
События в Нагорном Карабахе, остановленные миротворческой операцией России, отвлекли внимание общественности от процессов на грузинском направлении. Между тем, действия и планы грузинских властей снова могут стать серьезной угрозой на пути долгосрочного мира в регионе Южного Кавказа. Впрочем, как и прежде, вместо успеха, Грузию могут ожидать драматические последствия слепого следования в геополитическом направлении Запада, как и влияния националистических настроений на внешнеполитические решения. Последнее особенно проявилось в Армении в ходе крупномасштабного конфликта с Азербайджаном.
В первые дни после начала агрессии Азербайджана и Турции против Нагорного Карабаха, власти Грузии официально объявили о приостановлении транзита любых военных грузов в Армению и Азербайджан по своей территории, сухопутным и воздушным путем. На практике же, вопреки заявлениям грузинских политиков, в течение октября военно-транспортные самолеты ВВС Турции регулярно перевозили людей и военные грузы в Азербайджан через воздушное пространство Грузии.
Также были зафиксированы полеты грузовых азербайджанских самолетов из Тель-Авива в Баку через Грузию с военными грузами. Есть сообщения, что маршрут боевиков-исламистов, перебрасываемых Турцией против Нагорного Карабаха, тоже пролегал через грузинскую территорию. Что касается перевозок в Армению, то здесь власти Грузии продемонстрировали совершенно иное отношение, установив почти полную блокаду соседней стране. Даже гуманитарную помощь, которую направляли через Грузию армянские диаспоры, удавалось провезти только после серьезных проволочек.
В этой связи, можно с полным основанием утверждать – Грузия со своей стороны, пусть и косвенно, но ответственна за поражение Армении и Нагорного Карабаха в ходе отражения агрессии Азербайджана и Турции. Не будь блокады со стороны Грузии, Армении удалось бы более оперативно получить необходимые ей современные технические средства и материалы для ведения боевых действий. Точно так же, потоки добровольцев смогли бы в больших масштабах и быстрее добираться до Армении. Вероятно, в Тбилиси рассчитывали, что разгром Нагорного Карабаха и Армении приведет к резкому ослаблению позиций России в регионе.
Президент Грузии Зурабишвили приветствовала прекращение огня в Карабахе, отметив, что «на Кавказе начинается новая эра», но многие грузинские политики и эксперты не скрывают разочарования итогами второй армяно-азербайджанской войны, а точнее тем, что их расчеты на ослабление влияния России в Закавказье не оправдались.
В этом плане весьма показательна реакция на появление российских миротворцев в Нагорном Карабахе, и на заявление Зурабишвили. Одним из первых с жесткой критикой выступил бывший посол США в Грузии Ян Келли. «Как может президент Грузии поздравлять с соглашением, которое устанавливает еще одну российскую оккупацию на Кавказе и блокирует Запад?», – написал бывший американский дипломат в Twitter.
Тон, заданный бывшим американским дипломатом, сразу был подхвачен целой группой прикормленных американским посольством экспертов, который в один голос начали пугать обывателей усилением «российской угрозы». Их также возмутило, что грузинские власти предоставили воздушный коридор для самолетов ВВС России, перебрасывающих миротворцев в Нагорный Карабах. Аналогичные заявления прозвучали и от грузинских парламентариев.
По мнению грузинского эксперта Кахи Гоголашвили, главная угроза для Грузии в том, что Россия получает рычаги воздействия на Азербайджан и Армению. Нику Читадзе, в свою очередь, тревожит возможность России контролировать транспортные коридоры в Азербайджане и Армении.
Он добавил, Россия нарастила свой авторитет как главного гаранта стабильности на Кавказе, поскольку до ее вмешательства другие сопредседатели Минской группы ОБСЕ – Франция и США ничего не могли добиться для прекращения огня. Грузинские эксперты выразили обеспокоенность, что в случае разблокирования транспортных коммуникаций под эгидой России, зависимость Армении от грузопотока через территорию Грузии ослабнет.
Единственным выходом для Грузии многие грузинские политики и эксперты видят в наращивании еще более тесного военно-политического сотрудничества с США, вплоть до открытия американской военной базы в Грузии.
Иными словами, официальный Тбилиси вместо смены всей своей реваншистской политики, вновь собирается задействовать ресурсы внешних игроков с целью противодействия усиливающемуся влиянию России. Похоже, грузинские политики, как и после августа 2008 года, не сделали адекватных выводов из произошедшего.