
Однако главной темой споров и дебатов сегодня является место США в постоянно меняющейся геополитической обстановке. Сумеет ли Америка сохранить за собой статус сверхдержавы или, погрязнув в никчемных войнах, полностью растеряет свой потенциал?! И здесь мнения аналитиков, как правило, диаметрально противоположны. К примеру, бывший госсекретарь США Кондолиза Райс считает, что нынешнее руководство страны должно только усилить свою агрессивную политику и продолжать настойчиво навязывать свое мнение всему миру. И чем громче, тем лучше, поскольку, по мнению Райс, когда Вашингтон говорит тихо и ведет себя корректно, его не слышат. Правда, при более конкретном рассмотрении этого демарша видно, что выпад направлен в основном лично на персону Барака Обамы. Оппозиция нынешней президентской власти своей критикой старается добить и без того еле стоящего на ногах главу страны. Нападки на него, особенно в том, что касается внешней политики, становятся в Америке почти признаком хорошего тона. Не укусил Обаму за все его многочисленные просчеты и промахи разве что ленивый. Причем недовольство все чаще обнаруживается и среди бывших союзников президента или лиц из близкого окружения. К примеру, со стороны бывшего госсекретаря, и наиболее сильного игрока будущей предвыборной кампании, госпожи Клинтон или военных экс-министров обамовского правительства Роберта Гейтса и Леона Панетту, которые наперебой обвиняют своего бывшего патрона в слабости и нерешительности на всех фронтах. Высокопоставленным критикам, кстати, вторят и простые граждане. Так по результатам нескольких социологических опросов обыватель настроен крайне негативно практически ко всему, что предлагает Обама, считая при этом, что самым слабым звеном в его деятельности является именно внешняя политика. Лишь 37% считают, что США еще могут удержать лидирующие позиции на мировой арене, остальные же полагают, что титул «сверхдержавы» страной утерян. И опять же только благодаря 44-му президенту. Еще одним ударом для Обамы стал и оглушительный провал его родной Демократической партии на промежуточных парламентских выборах. Республиканцы практически отвоевали себе не только доминирующее количество кресел в Конгрессе и обеих палатах Сената, но и «взяли» под контроль несколько штатов, до этого традиционно придерживавшихся демократических позиций.
Из всего этого следует, что характер и градус предвыборной кампании образца 2016-го года будет то, насколько кандидат в президентское кресло будет отличаться от Обамы. Последователь дела чернокожего лидера шансов на Белый дом практически не имеет. Либо ему придется слишком сильно постараться в убеждении электората, что он быстро и без потерь сможет исправить всё, навороченное своим предшественником. Однако пока реальных кандидатов на такой подвиг среди тех, кто планирует ввязаться в драку за место в американской истории, нет. Ни Хилари Клинтон, ни недавно объявившийся представитель другого «президентского» клана — Джет Буш, на это не способны. Мало бравировать понятием, что Америка была, есть и останется «супердержавой и хозяином мира», необходимо хоть что-то для этого делать, а четких планов, как реабилитировать страну в глазах всего мира, пока никто из кандидатов предложить не может.

Есть и еще один вариант развития событий, по которому потенциальный претендент на лидерство может использовать уже накопленную Обамой базу и сделать акцент на доведение его благих намерений до логического завершения. Однако здесь вся загвоздка в том, что все дела сегодняшнего президента США слишком парадоксальны, чтобы оправдать ставку на них. Строя свою внешнюю политику Обама ориентировался не на реалии, а на некий одному ему понятный курс. К примеру, в отношении Европы, главной ошибкой стало то, что правительства стран Старого света, изначально воспринимаемые Вашингтоном, как «карманные», внезапно стали выходить из под контроля. Особенно в отношении усиленно проводимой США антироссийской политики. Для Белого дома оказалось чуть ли не шоком то, что у Европы, оказывается, может быть свое мнение, в корне противоречащее американскому, и какие-то еще личные интересы. А не только обслуживание интересов США. Только удалось Обаме сплотить Запад на платформе новой «Холодной войны», как союзники стали сдавать назад, осознав, что ссориться с Россией не выгодно, поскольку в случае чего помощи из-за океана им ждать не придется. Восстановление европейской поддержки и консолидация с партнерами по НАТО не с позиции хозяина, а на паритетных основах, еще один козырь, на который может сделать ставку один из кандидатов на будущих президентских выборах.
Провозглашенная Штатами победа в «Холодной войне» и объявление однополярного мира с центром в их лице, так «на ура» прошедшие на начале нулевых, не получили разумного продолжения. Иллюзия, державшаяся еще какое-то время при Буше-младшем, рухнула на втором сроке Обамы. Кризисы, подтачивающие этого «колосса на глиняных ногах», шли один за другим и Вашингтон, латая дыры в бюджете или своем политическом реноме, попросту не знал, что делать дальше и как сохранить свое лидерство. Лихорадочные войны на Ближнем Востоке или субсидирование нацистских движений в Восточной Европе тоже не добавили США баллов. По сути, Америка сделала ставку на общемировой хаос, надеясь в общей неразберихе снять свои сливки. Но не получилось. То, на что надеялись кукловоды нынешней американской власти, полагающие, что Обама, не имевший практического политического опыта и избавленный от гнета предрассудков «старых политиков» не приведет к рецидиву «Холодной войны», тоже не оправдалось. Результат оказался прямо противоположный тому, к чему стремился Белый дом. А именно — снятию России с политических счетов. Москва же наоборот, неожиданно для Вашингтона, вышла на первые позиции в мировом геополитическом пространстве. Круг замкнулся и из него Штатам необходимо срочно искать выход. Теперь, чтобы окончательно не скатиться в аутсайдеры, Америке необходимо не наращивать противостояние, а постараться договориться с «русским медведем», пока он не подмял её под себя. И это еще один аспект, на который будут ставить оппоненты Обамы в борьбе за власть.

Есть, кроме всего прочего, и еще одна плоскость, на которой будет решаться – кто станет следующим президентом США. Внутренняя политика. Можно с уверенностью сказать, что Соединенные Штаты серьезно просчитались, забросив все внутренние проблемы и увлекшись решением вопросов общемирового масштаба. Все-таки президента выбирает народ, а не политические союзники из-за рубежа. Простые американцы устали от того, что их лидер больше заботится о глобальном влиянии страны на международной арене, а не тем, что окажется в их тарелках на ужин, размере пенсии, или доступности медицинской страховки. Однако, учитывая особенности избирательного права в США, когда финальную точку ставят не голоса электората, а мнение последней инстанции, коллегии выборщиков, мнение народа учитывается скорее лишь номинально. Поэтому серьезной игры на этом поле не ожидается. Глас плебса важен, но не настолько, чтобы его учитывать.
источник