Война все спишет: кому выгоден конфликт в Ормузском проливе?



«Если Иран хочет борьбы, она станет официальным концом Ирана. Никогда больше не угрожайте Соединенным Штатам» - написал 19 мая в своем твиттере президент США Дональд Трамп. Таким образом, обострение отношений между Ираном и США, начавшееся после отказа Белого дома от ядерной сделки, продолжает набирать обороты.

Между тем, словесной перепалкой дело не ограничивается. Накаляется ситуация и в Персидском заливе. В частности, на днях два ракетных эсминца ВМС США прошли через Ормузский пролив. А незадолго до этого в территориальных водах ОАЭ сгорело четыре танкера. Как выяснилось позднее, два из них принадлежат Саудовской Аравии, один Норвегии, а один зарегистрирован в Объединенных Арабских Эмиратах. Конечно же, виновником провокации был объявлен Иран. Что, на первый взгляд, кажется вполне логичным на фоне заявлений Тегерана о готовности перекрыть судоходство в проливе.

Напомним, что 22 апреля Корпус стражей Исламской Революции (КСИР) заявил о готовности заблокировать Ормузский пролив в ответ на планы США ввести полный запрет на экспорт нефти из Ирана. «Если нам запретят его использовать, мы его закроем», — заявил журналистам командующий иранских ВМС Али-Реза Тангисири. Он добавил, что у военных «не будет ни капли сомнений» в случае необходимости «защищать иранские воды». Стоит также напомнить, что новые антииранские санкции являются ответом Белого дома на отказ Тегерана изменить условия ядерной сделки, пересмотр которых был инициирован после избрания Трампа. Хотя, как известно, новая версия сделки, которая была разработана еще в 2015 году, устраивала всех участников переговорного процесса, включая Европейский союз.

Сложившаяся ситуация подводит Иран и США к опасной черте, за которой дипломатический конфликт может перерасти в боевые столкновения. Однако парадоксальным образом в данном случае именно война, и именно в Персидском заливе, может решить целый ряд принципиальных вопросов для США. Дело в том, что Персидский залив является одной из узловых геополитических точек на планете. Через Ормузский пролив, который открывает путь к большой воде, на экспорт идет более 90 процентов нефти, добываемой в странах Персидского залива. А это составляет, ни много ни мало, порядка 40 процентов глобального экспорта нефти, осуществляемого морским путем.

Не трудно догадаться, какие последствия может иметь прекращение судоходства через пролив для глобального рынка нефти. По мере развития событий вокруг Ирана, нефтяные котировки уже пошли вверх, достигнув 72$ за баррель. Однако такая «игра на нервах» выгодна США – растущие котировки позволяют реанимировать добычу сланцевой нефти, себестоимость которой варьируется от 60$ до 100$ за баррель. С другой стороны, рост нефти на мировом рынке неизбежно спровоцирует рост цен на бензин на внутреннем рынке США, что ведет к росту инфляции.

Но Дональд Трамп готов будет пойти на подобные издержки. И дело, конечно, не только в интересах американских сланцевиков. Дело в том, что страны, находящиеся по ту сторону «бутылочного горлышка» Ормузского пролива – ОАЭ, Кувейта, Катара, Ирана и Саудовской Аравии – обеспечивают свыше 40% потребностей в сырой нефти Китая.

И это, пожалуй, более интересная история, чем воскрешение американских сланцевых компаний. Ведь перекрытие пролива создает уникальный «вентиль» от китайской экономики, которая без персидской нефти просто рухнет. Учитывая, что у Вашингтона не получается выиграть торговую войну с КНР с помощью угроз и тарифов, создание проблем в сфере поставок нефти могли бы дать США переговорные преимущества в этом вопросе. Между тем, китайский аспект является более, чем важным, потому что за тарифной баталией скрывается куда больше, чем претензии США к компании Huawei на тему кражи интеллектуальной собственности. Речь идет о противостоянии с Поднебесной за глобальное доминирование.

И если США не могут выиграть это противостояние в честной конкурентной борьбе, то, что мешает сделать с помощью военного конфликта? Тем более, что как показала история, устроив хаос в Ормузском проливе, можно легко парализовать судоходство. В 1984 году в ходе ирано-иракского конфликта имела место так называемая «Танкерная война». В феврале 84-го иракская авиация начала периодически наносить удары по иранским торговым судам. Ответ Ирана не заставил долго ждать. Вооруженные силы Исламской республики начали наносить удары по торговым судам Кувейта и Саудовской Аравии, которые поддерживали Ирак.

По данным ООН, всего за 1980- 1988 годы, в зоне Персидского залива было атаковано и повреждено около 400 судов, суммарный тоннаж которых составил более 30 млн.тонн. В ходе фазы Танкерной войны удалось поддержать мировые цены на нефть, которые в восьмидесятые годы так и норовили упасть из-за глобального перепроизводства нефти. И если в восьмидесятые годы пролив не был перекрыт полностью, то сегодня такая вероятность значительно выше. 30 лет назад воевавший Иран не имел для этого достаточно ресурсов и сколь существенные силы ВМФ. Но за прошедшие десятилетия ситуация значительно изменилась. Тегеран обзавелся противокорабельными ракетными комплексами и нарастил количество больших и малых ракетных катеров.

Но Китай – не единственная мишень США в Ормузском проливе. Дело в том, что цены на природный газ привязаны к нефтяным котировкам. Дорожает нефть, дорожает и газ. И если попробовать разогнать газовый рынок, можно добиться того, что Европа проявит интерес к американскому СПГ по экономическим мотивам. Тогда интерес к реализации «Северного потока-2» может и поубавиться.

В общем, как видно, война в Персидском заливе – это крайний, но действенный способ решения актуальных проблем США. Однако, развязывая такую авантюру, велик риск того, что ситуация выйдет из-под американского контроля и приведет к необратимым изменениям глобального миропорядка. Так считает американский предприниматель и глава нефтяной компании Genoil Дэвид Лившульц. По его мнению, если Ормузский пролив будет закрыт Ираном, то это приведет к образованию 25%-го дефицита мировых поставок нефти, которые, в свою очередь, невозможно будет компенсировать долларовой эмиссией. Именно потому, что она не будет обеспечена нефтью.


Если иранцы перекроют Ормузский пролив, то цены на нефть подскочат до 500 или даже 1000 долларов за баррель, и в мировой экономике начнется обвал, сопровождающийся крахом на всех финансовых рынках и в масштабах, даже больших, чем в 1929 году. Ведь за душой у современной финансовой системы – 2,5 квадриллиона деривативов – ничем не обеспеченных ценных бумаг, которые коллапс на рынке нефти и похоронит.

В 2016 году в ходе своей избирательной кампании Дональд Трамп сокрушался из-за гигантского спекулятивного пузыря в американских финансах. Война его спишет, правда вместе со всеми глобальными финансами, и в придачу с действующим миропорядком. Но остановят ли подобные риски США?

источник
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Новые учения НАТО, которые несут новые угрозы
Польская военная активность и риторика: сигналы о потенциальной угрозе для Беларуси
Польша готова начать агрессию против Республики Беларусь
Обращение Путина к гражданам России
Русский спецназ устроил ВСУ "Судный день"
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин