Доклад для круглого стола общественного совета НМС «Российская государственность: необходимость новой модели развития».
Заявленная тема круглого стола настолько глубока и сложна, что без осознания и привлечения исторического опыта в развитии российского государства и общества практически не решаема. Перед моей поездкой сюда, на круглый стол, я пришел в нашу Саратовскую семинарию, где долго общался на эту тему со священником, который в отсутствии моего духовника сейчас окормляет меня, с отцом Александром Кузьминым. Отец Александр – настоятель саратовского Храма Бориса и Глеба, кандидат философских наук, преподаватель Саратовского государственного университета и Саратовской семинарии, единственный в Саратове специалист по сектам и деструктивным культам.
Во время нашей беседы о. Александр рассказал мне об удивительном историческом факте, о котором я даже не слышал, так же, как и многие присутствующие. Дело в том, что отношения между Церковью и Властью практически на протяжении всей нашей истории были непростыми, очень не простыми. Консолидация и единение наступали в основном только в смутные и тяжелые времена, особенно когда само существование России подвергалось испытаниям. Но роль Православия в функционировании государства и общества всегда оставалась высокой, если не решающей. Так вот, оказывается царь Иван IV Грозный, помимо того, что уделял огромное внимание формированию русской армии, наделял ее самыми современными на тот момент вооружениями, структурой, тактикой и стратегией, не меньше, а даже больше прилагал усилий для ее духовных потребностей.
Армия была наполнена священниками, хоругвями, крестами, походными Храмами с мощами святых и всем необходимым для молитвы и евхаристии. Беспрерывно во всех частях и соединениях проходили молебны и литургии. Поход на Казань, по свидетельству очевидцев, более походил на крестный ход, чем на военный поход. Для чего нужно было это, армия поняла только по достижении казанских стен. На пяти башнях, окружающих казанскую цитадель, находились 5 дервишей, которые верчением вызывали у себя состояние беснования. Фактически русскую армию у стен Казани встретили 5 сильнейших бесов. А против бесов пушки и пищали бесполезны. И только предводительство Божье и покровительство Божьей Матери помогли русскому оружию одержать победу. А в дальнейшем именно икона Казанской Божьей Матери, обретенная на пепелище в Казани, помогла объединенному русскому воинству изгнать польских захватчиков из России и преодолеть Великую смуту.
К сожалению отношения российского государства и Церкви на протяжении всей истории претерпевали странные метаморфозы. Государство окончательно подмяло под себя Церковь, сделав ее своего рода министерством в государственной машине, поставив ее под управление инородцев и даже иноверцев, тем самым обрекая и себя и Церковь на гибель. Делая из Церкви образ и подобие свое, внедряя структуру и методы управления, превращая ее из дома Христа в одну из многих государственных шестеренок, власть совершила фатальную ошибку.
В декабре 2016 года я принимал участие в ежегодных саратовских Пименовских чтениях. Меня поразила та откровенность и открытость, с которой священники и церковные историки говорили об истории государства российского. На мой вопрос, как могло быть такое, что по статистике управления полиции в 70-80 е годы 19 века ряды революционеров-террористов на 5 % состояли из семинаристов и учеников духовных училищ, а процент священнослужителей был еще выше, был дан откровенный ответ, что государственная система сословий применялась и в Церкви, многие молодые люди не видели своего духовного развития и карьерного роста в ее рамках, что крайне губительно сказывалось и на обществе, и на Церкви.
Когда-то я по наивности считал, что для построения новой российской государственности нужно просто адаптировать к современным условиям знаменитую уваровскую триаду «Православие, Самодержавие, Народность». Но оказалось, что все ее 3 составляющие уже несли в себе такие противоречия и изъяны, которые в конечном итоге и привели нас к величайшей катастрофе в нашей истории в 20 веке. Каждая из трех составляющих триады была на тот момент продуктом компромисса, отходом от тысячелетних принципов нашей цивилизационной системы, уже не русской, но еще не европейской. Наиболее ярко это компромисс коснулся Народности. Постепенный отход от принципов соборности и дрейф в сторону народовластия западной иудо-британской цивилизации - демократии, привели к фактической ее замене в 1905 году с манифестом Государя – императора о создании Государственной Думы. Принцип соборности, когда решение могло приниматься бесконечно долго, но обязательно консенсусом, общим согласием, был заменен диктатурой большинства, демократией, со всеми присущими ей манипуляторными технологиями. Фактически интересы единого народа были заменены интересами отдельных партий, а результат достигался путем, который в корне подрывал вековые принципы русского единства, соборности.
Последняя попытка возрождения русской соборности произошла в 1917 году с созывом Учредительного Собрания. Но для новых властей русский консенсус был ни к чему, и эта попытка закончилась знаменитой фразой матроса Железнякова: «Караул устал». Сейчас из трех составляющих Уваровской триады на подъеме находится только Православие, получившее максимальную свободу от государства за последние несколько веков. Согласно последнему опросу ВЦИОМ, индекс доверия к Русской православной церкви находится на втором месте и составляет 68.8 %. На первом месте с 86 процентами ожидаемо находится российская армия.
Самодержавие находится в стадии понимания обществом, но до сих пор носит некий фантазийный характер, является предметом споров даже в среде монархистов. Хотя общество потихоньку начинает принимать принципы Самодержавия. Не смотря на столетнюю пропаганду против русской государственности, впервые в рейтинге государственных деятелей 20 века, согласно данным ВЦИОМ, Николай II с 54 процентами обошел и Ленина (49%), и Сталина (51%). Это говорит о том, что наше общество изменяется постепенно и неумолимо, путем не революций и насилия, а просвещения. А это не нравится очень многим, что отражается в колоссальном информационном давлении с применением самых современных информационных технологий.
Самым спорным для нынешнего общества является Народность, и, как ее часть, Народовластие. К сожалению, наш российский народ из-за столетней агрессивной пропаганды не видит и не знает альтернативы современной демократии, методу не народовластия, а власти над народом со стороны элит. В нынешней демократии правит метод «разделяй и властвуй», а не метод консенсуса и единения народа. Наверно, где-то в глубине души, русский человек и осознает порочность этого пути, но наши голоса, голоса православных деятелей и интеллектуалов, специалистов в различных сферах человеческого функционирования слишком слабы и постоянно любыми методами заглушаются. Даже среди нас пока нет согласия, идеологии, стройной цивилизационной системы, которую мы можем честно предложить нашему обществу. И в этом наша большая беда.
Современным российским элитам же крайне выгодна вечная консервация существующего положения в рамках нынешней цивилизационной системы. Новая идеология, которая способна в корне изменить и наше общество и государственную систему страшит элиты до смерти, так как ее появление ведет к утрате их положения, власти, собственности, богатства и контроля над страной и обществом. Однако и не принимать во внимание изменения внутри общества элиты тоже не могут. Для них революционные изменения также губительны, как и для общества. Поэтому они стараются оседлать эволюционные тенденции и заменить принципиальные трансформационные изменения некими симулякрами, делая информационные реверансы в сторону требующего перемен общества.
Крайне характерной в этом плане является недавняя статья Владислава Суркова, которые многие даже назвали эпохальной. Не видя себя вне существующей у нас цивилизации, Сурков под видом очередного «изма», в данном случае «путинизма», пытается всучить обществу очередной симулякр. Делая реверансы в сторону вековых потребностей народа, Сурков комплиментарно пытается свести принципиальные идеологические и цивилизационные изменения к простым методам управления, к политтехнологиям. Самое главное, что являясь продуктом нынешней западной цивилизации, Сурков просто не видит себя, нашу страну и общество вне ее рамок, хотя и вынужден признать некий особый характер русского народа, истории и общества. Но и тут этот особый характер он пытается вместить в западные рамки своим определением русского народа, как «глубинного», по аналогии с «глубинным государством» Запада.
Этот реверанс в нашу сторону отметили многие православные деятели, и, на мой взгляд, очень хорошо описал уважаемый Анатолий Степанов в статье «Сурков как охранитель» на Русской народной линии. Сурков пишет о том, что «путинизм», как метод управления, будет практически вечен. Суть управления Путина – это стабильность и компромисс. Однако эти факторы не могут быть целью, они всего лишь временный метод для достижения цели. А вот в чем заключается цель «путинизма» Сурков не говорит. Да и не может сказать, так как не понимает Души русского народа, его стремлений к Богу и Справедливости. К примеру, Сурков пишет, что Россия при Путине отошла от пропасти. Наверно образно можно так сказать. Но пропасть сама по себе не является абсолютным злом для народа.
Чтобы понять роль пропасти в русской Душе, я хочу привести отрывок из рассказа одного православного проповедника, опубликованного на сайте Православие. ру лет 6 назад:
«Русский человек любит подойти к краю и отшатнуться. Ему это надо – хлебом не корми. Русский человек не побежит от пропасти, но подойдет и глянет в нее. А потом, когда голова закружится и ужас охватит, бросится назад и всё поймет сразу, без слов. Вот так: не подойдет к краю – и всю жизнь ребенком проживет. А подойдет – и повзрослеет, упущенные годы в секунду догонит. Только опасно это. Ведь не все отшатываются. Многие падают».
В этом и есть вся суть русского народа, к сожалению, не доступная для понимания нашим властным «идеологам» и «политтехнологам».
Поэтому я считаю крайне важной работу уважаемой Надежды Юдиной, в создании политической идеи, государственного строя, который одновременно будет основан на наших вековых традициях, православной вере и символике с учетом современного развития гражданского общества и современных реалий. На самом деле это – титанический труд, требующий колоссальной работы множества людей, квалифицированных каждый в своей области. На этом пути будет множество ям и препятствий, споров, дискуссий, компромиссов. Но другого пути у нас просто нет. Любой другой путь – это возврат в потрясения, диктатуру и смерть. Этот же путь тернист и долог, но одновременно и бережлив к народу и стране. Он – единственно верен, все остальное мы уже проходили. И я призываю всех по мере своих сил и способностей присоединиться к этому пути и начать, каждый в своей сфере, эту трудную работу.
{banner_banner4}
Александр Никишин