Ко мне, «Беркут»



Старый самолёт – как старый троллейбус. Можно поностальгировать, повздыхать, но ездить на нём уже не придётся. И эта мысль абсолютно подходит к экспериментальному самолёту Су-47 «Беркут», который на МАКС-2019 впервые выставили для обозрения на статической стоянке

В чудесном и добром фильме «Ко мне, Мухтар!» есть всё же одна злая сцена. Или же – просто беспредельно философская, а в философии каждый выход за пределы обычно тождествен злу в чистом виде.

Это там, где уже в конце своей героической карьеры раненый, получивший инвалидность пёс смотрит на молодых щенков, которые радостно облаивают его. Оттого облаивают, что у них – всё впереди, что жизненный калейдоскоп только начал крутиться, что за ними – будущее. А старому – лишь ежедневная похлёбка. Заработанная трудами и ранами, но всё равно – всего лишь милость…

Вот если бы можно было оживить самолёты, то сегодня на МАКС-2019 схожие ощущения мог бы испытывать некогда сенсационный и, казалось, перспективный истребитель Су-47. Называемый ещё «Беркут». Пока в небе кувыркаются Су-57 и турецкий президент цокает языком, осматривая действительно великолепную машину, старичок «Беркут», так и не пошедший в серию, стоит на статической стоянке, доступный для осмотра широкой публики. И ему уже никогда не стать основой для машин пятого поколения. И даже само выставление его на обозрение означает конец его жизни как засекреченной экспериментальной модели. Всё показал, всё отдал, осталось служить только памятником конструкторской мысли…

Памятник мысли

Су-47 «Беркут» резко отличается от привычных нам типов истребителей. Дело в том, что у него изначально установлено крыло обратной стреловидности. То есть там, где у обычных самолётов крылья оттянуты в стороны и назад, у этого – наоборот.

Смысл такого решения долго казался естественным. У него больше подъёмная сила в сравнении с крылом классическим, оно даёт при маневрировании большее аэродинамическое качество, что позволяет лучше уворачиваться от ракет, оно обеспечивает в целом улучшение взлётно-посадочных характеристик и управляемости, при его использовании меньшая скорость сваливания и так далее. Не случайно в этом же направлении отправились конструкторы бомбардировщиков Ту-22М и Ту-160 – они установили на эти машины крылья изменяемой стреловидности. Перспективной идея казалась и морякам – не зря некоторое время С-37, как первоначально называлась эта тема, разрабатывался на деньги флота в качестве возможной модели для палубной авиации.

Однако достоинства имеют свойство заканчиваться недостатками. В данном случае основным оказалось этакое скручивание крыла на некоторых скоростях – упругая дивергенция. Соответственно, угроза разрушения. Ответ, казалось бы, очевиден: увеличение жёсткости крыла. Но это ведёт к увеличению веса и падению силовых характеристик машины. Ещё среди недостатков – рост лобового сопротивления воздуха при увеличении скорости, а также снижение остойчивости, из-за чего самолёт был вынужден на больших скоростях активно держать продольную балансировку.

Ну, и ещё, конечно, деньги. Идея начала разрабатываться в 1983 году, когда с ними уже начались проблемы, и всего через пять лет была закрыта, когда при Горбачёве стало много гласности, а с деньгами нарисовался уже полный швах. Однако в «ОКБ Сухого» решили возобновить работы над самолётом в инициативном порядке, то есть за свой счёт, и в 1977-м всё же построили лётный экземпляр «Беркута».

Самолёт как полигон для экспериментов

Судя по всему, тут и началось основное – поверка теории практикой. По сути, новый самолёт стал летающей лабораторией. В которой, правда, сам же был подопытным кроликом.

Проблему веса начали решать через использование композитных материалов – прежде всего углепластика. Напомним: ещё четверть века назад! Помогло ли? Конечно! Вес машины сокращался чуть ли не на четверть, ресурс возрастал до 3 раз, а само производство научилось «вылеплять» углепластиковые детали нужной размера и формы. Что в дальнейшем помогло использовать этот опыт в других проектах.

На этой же машине с её не совсем привычными лётными свойствами изучались возможные варианты подвески вооружений. В конечном итоге «Беркуту» поставили целый бомбоотсек для будущего Су-57, опыт с испытаниями которого позволил… Ну, то есть тут немножко более забавно получилось: отсек-то строили для себя, но потом оказалось, что после модернизации его можно использовать для оснащения Су-57, который тогда ещё носил индекс Т-50.

Похожим образом – в эксперименте и на опыте – отрабатывалась авионика, доведённая до надёжного цифрового характера, которая ныне применяется на других самолётах конструкции Сухого – Су-27М, Су-30МКИ, новом Су-34. Здесь же отрабатывались практические пути обеспечения кругового обзора пилоту.

Много возились и с двигателями, которые поначалу никак не хотели выдавать необходимую тяговооружённость. Отработали и это: моторы стали выдавать вовсе не плохие для 26,5 тонны взлётной массы 2 × 12400 кгс.

Но… Как боевая единица, увы…

Да. Но как боевая единица самолёт в целом смотрелся бы бледно. Скорость пришлось ограничить из-за разрушающих нагрузок на крыло и центроплан (углепластик всё же – не титан). В результате машина получилась практически дозвуковой, и только на высоте может выдавать 2500 км/ч – 2 Маха. Боевой радиус – от 800 до 2000 км. Боевая нагрузка невелика – по плану всего 8 ракет «воздух-воздух».

В общем, «Мухтар» – пёс, конечно, заслуженный. Но задрать злого янкеса на F-22 – не по зубам ему…

Тем более что американцы тоже экспериментировали в этом направлении. И некоторым образом плюнули на такой вариант.

И вот теперь «Беркут» открыт широкой публике. Как, скорее, памятник, а не боевая машина. Правда, памятник специфический. Для специалистов это – памятник красивой работе мысли, красивой работе конструкторов и технологов, памятник технологиям и идеям, которые частью уже нашли своё применение в современных летательных аппаратах, а частью помогли обозначить тупиковые направления развития.


Для публики же это памятник всё же, если подумать, не заслуженному, но пенсионеру. Для неё это памятник соображению: «Надо же, чего мы могли!»

Но раз могли – значит, и сможем. И тогда это уже не памятник, а программа на будущее.

источник
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Доигрались! Север Украины в полном блэкауте! Украина открывает границы для мигрантов из Бангладеш и Индии, одновременно запрещает русский язык
ВСУ нанесли удар дронами по казахстанской трубе! Зеленский пообещал Трампу нанести удар по экономике Китая через удары по российскому газу
Почему Трамп так неудобно посадил просроченного Зеленского на встрече! На фронте объявлено локальное перемирие! ЕС просыпается в холодном поту от встречи Трампа с Зеленским
Почему Трамп выбрал Будапешт! Из-за чего Трамп повышал на Зеленского голос. Теперь просроченному придется звонить и унижаться перед Орбаном
Намечается новый скандал Зеленского в Белом доме! Удивление просроченного президента после разговора Трампа с Путиным
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин