Получение украинскими раскольниками томоса об автокефалии стало свершившимся фактом. Обнулились оптимистические предсказания, что эта грамота Константинопольским патриархатом Киеву выдана не будет, по причине ее очевидной нелегитимности.
К сожалению, мы до сих пор недооцениваем упорство, изощренность и настойчивость киевского режима в желании смастерить из Украины смертоносный таран против российской государственности. Можно и нужно говорить, что с украинской верхушкой работают аналитические и разведывательные центры ведущих западных стран, важно помнить, что уничтожение России является одной из базовых задач самой доктрины украинского национализма.
Разрыв духовных связей — один из инструментов переформатирования дружественного мирного народа в антироссийский военный лагерь. О том, что это не болезнь роста юного государства, а четкая стратегия, трезвомыслящие аналитики предупреждали задолго до нынешних событий. Теперь свершившийся факт необходимо принять как данность и очевидную угрозу на границах РФ.
Да, грамота Варфоломея весьма сомнительна с точки зрения канонов, она не дает широкой автокефалии, оставляя Киевскую митрополию под жестким контролем Стамбула. Но и цели, которые ставили перед собой организаторы интриги, были куда приземленнее: деньги, недвижимость, политика. В частности, каноническая Украинская православная церковь Московского патриархата была последней из влиятельных общественных институций в стране, занимавшей миротворческую позицию — и в отношении конфликта на Донбассе, и касаемо России в целом. Теперь этот неформальный инструмент воздействия на общественное сознание будет значительно ослаблен, поскольку новая СЦУ (по тексту томоса, «Святейшая Церковь Украины») управляется иерархами из раскольничьего киевского патриархата, в большинстве своем — отъявленными националистами и русофобами.
Переход отдельных общин УПЦ МП в лоно новой церкви уже происходит. Только во Львовской области за последнее время к СЦУ примкнуло пять приходов, включая самый большой православный храм в регионе — церковь Петра и Павла в Жовкве. Аналогичные новости приходят из разных областей и охотно раздуваются местными СМИ. А ведь это еще не начались массированные акции по отбору храмов, не завершились юридические процессы по возвращению якобы «в собственность государства» многочисленных памятников архитектуры (например, комплексов Почаевской и Киево-Печерской лавр), не вступил в силу анонсированный спикером Верховной рады Андреем Парубием закон об упрощении передачи церковного имущества УПЦ новым хозяевам.
«Я планирую — уже, возможно, в ближайшую сессионную неделю — законопроект, который подготовлен, который в Раде и был уже утвержден комитетом, предложить на рассмотрение Верховной рады Украины, чтобы мы смогли упорядочить и дать очень четкие юридические процедуры перехода церквей Московского патриархата в Украинскую православную поместную церковь», — косноязычно, но вполне конкретно изложил свои планы Парубий. Вот вам и ответ на вопрос, как будут проистекать дальнейшие события. Согласно законопроекту, голос в церковной общине получит каждый прихожанин храма, включая зашедшего в него впервые. Соответственно, появляется возможность вполне официально захватывать церкви путем подвоза специальных «верующих». Чем больше захваченных храмов, тем шире паства СЦУ: обычные люди идут не к томосу, а в привычную, близлежащую церковь.
Надо отдать должное стойкости множества иерархов и рядовых священников, сохранивших верность каноническому Православию. В условиях, когда УПЦ фактически объявлена иностранным агентом, им очень непросто открыто высказывать свою позицию, выдерживать поток грязных оскорблений, приходить на допросы и «собеседования» в СБУ. А попытки организовывать действенный отпор захватчикам — воистину пример недюжинной смелости.
Так, 6 января в Виннице прихожане Кресто-Воздвиженского храма многолюдной толпой взяли в кольцо два десятка заявившихся захватчиков из «Правого сектора», а архиепископ Винницкий и Барский Варсонофий самолично вышел к боевикам со словами вразумления. Много ли таких священников, надолго ли хватит силы сопротивления и надежды паствы на помощь свыше (или извне) — покажет время. Возможно, около года — в связи с грядущими скоро президентскими выборами и переизбранием Верховной рады. Если изменений в лучшую сторону не последует, процессы маргинализации и силового поглощения канонической Церкви раскольниками вступят в финальную стадию.
Можно сколько угодно высмеивать Порошенко, заявившего, будто бы этого пропащего томоса украинские верующие «ждали тысячи лет», иронизировать над очередным упавшим при виде президента в обморок человеком (действительно, наваждение какое-то) или ядовито улыбнуться, увидев среди «томосоносцев» известного уголовного авторитета по кличке Нарик. Но пока мы не поймем всю серьезность ситуации, это лишь запоздалый юмор на лестнице.
Константин КЕВОРКЯН, публицист
источник