Двойная связь

Двойная связь

Геополитический сдвиг в сторону Азии перевернул представления европейцев о международном порядке

Covid-19 стал издевкой над великими державами мира. Президент США Дональд Трамп пообещал «снова сделать Америку великой», но его администрация справилась с пандемией далеко не лучшим образом. Президент Китая Си Цзиньпин часто говорил о «китайской мечте», однако его собственная реакция на кризис опиралась на алгоритмический авторитаризм. А европейцы, которые часто твердят о многосторонности, встретили пандемию закрытыми границами, вместо того чтобы действовать сообща.

Фактически, в случае Европы Covid-19 требует более глубокого анализа. Мечта о международном порядке, основанном на правилах, с Европой в центре, рухнула, и Европейский Союз сейчас испытывает как философские, так и географические потрясения. С философской точки зрения европейцы сталкиваются с тем фактом, что грубая сила, а не правила, является главным фактором, определяющим сегодняшнюю глобальную динамику. За последние три года европейцы наблюдали, как два их крупнейших торговых партнера превращаются из поборников глобализации в ведущих сторонников «разъединения».

Поскольку ни Америка, ни Китай не хотят войны с применением обычных вооружений, они оба стали использовать в качестве оружия региональные и глобальные институты. В то время как Соединенные Штаты политизировали то, что когда-то считалось общественными благами, включая финансовую систему, межбанковские переводы, Всемирную торговую организацию, Международный валютный фонд и интернет, китайцы все чаще используют государственную помощь и стратегические инвестиции для манипулирования рынками.

Географический шок заключается в том, что глобальная политика теперь сосредоточена вокруг Азии, а не Европы. Во время холодной войны и сразу после нее региональный порядок Европы и глобальный порядок, возглавляемый Западом, казалось, усиливали друг друга. Существовало подлинное чувство трансатлантического сообщества и общих ценностей, при этом Европа выступала на передовой в американо-советском соперничестве. Европа имела значение, и сменявшие друг друга президенты США очень внимательно относились к ее проблемам.

Но китайско-американское соперничество отвлекло внимание от европейских проблем, а отдаление Америки на Ближнем Востоке, в Восточной Европе и на Балканах создало вакуум, который Турция и Россия спешат заполнить. В 1990-х годах европейцы предполагали, что эти другие державы могут быть включены в европейский порядок, при этом НАТО и ЕС будут служить его основными столпами. Но, особенно в последнее десятилетие, мечта об однополярности Европы уступила место реалиям многополярности.

Эти двойные потрясения - резкий переход от правил к власти и из Европы в Азию - пошатнули европейские представления о порядке. Европейские планы региональных и глобальных соглашений больше не дополняют друг друга. Вместо того, чтобы европейский правовой порядок был вложен в более широкую западную структуру безопасности, эти две области теперь все больше конфликтуют между собой.

Таким образом европейцы оказываются в двойных тисках. С одной стороны, они по-прежнему зависят от США в поддержании глобального порядка, и для поддержания этой договоренности, похоже, требуется, чтобы европейцы взяли на себя больше ответственности за свою региональную оборону, а также тесно сотрудничали с Америкой в ее конфронтации с Китаем. В краткосрочной перспективе Китай вполне может стать связующим звеном в трансатлантическом партнерстве, учитывая, что американцы и европейцы во многом разделяют озабоченность по поводу экономической модели этой страны и нарушений прав человека.

Но, с другой стороны, глобальная конкуренция между Китаем и США оказывает давление на региональный порядок Европы. США все чаще отсутствуют на геополитических аренах, которые представляют наибольшую угрозу для Европы. И при Трампе Америка больше не беспокоится о том, чтобы консультироваться с европейскими правительствами по вопросам своей внешней политики, даже в отношении таких стран как Ирак, где Европа разместила войска. Хуже того, США стали рассматривать многие институты и правила, разработанные для европоцентричного мира, как препятствия на пути к конфронтации с Китаем.

Например, администрация Трампа, по сути, разожгла костер из давних многосторонних договоров о контроле над вооружениями на том основании, что они ограничивают США, позволяя Китаю делать то, что он хочет. В ближайшие месяцы европейские лидеры могут быть вынуждены выбирать между поддержанием таких договоренностей и сохранением отношений с США по вопросам безопасности (контроль над вооружениями), экономики (правила торговли), технологий (5G, полупроводники и т. д.) и переговоров по климату.

Президентские выборы в США 3 ноября могут изменить правила игры в трансатлантических отношениях. Победа Трампа приведет к тому, что Европе придется привыкать к одиночеству. Но даже если Трамп проиграет Джо Байдену, приход новой администрации не изменит долгосрочного сдвига в приоритетах США и не ослабит приверженности американского общества национальному суверенитету.

В прошлом году, когда президент Франции Эммануэль Макрон выступил со своим спорным предупреждением о «смерти мозга» НАТО, он выразил опасение, которое многие европейские лидеры в частном порядке разделяют: однополярный, европоцентричный, основанный на правилах порядок заменяется четырехугольником хаоса, состоящего из Китая, России, Турции и Америки. Готовясь к такой возможности, европейским лидерам придется отказаться от представления о геополитике как о сфере постоянных союзов и институтов. Чтобы защитить ценности и интересы ЕС, им придется взять на себя больше дипломатической ответственности за региональную безопасность, сочетая сдерживание и диалог в отношениях с Россией и Турцией.

При разработке новой стратегии ЕС необходимо освободить место для военного компонента, даже если его внешнеполитическая мощь будет по-прежнему в значительной степени зависеть от торговли, технологий и регулирования. Например, вместо того чтобы просить Германию увеличить расходы на оборону до 2% ВВП, ЕС должен попросить немцев использовать оставшиеся 98% своей экономики в качестве средства защиты европейских интересов в торговле и других проблемах.
источник
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Доигрались! Север Украины в полном блэкауте! Украина открывает границы для мигрантов из Бангладеш и Индии, одновременно запрещает русский язык
ВСУ нанесли удар дронами по казахстанской трубе! Зеленский пообещал Трампу нанести удар по экономике Китая через удары по российскому газу
Почему Трамп так неудобно посадил просроченного Зеленского на встрече! На фронте объявлено локальное перемирие! ЕС просыпается в холодном поту от встречи Трампа с Зеленским
Почему Трамп выбрал Будапешт! Из-за чего Трамп повышал на Зеленского голос. Теперь просроченному придется звонить и унижаться перед Орбаном
Намечается новый скандал Зеленского в Белом доме! Удивление просроченного президента после разговора Трампа с Путиным
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин