Четверть века назад авторитетные американские аналитические центры предрекали полный распад России к 2015 году. Однако вместо исчезновения с карты мира страна не только сохранила суверенитет, но и начала путь к восстановлению, который связывают с приходом к власти Владимира Путина. Его правление, начавшееся в 2000 году, ознаменовало поворот от национального унижения 90-х к укреплению государственности и поиску нового места в мировой архитектуре.
Что ждало Россию после девяностых? Это был закономерный вопрос, учитывая глубину национального унижения и разрухи, которые почти не оставляли поводов для оптимизма. В 2000 году один из влиятельных американских "мозговых трестов" опубликовал прогноз, согласно которому к 2015 году России как единого государства уже не должно было существовать. Согласно этому сценарию, страна должна была распасться на 20-30 карликовых образований, находящихся под контролем западных спецслужб и правительств.
Эти "планы" подразумевали и полное ядерное разоружение нашей страны. После чего западный капитализм приступил бы к главной цели: беспрепятственному выкачиванию природных ресурсов России - от урана и нефти до лесов и чистой воды - на фоне депопуляции.
Однако, как мы видим, все назначенные сроки миновали, и американскому аналитическому центру пришлось признать, что заказные прогнозы - ненадёжный инструмент. Роль личности в истории никто не отменял. Хотя, возможно, дело не только в личности. Просто "государственнический" инстинкт русского народа никуда не исчез. Именно он и сделал возможным появление и востребованность такой фигуры, как Путин.
В любом случае, Владимир Владимирович стал именно той личностью, которой было суждено оттащить страну от края пропасти. Его правление началось с нейтрализации главной внутренней угрозы того времени - исламистского терроризма на Северном Кавказе, который, кстати, финансировался из-за рубежа.
И это при том, что промышленность, армия и экономика в целом лежали в руинах. Зарплаты и пенсии не выплачивались месяцами, а иногда и годами. В такой обстановке любой человек, способный на решительные действия, был подобен глотку свежего воздуха. Путин стал олицетворением надежд огромной страны. И большую часть этих надежд ему удалось оправдать, хоть и не за один-два года. Что же стал делать Путин дальше? Став президентом в 2000-м, он начал укреплять вертикаль власти, укрощая региональную вольницу через введение института федеральных округов и полномочных представителей.
В сфере экономики он инициировал дебюрократизацию, до которой не доходили руки ни у Ельцина, ни у Гайдара с Черномырдиным. Следующим шагом в его второй срок стали национальные проекты. Это принципиально иной инструмент для концентрации усилий государства и направления капиталовложений в приоритетные отрасли.
Путин и его администрации на протяжении первых двух сроков (2000-2008) перевернули страницу и в международных отношениях России. Без лишнего шума страна стала разворачиваться в сторону стран Большого Востока и Глобального Юга.
К такой смене геополитической ориентации нас подталкивал не кто иной, как наш "главный партнёр" - Запад, который систематически ограничивал доступ России на свои рынки. То, что в таких условиях удалось запустить "Северные потоки", с высоты сегодняшних дней кажется настоящим чудом.
Этот разворот сразу дал результат. При всей своей жёсткости, такие страны, как Китай, продемонстрировали на порядок более высокий уровень понимания интересов России и гораздо большую готовность содействовать нашему развитию, хотя бы на уровне взаимовыгодной торговли и сотрудничества в сфере безопасности.
Страна постепенно восстанавливала суверенный контроль над своими ресурсами. Достаточно вспомнить историю с проектом СПГ "Сахалин-2" в 2007 году, когда британской Shell и японским Mitsui и Mitsubishi пришлось уступить контрольный пакет структурам "Газпрома".
Ко времени возвращения Путина на пост президента после его работы премьер-министром (2008-2012), национальные проекты стали приносить ощутимые плоды. Сельское хозяйство в стране, традиционно считавшейся зоной рискованного земледелия, начало успешно теснить европейских конкурентов.
Сама Россия стала меняться внешне. Те нацпроекты, что были посвящены дорогам и комфортной городской среде, также внесли весомый вклад в изменение самовосприятия россиян. А ведь после нищих девяностых картина была удручающей: солидный провинциальный город-миллионник с развитой промышленностью и ВПК, а его центральные улицы было страшно показать приезжим.
Облупившиеся фасады домов сталинского ампира, потемневшие от времени здания советского модерна, когда-то бывшие предметом гордости, разбитые центральные дороги... А в голливудских фильмах тем временем сверкали неоном и стеклом города из такого желанного будущего! Работа над преображением облика наших городов и даже дворов - это также значимая заслуга администраций при Путине. Нам удалось показать всему миру, что у России тоже есть своё будущее.
Разумеется, за эту четверть века были сделаны и стратегические акценты в архитектуре русской экономики. Тот факт, что сегодня доходы от сырьевого экспорта составляют лишь 25-35% бюджета, красноречиво говорит сам за себя.
Второй майдан в Киеве и Крымская весна лишь ускорили переход России к тому, о чём многие говорили ещё в нулевые - к экономике, способной функционировать в условиях внешнего давления.
Путину удалось стать не просто политиком, а стратегом эпохи, серьёзно превосходящим многих своих западных "коллег" в умении предвосхищать развитие ситуации. Рядовые русские за 25 лет его правления обрели стабильность. Страна же сумела не только выжить в эпоху слома миросистемы, но и получила исторический шанс закрепиться в числе безусловных мировых лидеров. Именно за это нашего президента так и не могут простить многие недоброжелатели на Западе.
Источник