Россия против двух квази-неоимперий и агрессивной конкуренции


События и словесная полемика последних дней на самых разных уровнях показала, что Россия может оказаться в ситуации конца XVIII века, но ее президент Владимир Путин это понимает. Более того, как кажется, успешно купирует опасности и угрозы.

А тогда, в конце «галантного века», у российской императрицы Екатерины II Великой были две постоянные головные боли – на западе близлежащая Польша, гордо самоименуемая «Речью Посполитой», и на юге Турция в виде Османской империи (Оттоманской Порты) или просто Порты. Нет, и тогда, конечно, «гадила англичанка», натравливая на Россию как перечисленные государства, так и шведов, французов, пруссаков, австрияков, персов. Но Россия отыгрывалась на всех, а больше всего доставалось самым наглым – Польше и Турции.

Польше повело меньше всех – она вообще прекратила свое существование, пережив три раздела между Россией, Австрией и Пруссией (1772, 1793 и 1795 годы) и потеряв государственность до 1918 года. Турция же огребала от России и в XVIII, и в XIX, и в ХХ веках, но тоже практически до того же времени, хотя и с небольшими нюансами: в 1922 году прекратила свое незадачливое имперское существование, но сохранила государственность в виде республики Кемаля Ататюрка во многом уже на советских штыках, то есть Россия помогла сохраниться.

Но имперские «фантомные» боли остались, и сегодня опять России «гадит» не столько англичанка, сколько весь коллективный Запад. Но привычно ведомый англосаксами во главе с США и непосредственно Великобританией, которая опять решила поиграться в восстановление империи, и как всегда, чужими руками. Суть проблемы же такова, что Польша и Турция всегда спорили с Россией за гегемонию в регионе: кто в Восточной Европе, кто еще и в Малой и Центральной Азии. И англосаксы всегда на этом играли.

Хотя начинались у России конфликты с этими странами локально и в режиме междусобойчика. С Польшей было 20 отмеченных в истории войн, и начались они в 981 году с похода киевского князя Владимира Святославовича на Западный Буг и Сан, где он захватил так называемые «червенские города», Ну, чтобы «ляхи не рыпались» на восток. Его то ли сын, то ли племянник в 1018 году вернул полякам эти города, сменив на княжеском троне и расплачиваясь за польскую помощь в войне с Ярославом Мудрым за киевский престол. С тех пор и началось – Польша и Россия все время спорили за доминирование в этом регионе. И даже с переменным успехом. В 1610-1613 годах польский королевич Владислав IV Ваза, благодаря предательской русской «Семибоярщине», числился даже русским царем. Правда, некоронованным. Но до 1634 года, став польским королем, Владислав величал себя «Великим князем Московским» и надевал на голову какую-то потешную «российскую корону». Пока уже в веке следующем российские императоры не разъяснили полякам, на кого «батон крошить не надо». И не помогли им ни Наполеон Бонапарт, ни прочие доброхоты, поднимавшие их на восстания весь XIX век, а в ХХ, сразу после восстановления польской государственности, толкнувшие на советско-польскую войну (1919-1921) против уже большевистской России. Поляки тогда в последний раз поживились за счет России, оттяпав западные регионы Украины, Белоруссии и Прибалтики. Но в 1939, а потом и в 1945 годах Иосиф Сталин поставил все на свои места, а поляков – в «братское» стойло, где они, пережевывая нехорошие мысли о реванше, покорно и стояли до распада СССР в 1991 году.

Теперь же поляки вместе с литовцами опять бредят восстановлением не только Речи Посполитой за счет частей Украины и Белоруссии, но и геополитических проектов под своей эгидой. Например, так называемого Междуморья – союза государств по оси от Балтийского до Черного и Адриатического морей. Поляки вместе с Литвой уже сейчас подкармливают оппозицию, которая хочет на «белмайдане» снести законную власть в Белоруссии, и даже создали так называемый «Люблинский треугольник» с Литвой и Украиной. Чтобы, значит, на юго-западе, западе и северо-западе создать надежный санитарный кордон против России. При непосредственной помощи США, право быть «любимой женой» которых Польша сегодня оспаривает у Германии и у всех прочих соседей. Варшава даже готова платить свои собственные миллиарды, чтобы только США разметили свою новую и главную базу «Трамп» на их территории, туда же вывели войска из Германии и даже через них качали свой сжиженный газ взамен российского.

Точно такая же, извините, у России фигня и в истории с Турцией. Русской-турецкие войны начались в ХVI веке с того, что русские войска царя Ивана Грозного сначала подмяли под Москву турецких сателлитов в лице Астраханского и Казанского ханств, а потом в 1572 году по первое число вломили турецко-крымскому войску при Молодях. С тех пор 12 русско-турецких войн продолжались 351 год общей длительностью в 69 лет с промежутками в 25 лет. То есть каждые 25 лет туркам-османам нужно было огрести от русских или что-то у них урвать, чтобы на время успокоиться. В Крымскую войну (1853-1856) турки пришли на русскую землю вместе с англичанами, французами и войсками Сардинского королевства и как бы даже победили. Но лишь на время: уже в войне в 1877-1878 года за два похода на Балканы русские войска «Белого генерала» Михаила Скобелева и его коллег Иосифа Ромейко-Гурко, Федора Радецкого и Николая Святополк-Мирского раздерибанили там все турецкой в пух и прах и вышли на взятие Стамбула (Константинополя) с российским контролем над Босфором и Дарданеллами.

И только «англичанка» опять «подгадила». Лондон смог сбить европейский антироссийский фронт, который и спас османов от краха, а Россию вынудил пойти на решения Берлинского конгресса 1878 года. На нем по берлинскому трактату Россия вернула себе южную часть Бессарабии и присоединила Карс, Ардаган и Батуми. Кроме того, возвращалась независимость Болгарии, увеличивались территории Сербии, Черногории и Румынии, а турецкая Босния и Герцеговина оккупировалась Австро-Венгрией. Крах Османской империи, как я уже говорил, наступил позже, когда она опять полезла на Россию в Первой мировой войне вместе с Германией, Австро-Венгрией и даже крайне «благодарной» за освобождение Болгарией. Но, повторяю, в конечном счете огребли все, кроме России, ставшей СССР и потерявшей меньше всего.

И вот сейчас у России опять напряги с Турцией, чей президент Реджеп Тайип Эрдоган упорно бредит неоосманизмом – попытками объединить весь тюркский мир, в том числе, тюркоязычные постсоветские страны Средней Азии (Казахстан. Туркмению, Узбекистан и Киргизию) и даже населенные тюрками регионы самой России. В первую же очередь, конечно, оторвать у России Крым, тупо пообещав вернуть его Украине, на что президент Украины Владимир Зеленский повелся, как дурачок, которому пообещали вкусный ништячок.

Однако, повторяю, Путин заявил, что Россию эти потуги поляков и особенно турок не пугают. Даже то, что подзуживаемые Лондоном они даже обозначили некую «Крымскую платформу». Такой себе межгосударственный междусобойчик, призванный вернуть Крым Украине, к чему скакать участники решили на новой «квадриге» – объединении Польши, Украины, Турции и – вы не поверите! – Великобритании. И даже то, что Турция, вмешавшись в конфликт между Армений и Азербайджаном на стороне Баку, пытается вывести обе эти страны из-под российского влияния, за что ей будет по гроб жизни обязан коллективный Запад, сейчас молчаливо взирающий на неоосманские игрища Эрдогана и уверенный, что никуда Турция от Запада не денется. Особенно когда Эрдоган уйдет – он ведь не несменяемый до смерти султан…

Всем им Путин четко сказал: Россия готова к тому, что мир стоит на пороге тектонических сдвигов. И к тому, что «процессы набирают скорость стремительно по экспоненте, игра без правил выглядит все более устрашающе». У России, уверен президент, есть надежное противоядие. «Мы всегда считали сильное государство базовым условием развития России и вновь убедились, что были правы, кропотливо занимались восстановлением и укреплением государственных институтов после упадка, а порой и полного разрушения их в 90-е годы», – сказал Путин. И, по его мнению, сегодня сила сегодняшней России состоит «не в тотальном контроле и жесткости правоохранительных органов» и даже не «в мощи вооруженных сил и военного потенциала», а в доверии к нему со стороны граждан.

Уверенность Путина, как мне кажется, зиждется сегодня на нескольких китах. Во-первых, несмотря на все провокационные усилия Киева, Варшавы и Вильнюса, подзуживаемых Брюсселем, Лондоном и Вашингтоном, успокаивается ситуация в Белоруссии. Ставка Запада сделана на радикально-насильственный слом власти в Минске и выведение республики из-под влияния Москвы, но возможно это только в отдаленном будущем, если будет вообще возможно, когда Белоруссия и Россия создадут союзное государство.

Во-вторых, Россия действительно довольно удачно купирует очаги нестабильности, порожденные и Турцией, и Польшей на постсоветском пространстве. За исключением разве что Украины. Выигрышным оказалось даже прекращение финансовой помощи Киргизии, где свершилась очередная «цветная революция» и все боялись, что нестабильностью воспользуются либо Турция, либо Китай (потому что это уже тренд: где про деньги в обмен на влияние или лояльность, там Китай, у которого средств на это дело – хоть завались).

Советник нового премьер-министра Киргизии Кубатбек Рахимов заявил, что Москва поступила правильно, когда сказала, что до стабилизации обстановки заморозит выделение Киргизии 500 млн долл., обещанных для инвестирования в различные экономические проекты республики, и еще 100 млн долл. долгосрочного кредита под очень низкий процент и на большой срок – по линии Фонда стабилизации и развития (ФСР). «Заявление РФ о приостановлении оказания помощи было сделано своевременно. Оно остудило самые горячие головы, которые поняли, что стратегические партнеры подходят к делу серьезно и требуют такого же отношения к себе. Этот месседж был считан всеми сторонами, включая команду ушедшего президента Жээнбекова и пришедшую ему на смену команду Садыра Жапарова», – откровенно огласил позицию нового Бишкека упомянутый советник Рахимов.

