается новый скандал Зеленского в Белом доме! Удивление просроченного президента после разговора Трампа с Путиным
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин