
В канун вступления Афганистана в ШОС в июле этого года силовой блок России констатировал провал 13-летней миссии ISAF по борьбе с терроризмом и наркотрафиком. По данным ФСКН, за время операции США «Несокрушимая свобода» производство наркотиков увеличилось в 40 раз, а 30 % афганских военных и полицейских оказались интегрированы в наркобизнес. По замечанию Минобороны РФ, Международные силы содействия безопасности/ISAF не выполнили задачи, которые официально декларировались США после терактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Вместо победы над Талибаном, в Афганистане возник новый очаг пришлого терроризма – «Исламское государство», которое грозит осложнить 40-летнюю гражданскую войну ещё одним фронтом террористической войны между ИГИЛ и талибами. На этом фоне за вступление в ШОС Афганистан агитируют сами центрально-азиатские страны, опасаясь экспорта терроризма на свою территорию, а сам Кабул ищет помощи в Тегеране.
Американский заказ на ИГ
«Исламское государство» заявило о себе в Афганистане 18 апреля терактами в Джелалабаде, в результате которых погибли 33 человека и более 100 получили ранения. И уже на следующий день объявили «джихад» «Талибану», назвав его легендарного основателя муллу Мохаммада Омара «неграмотным полевым командиром», который «не заслуживает доверия». В ответ талибы ориентировали ежегодное «весеннее наступление» не только против «иностранных оккупантов» и «чиновников из марионеточного правительства», но и против ИГ, с целью «не дать поднять его флаг над Афганистаном».
Афганские власти рост терроризма, как и рост наркотрафика в стране, связывают с деятельностью американских спецслужб. Советник президента Афганистана по национальной безопасности Хоммар Ханиф Атмар считает, что терроризм – это государственная политика США: «Он не может быть побеждён до тех пор, пока США спонсируют террористов». Глава регионального управления МВД Гильменда Наби Жан Муллахил определил, зачем иностранные спецслужбы создали ИГ в Афганистане: «для поддержания нужного градуса напряжённости, а также противодействия мирным переговорам между афганским правительством и талибами».
Афгано-иранский союз вопреки США
Обвинения в адрес США со стороны афганских властей прозвучали одновременно с заявлением военного командования ИРИ. Начальник иранского Генштаба Хасан Фирузабади сообщил, что США в Ираке и Сирии снабжают боевиков ИГ оружием и продовольствием и с этой целью совершают регулярные рейсы в подконтрольные им аэропорты, а затем «извиняются и говорят, что сделали это по ошибке». По данным ИРИ, под операцию против ИГ США маскируют «рекогносцировочные и разведывательные операции». Вот почему более чем за полгода борьбы с ИГ его территория сократилась всего лишь на 1 %, а продвижение ИГ в Сирии в сторону Дамаска так и не было остановлено.
Афгано-иранский консенсус в отношении ИГ стал лучшей демонстрацией доверия друг к другу после того, как США на протяжении всей миссии ISAFнеоднократно срывали контакты Кабула и Тегерана. Однако теперь, несмотря на продление мандата США в Афганистане и поддержку Кабулом саудитов в Йемене, Афганистан и Иран будут сотрудничать в борьбе с терроризмом и наркотрафиком. Ведь на региональном уровне Иран – самый надёжный союзник в этой борьбе. На долю ИРИ приходится 80 % изъятых в мире опиатов, а его элитные подразделения – Корпус стражей исламской революции – сегодня признаны экспертами единственной силой, способной остановить ИГ на Ближнем Востоке.
На пути в ШОС
По другую сторону афганской дуги – соседи Афганистана по Центральной Азии, интегрированные в ШОС и ОДКБ, гарантом безопасности которых выступает Россия. Россия уже укрепляет военный потенциал на южных рубежах Таджикистана и Киргизии, а скопление от пяти до семи тысяч террористов на афгано-туркменском приграничье квалифицирует как «повышенную угрозу». Контроль над 80 % территории афганской провинции Фарьяб боевиками из «Талибана», «Исламского государства» и присягнувшего ему на верность «Исламского движения Узбекистана» создаёт здесь опасный фарватер для антииранского манёвра ИГ. В перспективе потенциальный прорыв к Каспию через Туркмению позволит взять Иран в «клещи» и навязать ему истощительную борьбу на несколько фронтов. Вот почему Туркменистан рассчитывает воспользоваться расширением ШОС, чтобы сагитировать Афганистан на постоянное членство.
Однако Россия подчёркивает, что вступление Афганистана в ШОС не означает подмены там миссии ISAF, продлённой до 2017 года. ШОС может повысить эффективность борьбы с терроризмом и наркотрафиком, а также способствовать оздоровлению афганской экономики. Восстановление же Афганистана должно идти под руководством самих афганцев при координирующей роли ООН, что противоречит тактике США. США выгодно держать Афганистан в «чёрном теле» наркопритона и террористического полигона. Это позволяет им продлевать свою афганскую миссию бесконечно долго, чтобы обеспечить свою монополию на владение этой «сторожевой башней», которая обеспечивает прослушку от Карачи до Астрахани.
источник