Найдется ли достойный президентского кресла?

Найдется ли достойный президентского кресла?


В Абхазии зарегистрированы три политические партии и девять инициативных групп по выдвижению кандидатов в президенты. Уже известны имена десяти претендентов, одна партия и одна инициативная группа осталась без своего кандидата в связи с болезнью Аслана Бжания.

Но, несмотря на кажущееся богатство выбора, его на самом деле у абхазского избирателя в общем то и нет. Кандидатов, за которыми был бы масштабный ресурс – финансовый, интеллектуальный, экономический, почти нет.

Какого же все таки выбрать избирателю в конце августа?

Перед нами уже окончательный список кандидатов на пост президента Абхазии, среди которых имеются заметные фигуры. И мне как избирателю было бы интересно знать, что каждый из них собирается делать для предотвращения инфраструктурной катастрофы, которая надвигается на Абхазию как снежный ком. Уже сейчас нормальная экономическая деятельность и просто нормальная жизнь в стране невозможны с таким уровнем и качеством инфраструктуры жизнеобеспечения. Дальше будет хуже. Нужно понять, где найти миллиарды рублей, ресурсный и технический потенциал. Иначе к 2030-м годам Абхазия будет представлять из себя филиал Западной Африки на востоке Европы.

Эти выборы также хорошо показывают, насколько абхазская политическая среда изолирована от окружающего мира. Нет конкретных взглядов на место страны в мире и на отношения с Россией и Грузией. Если кто-то что-то и говорит, то лишь штампами.

При таком раскладе нужно разобраться у кого же из кандидатов субъективно больше шансов на победу.

Голосование за последователя лидера оппозиции Аслана Бжании Алхаса Квицинию будет значить как минимум акт поддержки политика, на которого возлагал надежды народ. И думаю будет интересно, что думает кандидат об инфраструктурном кризисе; как собирается ограничить влияние теневых и криминальных игроков; есть ли программа действий по предотвращению дальнейшей деградации человеческого потенциала в Абхазии и как он собирается осуществить антикриминальную операцию.

Найти рациональные причины голосовать за нынешнюю власть в Абхазии невозможно. Но негативный опыт – тоже опыт. Эти пять лет с 2014 года показали, что концентрация всех управленческих полномочий в руках некомпетентного главы государства – катастрофа в условиях маленькой страны, у которой нет экономики. Вместе с тем, так или иначе, сформировался некоторый, пусть очень ограниченный управленческий потенциал. Внутри этого ядра специалисты, которые лучше тех, кто их может заменить, видят и знают текущие проблемы. Но сложность в том, что у них нет полномочий и политического влияния для того, чтобы свести к минимуму вредное влияние некомпетентных руководителей.

Очень интересно понаблюдать за электоральными результатами «третьей силы», команды выдвиженцев Александра Анкваба. Жаль, у нас нет в распоряжении социологии, но электоральная поддержка у бывшего президента, несомненно, есть. Хотя сейчас два разных фланга оппозиции будут работать на размывание широкого протестного электората. Объединение Анкваба с Бжания могло бы ограничить выборы одним туром.

В этой команде привлекает фигура Олега Барциц, торгового представителя Абхазии в России. Он баллотируется как кандидат на должность вице-президента в паре с Олегом Аршба.

Сейчас одна из ключевых проблем в управленческой системе Абхазии заключается в почти полном отсутствии кадров, имеющих широкий отраслевой опыт в условиях реально функционирующих экономик. То есть людей, имеющих, разумеется, внешний для Абхазии опыт жизни, хозяйствования, управления в реальной отраслевой экономике. И, если говорить совсем честно, без широкой интеграции кадров с внешним опытом в управление страной роста быть не может. Мало кто представляет себе масштабы абхазской изоляции, удаленности этой жизни от реального большого мира. И внутри страны негде было созреть современному кадровому потенциалу. Большинство тех, кто считает себя в Абхазии молодыми политиками, — это люди, которым просто негде было работать, расти, набираться опыта. Они уже не взлетят.

Торговое представительство Абхазии в России, как субъективно представляется, имеет возможность запустить процесс формирования нормальной, адекватной управленческой системы. Помимо того, возможно ценен его опыт как ключевого менеджера в организации экспорта абхазской продукции на российский рынок. Без масштабирования этого процесса добиться широкого благосостояния для населения Абхазии будет невозможно.

Возможно, самый яркий из узко групповых проектов на президентских выборах в Абхазии — выдвижение бывшего министра внутренних дел Леонида Дзапшба.

Он один из единичных представителей абхазской элиты, у кого есть успешный бэкграунд в практической деятельности. В бытность главой МВД он смог навести относительный порядок и в самом ведомстве, и, главное, на дорогах страны. В Абхазии ежедневно люди гибнут в авариях. Большая часть ДТП совершается по вине водителей, находящихся в нетрезвом состоянии или в состоянии наркотического опьянения. Причины лежат глубоко в социальной культуре. Но Дзапшба удалось реализовать в абхазских условиях, что крайне сложно, последовательную политику нормализации положения дел в отдельном направлении.

Но не только это. Сейчас в Абхазии наверняка подзабыли конкретные сюжеты, связанные с его деятельностью на посту министра. А в числе этих сюжетов было предотвращение бунта в единственной в стране тюрьме, где, мягко говоря, либеральные условия отбывания наказания и процветает коррупция. В этой истории и в других Дзапшба продемонстрировал качества, которых совершенно точно нет больше ни у кого из нынешних кандидатов. Ему удавалось подчинить крайне токсичную среду норме. Это, собственно, самая большая проблема Абхазии. Тесные связи способны задавить любую позитивную повестку, любого настроенного на изменения лидера, любую вообще нормализацию. Сама социальная среда производит беспредел — ни у кого нет ресурса для наведения порядка.


В этом смысле Дзапшба, возможно, самая перспективная фигура этой кампании. Способность встать над средой в абхазских условиях дорогого стоит.

С другой стороны, Леонид Дзапшба, очевидно, крайне далек от экономики и тонкостей управленческой политики. Однако же и так нет ни экономики, ни управления — терять нечего. Поэтому, возможно, не так уж и плохо избрать президентом политика, который за пять лет оставит преемнику по-прежнему разрушенную, но хотя бы безопасную страну.

При таком раскладе остается только выбирать меньшее из всех зол, а то и во все вычеркнуть всех кандидатов из списка во время голосования. И такое разочарование людей вполне оправданно.
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Новые учения НАТО, которые несут новые угрозы
Польская военная активность и риторика: сигналы о потенциальной угрозе для Беларуси
Польша готова начать агрессию против Республики Беларусь
Обращение Путина к гражданам России
Русский спецназ устроил ВСУ "Судный день"
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин