Юлия Тимошенко опять собралась в президенты. На Украине об этом сегодня говорят многие. Собственно, ничего нового в данной информации нет. О президентском кресле Юлия Владимировна мечтает давно. Наверное, где-то с конца прошлого тысячелетия. Новизна в другом. Значительное количество представителей экспертного сообщества верит в то, что президентом Украины она таки станет.
Ссылаются при этом на результаты многочисленных опросов, где, как правило, Тимошенко отводится первое место среди потенциальных претендентов на высшую должность. Говорят о том, что только она способна снести нынешнего надоевшего уже практически всем гаранта. Указывают на будто бы несомненные достоинства Юлии Владимировны, позволяющие ей переиграть конкурентов. Наконец, с сокрушением отмечают, что народ наивен и легко поддаётся обману, а Тимошенко, с её-то политическим опытом, без проблем обведёт избирателей вокруг пальца.
По поводу легковерности немалой части электората спорить, конечно же, бессмысленно – факт налицо. А вот остальные утверждения вызывают некоторые сомнения.
Начнём с якобы высокого рейтинга. Популярность Юлии Владимировны Тимошенко, показываемая опросами, свидетельствует, скорее всего, о том, что опросы эти заказаны… Юлией Владимировной Тимошенко. Увы, украинские социологи уже неоднократно демонстрировали готовность рисовать результаты своих исследований в полном соответствии с пожеланиями заказчика. Верить им – значит демонстрировать ту самую наивность, в которой эксперты упрекают народ.
Реальное мнение подавляющего большинства жителей Украины об украинских политиках первого эшелона можно выразить одной очень короткой фразой «Все козлы!». Для Юлии Владимировны тут исключения не делают, хотя слово «козёл» мужского рода, а Тимошенко – женщина. Её кажущаяся популярность – это нечто сродни фантомным болям, воспоминание о прошлом, которое уже не вернётся.
Когда-то давно Юлия Владимировна пришла в политику ещё молодой и довольно красивой женщиной. Яркая, обаятельная, она сразу привлекла к себе внимание, что, в общем-то, было нетрудно на сложившемся политическом фоне.
Действующие политики уже успели разочаровать (у них это получалось быстро), а появление новой фигуры в политбомонде, да ещё такой, порождало новые надежды. Ей симпатизировали. Мало того – в неё влюблялись.
Такова уж людская психология: если незнакомый человек привлекателен внешне, то поневоле начинаешь его идеализировать. Ну вот просто хочется, чтоб он был и умным, и порядочным, и доброжелательным, и... (можно продолжать долго). Чаще всего ожидания не оправдываются. Но сознаёшь это уже потом, в процессе узнавания человека.
Именно так и произошло с Тимошенко. В неё верили поначалу. Радовались её успехам. Сочувствовали, когда она подверглась первым репрессиям, вступив в конфликт с некоторыми проворовавшимися олигархами и поддержавшим их тогдашним президентом Кучмой.
Но со временем всё большее количество людей начинало понимать: Тимошенко ничем не лучше своих противников. Развеялись иллюзии о её честности, доброжелательности. А затем и о её уме (слишком уж много очевидных ошибок допускала Юлия Владимировна).
В конце концов сошла на нет и красота – годы брали своё, несмотря на ухищрения косметологов. Симпатизировать Тимошенко больше было не за что.
Она ещё собрала значительное число голосов на выборах президента в 2010 году. Но это были голоса скорее не за неё, а против Януковича. Часть электората считала меньшим злом Юлию Владимировну, а не Виктора Фёдоровича. Впрочем, те выборы она всё равно проиграла.
Дальше было новоё тюремное заключение и попытки освободиться, изобразив из себя смертельно больную женщину. Сочувствия к ней в обществе уже не наблюдалось. Правда, из неприязни к Януковичу многие с пониманием относились к ломанию Юлией Владимировной комедии на больничной койке. Но симпатий к самой комедиантке это не добавляло. Даже на Евромайдане, в котором приняли участие самые наивные (чтоб не сказать глупые) представители населения, ей мало кто верил.
Позорное бегство Януковича окончательно похоронило шансы Тимошенко на президентство. Её могли воспринимать как «меньшее зло» лишь в сравнении с Виктором Федоровичем. С его исчезновением этот фактор перестал работать. Последовало сокрушительное поражение Юлии Владимировны на президентских выборах 2014 года.
А затем и на парламентских выборах, где, согласно официальным данным, партия Тимошенко с трудом преодолела избирательный барьер, а её фракция стала самой маленькой в Верховной Раде. Позволю себе предположить, что и такой результат её партии «натянули», голоса «дорисовали». Просто непопадание Юлии Владимировны в парламент неминуемо вызвало бы с её стороны обвинения в фальсификации и требования проверки правильности подсчёта голосов. А это правящему режиму было уж совсем ни к чему.
За последующие четыре года Тимошенко не смогла (да, наверное, и не могла) что-либо сделать для повышения своей реальной популярности. Так какими могут быть её шансы на президентство?
И ещё одно. В течение всей политической деятельности Юлии Владимировны за ней укрепилась репутация профессионального кидалы (обманщика). Причём кидалы безбашенного, из разряда тех, кто, видя сиюминутную выгоду, кидает (обманывает) при первой возможности, не задумываясь ни о том, кто перед ним, ни о последствиях.
Это очень мешало Тимошенко внутри страны (с ней просто опасались о чём-то договариваться). Но не меньше мешало и за рубежом.
В начале 2000-х газета «Зеркало недели» (являющаяся, как полагают, неофициальным рупором Госдепа США на Украине) как-то высказалась о том, что Ющенко на Западе считают прогнозируемым политиком, а Тимошенко – непрогнозируемым. Поэтому продвижение Ющенко на пост президента Запад будет поддерживать, а Тимошенко – нет. Так оно и случилось. И мало что изменилось с тех пор.
Попадание же на пост президента Украины политика, чья кандидатура не была бы предварительно одобрена «Вашингтонским обкомом», скажем так, очень маловероятно в нынешних условиях. А к услугам сего «обкома» сегодня достаточно много украинских политиков – гораздо более прогнозируемых и менее запачканных, чем Юлия Владимировна. Ещё раз, какими могут быть шансы Тимошенко на президентство?
Она хочет быть главой государства. Она, возможно, думает, что идёт в президенты. Но идёт она на политическую пенсию и только туда. Других вариантов тут нет.
Александр Каревин
источник