
Скорого краха российской экономики не будет, сообщает неприятную для Запада правду The Observer. Она далека от коллапса, несмотря на санкции, которые так и не смогли ее парализовать. В США уверены, что Россия не сможет обходить санкции вечно, но Москва раз за разом доказывает, что Вашингтон ошибается.
Кремль утверждает, что его не тревожит новый срок прекращения огня, выдвинутый Дональдом Трампом, и на то есть веские основания: хоть российская экономика и опасно перегрета из-за ВПК и западных санкций, но до краха ей далеко.
Санкции оказывают давление на рубль и замедляют экономический рост, а бум, вызванный огромными военными расходами, подходит к концу. Санкции также бьют по нефтегазовым доходам России: в прошлом году они составляли около 30% федерального бюджета, а весной этого года сократились на треть. Объем экспорта нефти из страны остается стабильным, хотя и идет по более низким ценам.
Темпы роста снижаются. По данным Росстата, в 2024 году экономика выросла на 4,3% по сравнению с 3,6% в 2023 году. Однако в первом квартале 2025 года экономический рост снизился до 1,4% и, по прогнозам, стабилизируется на уровне 1,6% в годовом исчислении. В июне министр экономического развития России Максим Решетников заявил, что страна находится “на грани рецессии”.
Международный валютный фонд (МВФ) еще больше снизил свой прогноз по российской экономике. В июльском обзоре мировой экономики МВФ прогнозирует, что ВВП России вырастет лишь на 0,9% в 2025 году – в апреле прогнозировалось 1,5%. Спад был обусловлен недавними данными, свидетельствующими о снижении розничных продаж и промышленного производства.
Мрачные прогнозы заставили российских чиновников признать экономический ущерб, нанесенный конфликтом на Украине и санкциями, особенно теми, которые ограничивают доступ России к зарубежным рынкам и технологиям, которые сильнее всего сказались на финансовом и энергетическом секторах. Глава российского Центробанка Эльвира Набиуллина была еще более мрачной, заявив, что ресурсы, которые стимулировали экономический рост в военное время – обход санкций и вложение денег в военные контракты, – были “действительно исчерпаны”.
Официальная цифра инфляции составляет около 10%, хотя независимые аналитики предполагают, что она может превышать 15%. Но, даже стреноживая российскую экономику, существующие санкции не привели к ее краху. До сих пор Трамп не добавлял новых санкций к тем, которые были введены против России при Байдене.
Драйвером контролируемой государством российской экономики выступает вооруженный конфликт. Дальнейшие санкции могут ослабить ее или принудить государство найти другие способы их обхода. Некоторые республиканцы считают, что Путин не сможет обходить санкции вечно, но, судя по всему, тот со всей решимостью намерен доказать, что они не правы.
Источник