В-третьих, Путин надеется, что антироссийском неоосманизме президента Турции Эрдогана свою роль сыграют нехватка ресурсов у Анкары на действенный пантюркизм и – это главное чаяние Путина! – прагматизм в современных турецко-российских отношениях, выгодных обеим странам. Путин откровенно сказал, что его не беспокоят высказывания Эрдогана по поводу Крыма или разговоры об экспансии Турции на Южный Кавказ и Среднюю Азию. Потому что в них нет ничего нового и опасного, а Россия «абсолютно уверена в своих силах». «Мне это и не интересно, потому что интересы России надежно защищены. В этом вы можете даже ни на секунду не сомневаться. Я уверен, что наши партнеры это понимают и отдают себе отчет», – сказал глава России.

А потом он обозначил и главное: «Я знаю, что сегодня у нас объем торгового оборота свыше 20 млрд. долларов. Знаю, что Турция реально заинтересована в том, чтобы это сотрудничество продолжалось. Знаю, что Эрдоган проводит независимую внешнюю политику. Несмотря на давление, мы с ним в короткие сроки реализовали проект «Турецкий поток», а с Европой годами жуем тему «Северного потока-2», а она никак не может проявить элементарную самостоятельность и суверенитет. С Турцией мы это сделали достаточно быстро, несмотря ни на какие окрики, понимая свои национальные интересы. То же самое в сфере военно-технического сотрудничества (комплекс С-400). С таким партнером не просто приятно, а надежно работается».

В-четвертых, Путин скорее всего рассчитывает и на то, что многим в Европе тоже невыгоден турецкий неоосманизм и игрища в пантюркизм. Потому что могут они осуществляться и за счет Европы, где помнят, что Турция много веков владела Балканами и Венгрией, угрожала самому существованию Австрии. И что только объединенными усилиями войск европейцев, ведомых польским королем Яном III Собеским, в 1683 году удалось отстоять осажденную османами Вену. Тогда в антитурецкий союз входили: Священная Римская империя (Габсбургская Австрия), Речь Посполита и Венецианская республика. И они очень хотели, чтобы против Турции выступила тогдашняя Россия правительницы Софьи Алексеевны. И Россия пошла на это, в 1699 году в результате очередной победы при Петре I закрепив за собой Азов и выход в Черное море.

А сегодня Турция ведет откровенно экспансионистскую политику в Средиземном море и давно не скрывает свои пантюркистские притязания на Балканы. Идеолог неопантюркизма (неоосманизма) глава МИД, а потом и премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу еще в 2009 году в Сараево, столице как бы суверенной Боснии и Герцеговины, заявил: «Мы ходим видеть новый балканский регион, основанный на политических ценностях, экономической взаимозависимости, сотрудничестве и культурной гармонии. Такими были османские Балканы. Мы хотим восстановить такие Балканы». И тогда же в интервью местной газете расшифровал: «В Турции больше боснийцев, чем в Боснии, албанцев больше, чем в Албании, чеченцев и абхазов больше, чем в Чечне и Абхазии, потому что это османское наследство… Для всех этих разных наций на Балканах, Среднем Востоке и Кавказе Турция надежное убежище, их родина. Мы всегда рады вам. Анатолия (турецкая Малая Азия. — Авт.) принадлежит вам. И мы уверены, что Сараево — наше… То, что происходит в Боснии и Герцеговине — это наша ответственность».

Вот собственно, и весь пантюркизм к европейскому столу. А вот после 1 ноября сего года и президентских выборов в Молдавии может возникнуть еще один очаг нестабильности на основе пантюркизма. Если там победит прорумынский националист, который возьмет курс на объединение с Румынией, то, кроме Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), не приемлющей подобное развитие, возникнет и проблема Гагаузии, еще одной автономии в составе Молдавии, где не хотят под Бухарест. Потому что гагаузы – тюрки и тоже могут рассчитывать на помощь Турции. Либо, вы не поверите, России, вместе с ПМР, где стоят российские войска.

Вот такой вот геополитический клубок. И Путин надеется распутать его в пользу России. И многим хотелось бы верить его уверенности. А тут еще министр обороны США Марк Эспер объявил «эпоху агрессивной конкуренции» между своей страной и Россией с Китаем. Москва не любит, когда ее пробуют взять «на слабо», но вызовы всегда принимает.
источник
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Доигрались! Север Украины в полном блэкауте! Украина открывает границы для мигрантов из Бангладеш и Индии, одновременно запрещает русский язык
ВСУ нанесли удар дронами по казахстанской трубе! Зеленский пообещал Трампу нанести удар по экономике Китая через удары по российскому газу
Почему Трамп так неудобно посадил просроченного Зеленского на встрече! На фронте объявлено локальное перемирие! ЕС просыпается в холодном поту от встречи Трампа с Зеленским
Почему Трамп выбрал Будапешт! Из-за чего Трамп повышал на Зеленского голос. Теперь просроченному придется звонить и унижаться перед Орбаном
Намечается новый скандал Зеленского в Белом доме! Удивление просроченного президента после разговора Трампа с Путиным
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин