Центрами инновационных технологий и перспективных направлений в нашей стране, безусловно, являются две столицы — Москва и Санкт-Петербург. Однако и на периферии в последнее время наблюдается некоторая активизация развития креативных индустрий, способных стать если не основным, то достаточно значимым компонентом экономики региона.
Уход креативных зон в регионы
Имеет смысл отметить, что в последнее время отдельные форматы креативной деятельности, например разработка новых медиа (в том числе компьютерных игр), активно уходит из мегаполисов в относительно небольшие населённые пункты, часто восточнее Урала.
Это объясняется рядом тенденций и условий, характерных для современной жизни:
- Повсеместное распространение Интернета, что позволяет работать удалённо как с исполнителями, так и с заказчиками. Отсюда вывод: зачем платить за аренду много, если можно получить те же условия, но где-нибудь недалеко от Екатеринбурга.
- Мобильность молодых людей. Молодёжь (а именно она является базовым двигателем развития креативных индустрий) всегда была и остаётся мобильной, лёгкой на подъём. Многим творческим людям гораздо комфортнее работать в регионе, нежели в пыльной, душной столице.
- Вполне реальная поддержка со стороны региональных властей. К примеру, руководство ХМАО выпустило специальный закон о креативных индустриях в регионе от 27.07.2020. Такие законодательные акты появляются и в других регионах страны.
Если говорить о новых медиапродуктах, то здесь важен качественный доступ ко Всемирной паутине. Если в городах РФ с населением меньше 50 тысяч человек Интернетом в 2010 году пользовались только 22%, то сегодня эта цифра давно перевалила за 70%.
Факторы, тормозящие развитие креативной индустрии в России
Стоит начать с того, что государственная поддержка креативных индустрий пусть и присутствует, но является недостаточной, несистемной. Почему бы в этом отношении не взять пример с Южной Кореи? В этой стране в 2009 году был сформирован специальный комитет (отдельный, выделенный), занимающийся исключительно вопросами креативных индустрий и экономики. В результате инновационные южнокорейские проекты активно выходят на мировой рынок, и это факт, который необходимо принять.
В Москве существует Агентство креативных индустрий, но оно не способно «закрыть» все направления на огромной территории Федерации. Кроме того, в основу деятельности этого агентства заложена экспортная составляющая, а начинать, как кажется автору статьи, стоит с внутреннего рынка.
Ещё одна проблема, тормозящая развитие креативных индустрий, о которой необходимо говорить, — это отсутствие в обществе класса людей, склонных к целенаправленной креативности. А без него говорить о развитии данного направления не приходится в принципе. Для постепенного развития класса требуется инфраструктура, условия и деловые «инкубаторы».
В России отсутствует некая единая стратегия развития инновационных индустрий с учётом потенциала тех или иных регионов. Так почему бы не использовать возможности того же Новосибирска, где традиционно сильное техническое мышление? Вынести сюда рассмотренные выше новые медиа — оптимальное решение для разгрузки мегаполисов и формирования креативной «профилизации» населённого пункта и региона.
«Дури» (креативности) в нашем человеке предостаточно. Главное — грамотно направить эту безудержную энергию. И вот здесь в дело вступает менталитет. Наши люди талантливы, однако они не стремятся в большинстве своём монетизировать эти способности. Они творят для себя. Западный же человек изначально старается всё перевести в деньги, поэтому на Западе индустрии в области креатива развиты более выражено. Стоит ли менять менталитет? Безусловно, нет. Но повышать экономическую грамотность населения, разъяснять возможности получения прибыли из собственного хобби, однозначно, необходимо.
В общем, развитие креативных индустрий в России характеризуется положительными тенденциями, хотя скорость продвижения идей и проектов, реагирования государственных структур на современные вызовы оставляет желать лучшего.